Не более 10% москвичей готовы покинуть родной город ради карьеры
На сегодняшний день лишь 9,3% столичных жителей не исключают для себя возможности переезда в другой город ради новой работы, утверждают эксперты рынка труда. Самыми мобильными оказались управленцы разных уровней, работники сектора общественного питания и гостиничного бизнеса, а также домашний персонал.
Как показало исследование рекрутингового портала Superjob, самыми легкими на подъем являются директора компаний и руководители департаментов. Эксперты агентства проанализировали свою базу резюме и обнаружили, что практически каждый четвертый руководитель (24,7%) в своей анкете ставит отметку «Готов к переезду в другой город». Маркетологи поясняют: представители топ-менеджмента, являющиеся носителями уникальных знаний и управленческого опыта, всегда ценятся высоко, поэтому переезд для них не страшен. Даже в регионах им предложат достойную зарплату, компенсационный пакет и набор корпоративных льгот.
Немного отстают от них московские менеджеры проектов: 22,3% из них готовы трудиться за пределами столицы. На третьем месте в рейтинге самых мобильных специалистов оказались работники сектора общественного питания и гостиничного бизнеса (20,6%). Покинуть Москву ради новой работы согласен каждый пятый соискатель, ищущий работу в сфере домашнего персонала (19,5%). Это неудивительно: гувернантки, няни, сиделки и садовники достаточно часто работают вахтовым методом. Гораздо реже соглашаются на переезд квалифицированные рабочие – всего 7,9% от всех претендентов на рабочие должности.
Эксперты портала также проанализировали на предмет мобильности различные отрасли. Оказалось, что в строительной отрасли и сфере недвижимости самыми мобильными оказались архитекторы (16,2%), реже указывали в резюме пункт о готовности к переезду риелторы (11,9%). В сфере информационных технологий лидируют системные аналитики (15,7%), а самые «расторопные» – web-дизайнеры (11,3%). Среди работников административной сферы и секретариата выделяются переводчики (15,5%), значительно опережающие офис-менеджеров (7,3%) и секретарей (6,5%). Кроме того, эксперты Superjob выяснили, что ветеринары мобильнее врачей и медсестер (14,0%, 9,9% и 7,6% соответственно). Среди работников сферы маркетинга, рекламы и PR по уровню готовности к переезду лидируют бренд-менеджеры (13,1%), а в хвосте оказались рекламщики (8,6%). Охранники демонстрируют большее желание стать «трудовыми мигрантами», нежели кладовщики: 12,7% и 7,5% соответственно. Снабженцы в готовности к переезду значительно опережают продавцов: 12,6% против 9,7%. Журналисты оказались более приспособленными к перемене места жительства, чем редакторы и корректоры (12,5% и 8,8% соответственно). Наибольшую мобильность среди специалистов финансовой сферы проявляют аудиторы (12,4%), а самыми тяжелыми на подъем оказались бухгалтеры (5,5%). Менеджеры по персоналу указывали в резюме пункт о готовности к переезду чаще своих коллег по кадровой отрасли – инспекторов отделов кадров: 9,6% и 6,8% соответственно.
Наименее мобильными специалистами оказались операционисты банков: лишь 4,8% соискателей этой должности готовы отказаться от столичной жизни ради работы в другом городе России.
Несмотря на такие результаты, эксперты не считают, что в данном случае можно говорить о какой-либо тенденции. Менеджер кадровой компании Дмитрий Косов убежден, что москвичи никогда не будут в массовом порядке переезжать в регионы. «Надо понимать, что сегодня большая часть жителей столицы – это как раз жители тех самых регионов, – рассказал «НИ» эксперт. – Они приезжают в Москву ради карьерных перспектив и надежд на лучшую жизнь. Поэтому логично, что, если человек приехал сюда, обратно его пока не тянет. Кроме того, зарплаты в регионах на 20–30% ниже, чем в столице, поэтому очевидно, что в ближайшей перспективе такого массового исхода москвичей в регионы не предвидится». Тем не менее, по словам г-на Косова, есть отдельные отрасли, где в принципе специалисты часто заинтересованы в переезде в регион. «В первую очередь это касается крупных производств в химической промышленности или в фармацевтике, а также в автомобилестроении, – уточняет г-н Косов. – Там очень большой дефицит кадров, поэтому предлагаемые в этих отраслях зарплаты конкурентоспособны. Надо еще учитывать и то, что 100 тысяч в Москве и 100 тысяч, к примеру, в Ростове – это совсем разные деньги».
Евгения ЗУБЧЕНКО. «Новые известия», 30 июля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)