… о прогнозе социально-экономического развития Москвы
Доходное место
Столичная мэрия подготовила прогноз социально-экономического развития Москвы
Правительство Москвы обсудит сегодня прогноз социально-экономического развития города до 2012 года. Как видно из проекта постановления, оказавшегося в распоряжении «Газеты», составители документа - явные оптимисты: экономика будет динамично расти, доходы населения увеличатся в 1,7 раза даже с поправкой на инфляцию, городская инфраструктура также улучшится. Однако даже если отвлеченные экономические показатели прогноза удастся достичь, горожанам от этого не будет ни холодно ни жарко. Структура городской экономики остается прежней, а потому нынешние проблемы Москвы, например транспортные, вполне могут остаться нерешенными.
Как прогнозируют чиновники столичной мэрии, размер среднемесячной зарплаты москвичей к 2012 году вырастет в номинальном выражении в 2,4 раза (с нынешних 23,1 тысячи рублей до 54,7 тысячи). В реальном выражении предполагаемый рост тоже впечатляет - в 1,7 раза. При этом, заявляют в столичном правительстве, к среднегородскому уровню подтянутся зарплаты бюджетников: расходы Москвы на эти цели к 2012 году должны вырасти в три раза по сравнению с 2007 годом. Улучшение обещают и пенсионерам. С 1 мая 2009 года сумма пенсий с учетом городской надбавки составит не менее 1,75 прожиточного уровня, а с 1 января 2010 года - уже не менее двух прожиточных минимумов. Более того, считают авторы прогноза, москвичи будут не только хорошо зарабатывать, но и лучше работать: если в 2007 году соотношение темпов роста зарплаты к темпам роста производительности труда составляло 1,222, то к 2012 году ожидается снижение этого показателя до 1,065.
Все это хорошо, но никуда и не деться от роста тарифов. В московском правительстве обещают сделать этот рост пропорциональным росту уровня доходов. Получится ли - трудно пока судить. Есть такая цифра: если сейчас москвичи платят в среднем по 60% от реальной стоимости услуг ЖКХ, то вскоре планируется повысить этот уровень до 75%. При этом, естественно, вырастут и сами тарифы. Например, в 2008 году они выросли в среднем на 17% по отношению к 2007 году, значительно опережая инфляцию. Похоже, что такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем.
Кроме того, с 2009 года планируется вернуть плату за капитальный ремонт с собственников жилых помещений (давно забытая в городе строка в общей платежке). Пока, правда, так и не разработан ни механизм отчислений, ни порядок накопления и расходования этих средств. А без четких предписаний может случиться социальный взрыв. Например, если организованное в доме ТСЖ голосованием назначит сумму, неподъемную для малообеспеченных жильцов.
Не очень верится и в то, что москвичи будут жить в более комфортных условиях. В 2009-2012 годах, согласно прогнозу, будет построено 25,5 млн кв. м жилья, из них для решения общегородских социальных программ - 8 млн кв. м. Между тем, как уже писала «Газета», нынешних темпов строительства социального жилья пока не хватает даже на то, чтобы сократить максимальное ожидание в очереди (20 лет). В мэрии и Мосгордуме уже не раз звучали заявления о полной переориентации строительных программ города с коммерческой застройки на муниципальную. Однако, судя по прогнозу, в ближайшие годы этого не произойдет.
Та же история с расходами на развитие транспортной инфраструктуры: застой, причем на этот раз в буквальном смысле. Как справедливо отмечают авторы концепции, пресловутая динамично развивающаяся экономика ставит перед транспортной системой новые задачи в области повышения пропускной способности инфраструктуры. Здесь стоит добавить, что новые задачи перед пропускной способностью ставят и миллионы москвичей, простаивающих в пробках. Прогноз вряд ли порадует жителей столицы. Перечислены уже объявленные масштабные стройки, например Четвертое транспортное кольцо, но ничего не говорится о том, что городу, по подсчетам самой мэрии, к 2015 году нужно дополнительно построить только крупных магистралей на 150 км, а столичный бюджет готов вложить деньги лишь в пятую часть расходов.
Столичные власти в последние дни не устают хвалиться: расходная часть столичного бюджета-2008 превысила бюджет Нью-Йорка. Вот только не делают сопоставления структуры бюджетных расходов. В том же Нью-Йорке строительству дорог отдан приоритет. А в Москве доля расходов на строительство дорог многие годы остается на уровне 7,5%. Зато столичные власти охотно вкладывают деньги в коммерческие проекты, такие как строительство региональных аэропортов. Городской бюджет несет серьезное бремя невыполненных государственных обязательств перед горожанами (предоставление квартир очередникам, капитальный ремонт домов), оправдываются чиновники. Однако и здесь есть доля лукавства. Например, финансирование строительства соцжилья в Москве до сих пор зависит от того, сколько город получит доходов от инвестконтрактов на коммерческую застройку. Не так давно депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов предложил перейти к затратному финансированию строительства муниципального жилья. Причем для решения проблемы, подсчитал он, достаточно тратить 5% бюджета. Почему-то чиновники пока не поддержали этого начинания.
ВВП на душу населения в 25 крупнейших городах мира
Город
Население (по UN Population Division), млн.
ВВП на душу населения
Токио (Япония)
35,2
$64,8 тысячи (2000)
Мехико (Мексика)
19,4
$16,2 тысячи (2005)
Нью-Йорк (США)
18,7
$60,6 тысячи (2005)
Сан-Паулу (Бразилия)
18,3
$14,5 тысячи (2005)
Мумбаи (Индия)
18,2
$6,9 тысячи (2005)
Дели (Индия)
15,0
$6,2 тысячи (2005)
Шанхай (Китай)
14,5
$9,7 тысячи (2005)
Калькутта (Индия)
14,3
$6,6 тысячи (2005)
Джакарта (Индонезия)
13,2
$7,4 тысячи (2005)
Буэнос-Айрес (Аргентина)
12,6
$19 тысяч (2005)
Дакка (Бангладеш)
12,4
$4,1 тысячи (2005)
Лос-Анджелес (США)
12,3
$51,2 тысячи (2005)
Карачи (Пакистан)
11,6
$4,7 тысячи (2005)
Рио-де-Жанейро (Бразилия)
11,5
$9,7 тысячи (2005)
Осака / Кобе (Япония)
11,3
$30,2 тысячи (2005)
Каир (Египет)
11,1
$8,8 тысячи (2005)
Лагос (Нигерия)
10,9
$2,8 тысячи (2005)
Пекин (Китай)
10,7
$7 тысяч (2007)
Манила (Филиппины)
10,7
$10 тысяч (2005)
Москва (Россия)
10,7
493,19 тысячи рублей (2006)
Париж (Франция)
9,8
43,4 тысячи евро (2006)
Стамбул (Турция)
9,7
$13,7 тысячи (2005)
Сеул (Южная Корея)
9,6
$22,7 тысячи (2005)
Чикаго (США)
8,8
$52,3 тысячи (2005)
Лондон (Великобритания)
8,5
46,5 тысячи евро (2005)
Источники: un.org, citymayors.com, Eurostat, Бразильский институт географии и статистики, Национальный институт статистики и экономики (Франция), Росстат, Japan Reference, PricewaterhouseCoopers, сайты городских администраций Пекина, Шанхая
Матвей МАСАЛЬЦЕВ, Антон ИВАНИЦКИЙ. «Газета», 7 мая 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)