… о законопроекте, регулирующем деятельность ЧАЗов
Кадровым агентствам открывают границу
Госдума готова дать им право на привлечение трудовых мигрантов
Госдума осенью должна рассмотреть законопроект, регулирующий деятельность частных агентств занятости. Главное нововведение, которое планируется внести в законопроект,- права агентств на привлечение из-за пределов России трудовых мигрантов. Ранее подобный проект планировала разработать Федеральная миграционная служба, сейчас им занимается рабочая группа Госдумы: передача частному бизнесу возможностей по регулированию привлечения мигрантов уже практически не вызывает никаких протестов.
Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил вчера, что к осени его комитет подготовит и внесен на рассмотрение Госдумы законопроект "О регулировании частных агентств занятости и их участии в привлечении иностранной рабочей силы". "Сейчас в России идет неконтролируемый приток трудовых мигрантов. Принятые в прошлом году меры по регулированию миграционного законодательства оказались недостаточно эффективными. Перелома не наступило. Большинство мигрантов из стран СНГ по-прежнему остаются нелегальными",- отметил он на парламентских слушаниях, посвященных проблемах миграции. По мнению депутата, участие частных кадровых агентств поможет эффективнее контролировать приток мигрантов, их трудоустройство и дальнейшее проживание.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в 2007 году в России было получено 2,136 млн. разрешений на работу. При этом доля теневого рынка, по оценке ФМС, составляет от 5-7 млн. человек, по экспертным оценкам - 15 млн.
Необходимость включения частных кадровых агентств в привлечение рабочей силы в Россию поддержал глава комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров. "Разницы между легальными и нелегальными мигрантами сейчас нет. В прошлом году в Москве было поставлено на учет 1,7 млн. человек, выдано 640 тыс. разрешений на работу, при этом получено только 208 тыс. уведомлений о том, что мигранты трудоустроены. Мы знаем только, сколько мигрантов въехало, а куда трудоустроились те, кто не подал уведомление, мы не знаем",- отметил Алексей Александров. В квотировании импорта рабочей силы, по его мнению, "вообще дошли до абсурда". "Чем больше мы объясняем работодателям порядок постановки на учет мигрантов, тем больше те понимают, что никаких документов подавать не надо",- отметил он.
Законопроект, который будет разрабатывать специально созданная рабочая группа при Госдуме, состоящая из депутатов, чиновников и представителей кадровых агентств, призван урегулировать деятельность кадровых агентств в вопросе привлечения мигрантов из-за пределов России. Агентства, которые, по мнению Андрея Исаева, "кровно в этом заинтересованы", будут по закону осуществлять контроль над въездом, регистрацией и расселением мигрантов, их медицинским, социальным и пенсионным страхованием, а также над "их первичным обучением основам законодательства и культурным традициям страны". "Если работодатель нанимает на работу свыше, например, 30 человек, он сам должен иметь лицензию либо прибегать к услугам лицензированных агентств занятости, которые будут нести за него ответственность",- описал он будущие принципы работы агентств на этом рынке. Андрей Исаев уверен, что частные кадровые агентства лучше, чем государственные структуры, справятся с задачей упорядочивания рынка импортируемой рабочей силы. При этом, по его мнению, они должны координироваться госинститутами.
Ранее ФМС уже предлагала участие частных кадровых агентств в привлечении трудовых мигрантов: в 2007 году в службе заявили, что готовят концепцию, согласно которой частные агентства занятости пройдут процедуру лицензирования в ФМС, что даст им право набирать рабочую силу в странах СНГ, а также проводить регулярный мониторинг требуемых специальностей. Впрочем, сам закон ФМС не написала; не исключено, что под давлением большой заинтересованности рекрутингового бизнеса Госдума разработает законопроект оперативнее.
Генеральный директор кадрового агентства "Контакт" Анатолий Купчин уверен, что "процесс можно подкорректировать в том направлении, в котором он движется". "Механизмы регулирования миграции должны быть связаны с постоянно меняющейся картиной. Трудоустройством должны заниматься профессионалы, которые в этом заинтересованы",- отметил он. Представитель "Контакта" подчеркнул, что де-факто кадровые агентства в РФ и так занимаются трудоустройством мигрантов.
Между тем профсоюзы опасаются, что развитие частных агентств занятости и законодательное закрепление их полномочий в работе с мигрантами приведут к росту импорта рабочей силы. "Если частные агентства занятости будут зарабатывать деньги путем демпинга стоимости рабочей силы, то этого допустить нельзя", - отметил заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов Олег Нетеребский.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 22 апреля 2008 года
Мигранта заказывали?
Гастарбайтеров "пропустят" через кадровые агентства
Депутаты Госдумы призвали правительство разработать концепцию миграционной политики России. Такая инициатива прозвучала на парламентских слушаниях, посвященных проблемам трудовой миграции и деятельности кадровых агентств. Правда, депутаты так и не сформулировали, что же конкретно надо прописать в этом документе, чтобы миграцию наконец "урегулировать".
По экспертным оценкам, сейчас в России незаконно трудятся от 5 до 15 миллионов гастарбайтеров. В результате госбюджет ежегодно теряет не менее 450 миллиардов рублей, которые могли бы в него поступить в виде подоходного и единого социального налогов.
Депутаты придерживаются мнения, что направить мигрантов в законное русло могли бы помочь частные кадровые агентства. По словам председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева, в России необходимо увеличить число агентств занятости, которые занимались бы подбором иностранных работников по заказу наших работодателей и при этом осуществляли контроль за их въездом, регистрацией и расселением, медицинским, социальным и пенсионным страхованием. А также организовывали бы их первичное обучение основам языка, законодательства и культурным традициям страны. В свою очередь руководитель Роструда Максим Топилин добавил, что эти агентства по сути даже можно будет не лицензировать, а отдать на откуп саморегулирующим организациям.
Представителям кадровых агентств идея очень понравилась. Еще бы - если легально трудоустроиться в России иностранцу можно будет только через частное агентство занятости, армия их клиентов, а значит и прибыль, многократно увеличится. Ведь их услуги и сейчас стоят недешево. К примеру, за подбор специалиста-россиянина (которого не надо дополнительно учить языку, обеспечивать жильем и соцгарантиями) московское предприятие выкладывает агентству в среднем от 10 до 18 процентов от годового дохода будущего работника. А если предприятию понадобится сто или тысяча работников, которых сначала надо будет найти за рубежом, потом привести сюда, оформить им разрешение на работу, можно представить, какую цену в итоге выставит агентство работодателю. Впрочем, по мнению экспертов, далеко не все предприятия смогут себе позволить использовать труд иностранных работников, которые могут стать "золотыми". Выгоднее при всех рисках и штрафах нанимать нелегалов.
Не поддержал идею с агентствами и председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы Алексей Александров. По его словам, если механизм привлечения трудовых мигрантов на законных основаниях в стране не срабатывает, то от того, что в него добавится новое звено - агентства занятости, - ситуация не улучшится.
"В прошлом году в Москву въехало более полутора миллионов мигрантов, 650 тысяч из них получили разрешения на работу, 208 тысяч работодателей прислали уведомления о принятии на работу гастарбайтеров. Спрашивается, куда делись оставшиеся 422 тысячи человек, имеющих официальное разрешение на работу? - комментирует он. - Как и положено, в трехмесячный срок выехали за пределы страны или где-то трудятся без официального оформления? Никто не знает ответов на эти вопросы".
По мнению Алексея Александрова, надо сначала отрегулировать пробуксовывающие механизмы квотирования, когда заявку на работников подает работодатель, а разрешение на работу получает иностранец, отправляющийся после этого в свободное плавание.
Марина АЛЕКСАНДРОВА. «Российская газета», 22 апреля 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)