Беженцы становятся проблемой не только для соседних стран, но и для Европы
Массовый наплыв сирийских беженцев превращается в серьезную проблему для соседних государств — не только из-за нехватки средств для их содержания, но и из-за опасений импортировать вместе с беженцами революцию. В итоге соседи Сирии все больше говорят о закрытии границ. Если это произойдет, сирийцам придется искать новые маршруты для бегства, главным из которых станет европейский. В ЕС уже бьют тревогу, опасаясь повторения массовой иммиграции по ливийскому сценарию. А Еврокомиссия пообещала соседям Сирии удвоить выплаты на нужды беженцев с €20 млн до €40 млн.
Едва ли не впервые о возможности закрытия границ с Сирией соседи заговорили на минувшей неделе, когда Иордания признала, что больше не справляется с потоком требующих убежище сирийцев: каждый день сюда прибывает до 1,5 тыс. человек. Иорданское Хашимитское Королевство во главе с суннитским лидером стало главным оплотом беженцев, когда военные действия охватили южные районы Сирии. По версии сирийской оппозиции, число перешедших иорданскую границу уже достигло 140 тыс. человек. Изначально власти Иордании заявляли о готовности принять не более 113 тыс. беженцев. Представитель агентства ООН по делам беженцев в Иордании Эндрю Харпер подтвердил: средств, ранее выделенных ЕС на содержание беженцев, не хватает, стране необходимо еще как минимум $12 млн.
Второе место по числу сирийских беженцев занимает Ливан, приютивший до 90 тыс. человек. В отличие от сочувствующей им суннитской Иордании, Ливан, раздираемый противоречиями между суннитскими и шиитскими группировками, воспринимает сирийцев как экспортеров революции. Проблема усугубляется и тем, что вместе с мирными жителями в Ливан проникают военные Свободной сирийской армии и других оппозиционных группировок.
Очагом конфликтов между шиитами и суннитами стал город Триполи на северо-западе Ливана, где сейчас находится не менее 20 тыс. беженцев из Сирии. Устраивая там акции протеста против режима в Дамаске, они провоцируют местных шиитов, поддерживающих своих единоверцев-алавитов, стоящих у власти в Сирии. Это противостояние несколько раз едва не доходило до серьезного вооруженного конфликта (см. "Ъ" от 26 июля).
За последние полтора месяца резко возросло число сирийских беженцев и в Турции. Ситуация на границе усложнилась с началом сражений за Алеппо, откуда в одночасье устремились несколько тысяч человек. Всего Турция разместила у себя около 88 тыс. сирийцев, соорудив для них восемь палаточных городков. Заняв в отношении правительства Асада столь же непримиримую позицию, как Катар и Саудовская Аравия, Анкара взяла на себя и роль организатора встреч лидеров сирийской оппозиции на своей территории. Помощью беженцам турецкие власти не просто демонстрируют солидарность с сирийской оппозицией — они получают гораздо больше возможностей для укрепления своих позиций в регионе. На прошлой неделе турецкий МИД снова объявил о готовности ввести войска в Сирию — для защиты тысяч спасающихся бегством жителей.
До недавнего времени самое сильное сопротивление наплыву сирийцев оказывал Ирак — активный сторонник Башара Асада в регионе. Шиитское правительство Нури аль-Малики до последнего момента предпочитало держать северо-западные рубежи страны на замке, боясь импорта из Сирии "суннитской угрозы". Однако несколько дней назад Багдаду пришлось пойти на уступки. В одном из пограничных районов, населенных иракскими суннитами, прошли массовые протесты с требованием открыть КПП для сирийцев. Сейчас управление по защите беженцев ООН говорит о 8,5 тыс. сирийцев на территории Ирака. Однако, по данным западных СМИ, речь идет как минимум об 11 тыс. человек.
Сирийская оппозиция обвиняет власти Ирака в грубом обращении с беженцами. Приводятся данные, что они содержатся под конвоем в школах и мечетях без допуска посетителей, покидать же территории "резерваций" разрешено только тем, у кого есть иракское гражданство или родственники в Ираке. Министру по делам беженцев Ирака Дендару Наджману Дуски пришлось пообещать создать для переселенцев из Сирии нормальные условия.
Среди покидающих Сирию немало иракцев, бежавших от гражданской войны. Тогда Сирия приняла до 1,2 млн иракцев, обеспечив их работой, а детей — школами. Такого радушия не проявила ни одна из соседних с Ираком стран. Но Багдад, похоже, забыл о гостеприимстве сирийцев или просто стремится избежать новых потрясений.
Первой в Европе тревогу в связи с ожидаемым наплывом беженцев из Сирии забила Греция. Сначала власти страны направили на границу с Турцией дополнительно 1,8 тыс. военных. Затем полиция провела масштабную операцию в Афинах, проверив документы почти у 5 тыс. человек. Те, у кого отсутствовала виза или разрешение на работу, в ближайшее время будут выдворены из страны.
Ольга КУЗНЕЦОВА. «Коммерсантъ», 6 августа 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)