Социологи считают, что в России формируется «грязный» средний класс
В феврале на Госсовете Владимир Путин заявил, что к 2020 году средний класс должен составлять 60-70% населения России. Через два с половиной месяца Институт современного развития (ИНСОР), экспертная площадка, которая считается современным аналогом Фонда эффективной политики Павловского или Центра стратегических разработок Грефа, попытался понять, как можно выполнить пожелание президента.
Как сообщил в четверг на конференции «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста» глава института Игорь Юргенс, ИНСОР планирует провести первое в России серьезное исследование среднего класса. Сперва будут изучать архетип русского сознания. Социологи выяснят, что нужно человеку, чтобы он мог записать себя в средний класс. Мнения участников конференции разделились в оценке роли государства. Одни призывали власти покровительствовать среднему классу в период его роста, другие говорили, что класс вырастет сам, надо только создать реальную многопартийность, независимый суд и модернизировать систему образования.
Архетип сознания русского среднего класса
С определением среднего класса всегда было сложно: ученые до сих пор, хотя исследуют эту тему 150 лет, не могут прийти к единым критериям. Вслед за ними путаются и политики. Алексей Волин, бывший заместитель главы аппарата правительства и член правления ИНСОРа, попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Медведев, считает, что восприятие среднего класса основано на иллюзиях. Как отметил Волин в интервью корреспонденту «Газеты», средний класс нельзя создать сверху, так как он является индикатором состояния экономики и общества. Этот класс неоднороден - "их в стране много", а экономический рост автоматически не приводит к росту среднего класса. «Тот экономический рост, который происходил в России, привел к тому, что стало меньше бедных, - пояснил он. - Но они не попадают автоматически в средний класс». Очень часто к среднему классу относят себя люди, которые им не являются: 73% совладельцев и директоров предприятий считают себя таковыми, хотя они - типичные представители высшего класса. И самое важное: средний класс неоднороден политически, внутри него формируются разные течения и идеологии.
«Нет единой поведенческой модели, и нет единого политического запроса среднего класса. Именно поэтому раз за разом проваливаются «Яблоко» и СПС», - добавил эксперт. Другой иллюзией, по мнению Волина, является обязательная приверженность среднего класса идеям демократии. На самом деле «ему важнее стабильность системы». По мнению заместителя директора Института социологии РАН Натальи Тихоновой, средний класс не надо идеализировать, он не является стабилизатором общества, как принято считать. Она напомнила, что именно средний класс допустил к власти НСДАП в Германии в 1933 году.
Таким образом, средний класс в России размыт настолько, насколько это вообще возможно: к нему относят себя люди разного финансового, образовательного, культурного уровня, различных средств заработка, политических и общественных воззрений. Сенатор Константин Титов ("Единая Россия") полагает, что стране нужны люди, которым есть что консервировать, и государство даже должно разработать закон и подзаконные акты по их поддержке, чтобы этот класс, в свою очередь, стал инструментом развития экономики.
Признаки среднего класса по-русски
Спикер Госдумы Борис Грызлов на недавнем съезде «Единой России» высказал пожелание ввести в состав среднего класса сварщиков газовых магистралей, которых в России осталось всего 300.
В то же время подавляющее большинство рядовых россиян исходят из грубо материального критерия. «Средний класс - что-то между богатыми и бедными» - так сформулировал член правления ИНСОР Евгений Гонтмахер. По словам эксперта, большинство региональных чиновников, как правило, относят к среднему классу сельских специалистов: врачей, учителей, агрономов и зоотехников.
Юргенс напомнил, что в 1993 году тот, кто зарабатывал $100, уже считался средним классом. А президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон даже попытался трактовать слова Путина на Госсовете по-своему: президент, мол, «говорил о среднем классе метафорически», на самом деле он имел в виду, что должен вырасти уровень жизни людей. Из-за грубых трактовок возникают перекосы: к среднему классу по имущественному цензу причисляют малых бизнесменов, зачастую необразованных. И не берут в расчет учителя с библиотекарем, которым никогда не открыть депозит в банке. «Мы ничего не говорим о смысловой части, а пытаемся воспользоваться простыми рецептами: обнаружили человека с приличным доходом и современной профессией и говорим: вот он, средний класс», - возмущался Ослон.
Заокеанский опыт перехода от денег к идее
В США, как пояснил корреспонденту «Газеты» Гонтмахер, тоже пользуются для измерений цифрами дохода: $2-2,5 тысячи на человека, 40 кв. м площади, две-три машины на семью. Но главные критерии попадания в средний класс за океаном другие. «Среднеклассник» должен иметь качественное профессиональное образование, позволяющее не заниматься простым физическим трудом, проводить отпуск вдали от дома и огорода, пользоваться платным здравоохранением и качественно учить своих детей, владеть ценными бумагами, активно участвовать в общественной деятельности или местном самоуправлении.
Те же критерии, считает Гонтмахер, должны применяться и в России. Пока этого нет, сохраняется противоестественная диспропорция: средний класс в России умножается в основном за счет чиновников (в том числе и офицеров из силовых ведомств), менеджеров крупных добывающих компаний, а также сотрудников сомнительных структур, которые нарастают вокруг госучреждений. В то время как в развитых странах основой этого класса являются предприниматели.
Сколько у нас средних
По мнению Натальи Тихоновой, средний класс в России не только есть, но и составляет уже около трети населения. По крайней мере, люди сами о себе так думают. Она привела данные исследования, проведенного РАН в 2008 году: 33% граждан считают себя средним классом на периферии, 43% - в столицах. Правда, она признает, что это - средний класс «ухудшенного качества», который соответствует больше имущественному критерию, чем всем остальным. Заодно она ответила Александру Ослону: мол, некоторые считают средним классом то, что на самом деле - так называемый верхний средний класс, который и в США составляет лишь 10-12%, а в России - 3-5%.
Остальные участники конференции, например Гонтмахер, все же пришли к выводу, что цифры Тихоновой завышены и средний класс сейчас составляет 15-20%. А вот задача, поставленная Путиным, пока не кажется решаемой. Для того чтобы увеличить класс до 60-70%, нужно полностью преобразовать рынок труда, открыть те рабочие места, на которых этот класс мог бы расти, считает Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики. «Проблема в архаичности экономики, недостатке нужных рабочих мест», - уверена она. «Выращивание среднего класса сродни выращиванию растений, - метафорично заявил Ослон. - Нужна соответствующая экология. А пока растение озабочено тем, чтобы больше заработать». «Зарабатывающее растение»
По мнению Ослона, есть четкая смысловая цепочка развития среднего класса: чтобы попасть в него, надо иметь четкую мотивацию, хотеть и уметь учиться, то есть обладать коммуникативностью. Должны существовать условия, при которых накопленный благодаря связям финансовый капитал будет конвертирован в потребление, здоровье, образ жизни в целом. Только после этого произойдет трансформация имеющегося материального уровня в «философский капитал»: консерватизм, индивидуализм, прагматизм. С этого момента человек осознает себя в среднем классе. Все это должно быть передано детям. «Если родители объясняют им, что этот мир устойчив, то он уже наполовину устойчив», - считает Ослон. Социолог в объяснение своей теории отсылает к американскому опыту, где внутренние характеристики уже обнаруживаются внешне - в социальном статусе, месте проживания, обучения.
Большинство социологов сошлись на том, что по мере расширения и воспроизводства среднего класса он все равно будет расслаиваться, в том числе и по вертикали. А это в конечном счете приведет к разделению всего общества на профессионалов и полупрофессионалов.
Средний класс в цифрах По мнению члена правления ИНСОР, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, в нынешней России к среднему классу следует относить тех, кто зарабатывает 13 тысяч рублей в месяц на человека, имеет 21 кв. м жилой площади на одного и "половину легковой машины" на семью. Для сравнения: в США тоже пользуются цифрами дохода для измерений принадлежности к среднему классу: $2-2,5 тысячи на человека в месяц, 40 кв. м площади на одного, два-три автомобиля на семью. Оценки социологов таковы: доли среднего класса в России разнятся - от 15-20 до 43% населения. Замеры Института социологии РАН показали, что в провинции средним классом считают себя 33% жителей, в Москве и Петербурге - 43%. При этом люди, относящиеся к среднему классу, точно не знают, кто в него входит: средним классом считают и школьных учителей, которые в него пока не попадают по имущественному признаку. А 73% директоров предприятий, относящиеся к высшему классу, в свою очередь считают себя средним классом. «Среднеклассник» должен иметь качественное профессиональное образование, позволяющее не заниматься простым физическим трудом, проводить отпуск вдали от дома и садового участка, пользоваться платным здравоохранением и качественно учить своих детей, владеть ценными бумагами, активно участвовать в общественной деятельности или местном самоуправлении. * * *
Михаил ВИНОГРАДОВ, опрос подготовил Александр САРГИН. «Газета», 25 апреля 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)