Нормативы вузов, техникумов и колледжей расходятся с требованиями рынка труда
В минувшую субботу глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов признал, что высшее образование в нашей стране не дает профессиональных навыков.
С такой позицией согласны работодатели: они оценивают выпускников российских вузов на «три с плюсом», не выделяя из общей массы даже тех, кто окончил престижное учебное заведение или имеет красный диплом. Работодателям приходится самим учить своих потенциальных сотрудников: заключать договоры с образовательными учреждениями или организовывать курсы повышения квалификации.
Специальности, которые востребованы на рынках труда и образовательных услуг, также не совпадают. В России, как и во многих странах, сегодня переизбыток выпускников вузов и нехватка квалифицированных рабочих.
В субботу в ходе дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов признал, что система высшего образования в последние годы перестала готовить учащихся к конкретной деятельности, а стала выполнять скорее «социальные функции». Работодатели такую точку зрения разделяют. «Уровень профессиональных знаний молодых специалистов оценивается ими на «тройку с плюсом», — говорится в исследовании, проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ) в рамках «Мониторинга экономики образования». — Мнения руководителей из разных отраслей экономики оказываются очень похожими, хотя они имеют опыт найма выпускников вузов различных профилей. ...Сигналы по качеству профессионального образования (в частности, диплом магистра, диплом престижного вуза) не воспринимаются массовым работодателем как значимые».
У компаний есть возможность «вмешаться» в образовательный процесс и заключить договор о сотрудничестве с вузами, техникумами, колледжами. «Инвестиционные компании, которые открывают в России автомобильные, пивные или кондитерские заводы, заключают партнерские отношения с профессиональными училищами, переоборудуют их под свои нужды, привозят своих преподавателей и берут в штат только тех, кто прошел обучение по их программам», — приводит «НИ» примеры директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Между тем в последнее время предприятия сократили сотрудничество с образовательными учреждениями. Как говорится в исследовании ВШЭ, в 2010-2011 годах «планы по сотрудничеству с вузами» имели 29% промышленных предприятий, а четыре года назад — 36%. Доля строительных предприятий, финансирующих обучение своих будущих сотрудников в вузах, за это время сократилась с 26 до 17%, предприятий в сфере торговли — с 31 до 22%, а компаний, оказывающих «деловые услуги», — с 41 до 28%. Примерно в таких же масштабах предприятия урезали сотрудничество с колледжами, лицеями, техникумами и училищами.
Часто работодатели предпочитают самостоятельно учить людей, которых они собираются принять в штат. «Крупные компании приглашают к себе 300— 500 человек, из них выбирают 30-50, обучают их в течение нескольких месяцев и, изучив их результаты, оставляют в штате 5-10 из них», — рассказала «НИ» Ирина Абанкина. Не нуждаются в переобучении, по словам экспертов, только те выпускники вузов, которые за студенческие годы накопили солидный опыт работы.
Тысячи студентов даже не собираются получать в образовательных учреждениях знания и считают, что функция вуза сводится к выдаче пропуска на рынок труда — диплома. «Около трети студентов признают, что учатся в первую очередь ради диплома, получение которого для них важнее получения знаний, — говорится в исследовании ВШЭ. — Больше всего таких студентов в учреждениях начального профессионального образования — 39,3%, среди студентов среднего профессионального образования приоритет диплома над знаниями отмечают 30,3%. В высшем образовании ситуация несколько отличается: здесь большинство студентов все же учатся ради знаний, а получение диплома важнее только для четверти из них (что, однако, тоже немало)».
«Диплом является недостаточным, но необходимым условием для того, чтобы нормально утроиться в современной жизни и стать полноценным членом среднего класса, — заметил «НИ» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — Что касается содержания знаний, их можно получить где-то еще, но без «корочки» невозможно встроиться в систему». При этом по специальности работает только половина выпускников вузов.
«Это нормальная цифра, учитывая условия, в которых мы существуем, — продолжает Леонтий Бызов. — Качество высшего образования оставляет во многих отношениях желать лучшего. Не больше четверти российских вузов дают образование на уровне европейского. Поэтому рассчитывать, что люди будут работать по тем специальностям, которые они получили только ради «корочек», не приходится. Люди пытаются самостоятельно адаптироваться к рынку, самостоятельно чему-то научиться».
«Трамплин в
вуз»
Как сообщили «НИ» в пресс-службе портала по трудоустройству Rabota.ru, сложнее всего получить должность юристам и экономистам.
«На рынке труда их явное перепроизводство, поскольку в любом, даже непрофильном вузе давно и прочно укоренились юридические и экономические факультеты, — рассказал нам сотрудник пресс-службы. — Однако таких выпускников работодатели не спешат приглашать в штат, предпочитая более опытных специалистов с дипломами авторитетных в данной сфере учебных заведений. Также, по данным международного кадрового центра Kelly Services, наблюдается переизбыток гуманитариев, особенно психологов, которым все чаще приходится, спрятав собственные амбиции, проходить переобучение». А вот спрос на квалифицированных рабочих, по данным портала, напротив, «год от года увеличивается». По данным Росстата, сейчас 2/3 всех свободных вакансий на российском рынке приходится на рабочие специальности. «Дефицит сотрудников у нас в сфере обслуживания, ЖКХ, общественного городского транспорта, не хватает среднего медицинского персонала», — констатировала «НИ» Ирина Абанкина из ВШЭ.
Переизбыток выпускников вузов существует в России давно. Согласно прогнозу Минобрнауки, в 2015 году их количество превысит потребности экономики на 364,7 тыс. человек, а дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312,6 тыс. человек. В этом месяце полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских призвал молодежь идти не в вузы, а в техникумы. По данным Росстата, молодежь начала исполнять желание г-на Холманских еще два года назад. «Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального образования», — говорится в отчете Росстата за 2011 год. Два года назад начало уменьшаться и число студентов вузов. В 2011 году их было 5848,7 тыс., в 2010 году — 6135,6 тыс. Между тем, как сказано в отчете, «в 2011 году в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования».
Однако выпускники школ идут в техникумы и училища не для того, чтобы «продолжить рабочие династии», как хотелось бы г-ну Холманских. По словам Ирины Абанкиной, для многих из них это лишь «трамплин в вуз». «И половина ребят, окончивших учреждения среднего профессионального образования, не выходят сразу на рынок труда, — рассказала «НИ» эксперт. — Минуя ЕГЭ, они поступают на второй, а иногда и на третий курс в вуз. Сейчас их становится все больше». Многие родители в маленьких городах и селах отправляют детей учиться в техникумы и училища, чтобы они уезжали в крупные города, где находятся университеты, не в 17 лет, а после 20.
Устроиться же на нормальную работу, получив только начальное или среднее профессиональное образование, вопреки словам Игоря Холманских, практически невозможно. «Доля предприятий, где квалифицированные рабочие получают достойную зарплату и современные условия труда, крайне невысока, — пояснила «НИ» Ирина Абанкина. — Конкурс на такие заводы бывает 17 человек на место. В остальных случаях рабочих приглашают работать на устаревшие предприятия, у которых очень большие проблемы и со сбытом продукции, и с оплатой труда. Они неконкурентоспособны ни по условиям труда, ни по перспективам профессионального роста, ни по зарплате».
По словам Леонтия Бызова, рабочие профессии перестали быть популярными в 90-х годах. «Многие сферы, особенно военная промышленность, долгие годы держались на потомственных рабочих высокой квалификации, которые гордились своей специальностью, — вспоминает эксперт. — В 90-е годы предприятия стали закрываться, должности неквалифицированных рабочих стали занимать мигранты, а квалифицированные рабочие перестали готовиться. И сейчас ситуация стала критической, потому что старых кадров, на которых все держалось, уже нет, они уходят из жизни». Молодежь, по мнению г-на Бызова, согласилась бы пойти на завод только за большую зарплату, поскольку сейчас «есть очень много возможностей заработать деньги гораздо легче».
Как отмечает Леонтий Бызов, значение высшего образования продолжает расти: более 90% молодежи стремится получить диплом вуза. При этом, согласно исследованию ВШЭ, около четверти обладателей дипломов устраиваются на работу, которая не требует высшего образования. Ирина Абанкина не считает, что четверть студентов российских вузов учатся зря. «У человека есть право на образование, — отметила она в беседе с «НИ». — Высшее образование дает не только узкопрофессиональные навыки, но и общий кругозор, общую культуру и воспитанность. К тому же не все люди, которые после вузов устраиваются на должность, не требующую высшего образования, проработают на ней всю жизнь. Часто бывает так, что семейные обстоятельства поначалу ограничивают карьерные возможности, и люди выбирают работу, которая расположена недалеко от дома и предоставляет больше свободного времени. И далеко не все эти люди получили высшее образование бесплатно. Многие оплатили его».
Всеобщее образование
Участники прошедшей в начале июня в Брюсселе международной конференции «Многоуровневое управление образованием» признали, что несоответствие выпускников вузов рынку труда становится глобальной проблемой, характерной практически для всех стран. Во-первых, это связано с тем, что рынок труда постоянно меняется, появляются новые профессии, а вузы от этих изменений отстают, продолжая готовить специалистов по тем профессиям, которые в новых условиях не востребованы. Во-вторых, вузы дают знания, а работодателям необходимы компетенции — умения работников справляться с требуемыми задачами. Этому вузы, как правило, не обучают, из-за чего на рынок труда выходят «высокообразованные, но не имеющие навыков» специалисты. Еще одна проблема — превращение высшего образования практически во всеобщее (в вузы идут 80-90% выпускников школ). Потом эти выпускники будут стремиться устроиться на работу, требующую высшего образования. Но в экономике столько рабочих мест для специалистов с высшим образованием нет, и многим придется потом заниматься профессиями, которые его не требуют.
Возможным выходом из ситуации участники конференции назвали создание гибких курсов переквалификации, которые человек мог бы посещать в зависимости от наличия у него сил и времени, так как пройти полноценный курс переподготовки (либо получить второе высшее) многим не под силу из-за занятости на работе и в семье. С такой идеей выступила замминистра промышленности, торговли и труда Израиля Анна Глук. Кроме того, к разработке программ высшего образования предложили привлечь работодателей, чтобы они могли сформулировать свои запросы. «Вузы не дают то, что нужно. Особенно на высокотехнологичных предприятиях», — сказал президент Союза промышленников Марокко Абдел хаким Оуалит. Таким образом, можно сформировать многоуровневое управление образованием: по вертикали — министерство, региональные власти и муниципалитет, по горизонтали — вузы, работодатели и профсоюзы.
Среди отрицательных характеристик сегодняшней системы образования собравшиеся в Брюсселе эксперты назвали также и ту, что она «реагирует на изменения в экономике, а не прогнозирует их и не пытается предугадать». Кроме того, существующие в системе образования контрольные показатели нацелены в большей мере на реализацию социальной роли, нежели на экономическую эффективность. Поэтому выделенные на образование деньги тратятся не творчески, а система циркулирующей в ведомствах управленческой информации не обеспечивает возможность принимать адекватные решения.
По словам Анны Глук, оптимально было бы принимать в вузы не более 40% выпускников школ, а остальных отправлять в техникумы и ПТУ. Однако другие участники засомневались, что выпускников удастся загнать в техникумы и ПТУ, а также напомнили, что там тоже учат не тому, что востребовано на рынке труда.
Светлана БАШАРОВА, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО. «Новые известия», 27 июня 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)