ОЭСР констатирует неизбежность трудовой миграции — как в Европу, так и в Россию
Миграционные потоки, сокращавшиеся в 2008–2010 годах, в 2011-м продемонстрировали разворот тренда. Рост числа мигрантов в 2011 году был отмечен в США, Европе и Австралии, отмечает прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2012 год. Посткризисное восстановление создало спрос на иностранных рабочих на рынке труда: в ОЭСР уже обсуждают необходимость облегчить условия натурализации востребованных гастарбайтеров. РФ, по данным организации, ждут те же проблемы: сокращение трудоспособного населения обеспечит ей дефицит рабочей силы в 7 млн человек к 2020 году.
Международные миграционные потоки сокращались три года подряд — до 2010 года, когда миграция в США снизилась на 8%, в европейские страны ОЭСР — на 3% (за вычетом внутриевропейских переездов работников). Рост числа иностранных работников в это время наблюдался лишь в Канаде, Корее и Мексике. В целом прогноз ОЭСР по миграции на 2012 год отмечает снижение числа постоянных мигрантов в 2010 году на 2,5%, до 4,1 млн человек. Однако предварительные данные показывают: уже в 2011-м спад сменился ростом — миграцию вызывает окончание кризиса и спрос на трудовые ресурсы.
В 2011 году приток мигрантов вновь увеличился в США, Австралии, Новой Зеландии и большинстве европейских стран (за вычетом Италии, Испании и Швеции). «Сокращение притока мигрантов вызвали не ограничения миграционной политики, а снижение спроса на труд»,— констатировал на презентации прогноза ОЭСР в Брюсселе генсек организации Анхель Гурриа, отметив, что возврат к росту экономик дал новый спрос на иностранцев. ОЭСР советует правительствам «сосредоточиться на долгосрочных нуждах рынков труда» и интеграции мигрантов.
По данным организации, «новые» мигранты формируют около 70% предложения на рынке труда Европы — и 47% в США. Уже к 2015 году и этого станет недостаточно, чтобы заместить демографический провал в большинстве развитых стран. В то же время кризис на рынке труда вызвал резкую маргинализацию в среде мигрантов — доля неработающей и неучащейся молодежи с 2008-го по 2011 год резко увеличилась. Также молодые мигранты чаще вовлекаются в работу с неполной занятостью. Это и требует «усиления интеграционных процессов» в странах ОЭСР и перенастройки миграционных каналов в пользу дефицитных на рынке труда профессий: самого дефицита все равно не избежать.
В РФ связь динамики ВВП и занятости мягче: спад экономики на 7,9% в 2009-м с возвратом к росту ВВП на 4% в 2010-м обеспечил сокращение занятости на 2,3% и рост на 0,7%. На притоке постоянных мигрантов эти колебания отразились мало: ОЭСР оценивает его в 250–300 тыс. человек в год, отмечая, что в основном постоянные мигранты прибывают в РФ из стран СНГ и в 2010-м этот приток замедлился (158 тыс. человек, после ужесточения миграционного законодательства в 2009 году). В отношении к численности населения это меньше, чем в большинстве стран ОЭСР. Однако в основе трудовая миграция в РФ — временная. В 2010 году число временных иностранных работников составило рекордные 960 тыс., что, напротив, в отношении к населению в разы больше, чем в ОЭСР. При этом прогноз отмечает, что число иностранных работников (около 2,5% работающего населения РФ) не учитывает «нелегалов» — их, по оценкам организации, «в 2,5–3 раза больше» (7,5% занятых) — против США, где доля нелегальных мигрантов оценивается в 3,5%.
В ОЭСР отмечают: в ближайшее десятилетие РФ также будет испытывать недостаток в рабочих руках из-за демографического спада: «Начиная с 2012 года, доля трудоспособного населения начнет сокращаться (сейчас — 95 млн человек), и к 2020 году сокращение числа граждан трудоспособного возраста (20–64 года) составит 7 млн человек». Эта динамика будет резче, чем в ЕС, а решение проблемы потребует от РФ схожих стратегий по управлению миграционными потоками и расширения возможностей привлечения иностранных работников.
Олег САПОЖКОВ. «Коммерсантъ», 2 июля 2012 года
Работать станет некому
Трудоспособное население России сократится на 17 млн человек к 2030 году
Россия потеряет к 2030 году почти 17 млн трудоспособного населения. Большие потери понесут также Япония и европейские страны. Компании будут вынуждены делать ставку на работников старших возрастов и создавать для них специальные программы переквалификации и по уходу за здоровьем, прогнозируют в международной рекрутинговой компании Hays. При этом основной прирост населения придется на страны с развивающейся экономикой, которые включатся в глобальную борьбу за привлечение высококвалифицированных специалистов.
Согласно исследованию международной рекрутинговой компании Hays, сделанному в партнерстве с Oxford Economics, трудоспособное население планеты до 2030 года увеличится на 21%. Однако, как подчеркивают исследователи, основной прирост, на 931 млн человек, придется в основном на страны с развивающейся экономикой — Индию, Пакистан, Нигерию, Бангладеш, Эфиопию, Индонезию, то есть страны индийского субконтинента, Африки и Латинской Америки.
В Европе уже наблюдаются и будет нарастать проблемы сокращения трудоспособного населения и старения рабочего населения. Как заявил «Ъ» президент Hays plc Алистер Кокс, страны с развитой экономикой будут вынуждены делать ставку на работников в возрасте 60 лет и старше. К этим странам должна, по его мнению, примкнуть и Россия, поскольку, по подсчетам компании, именно она возглавляет Топ-25 стран, которые из-за сложной демографической ситуации потеряют больше всего трудоспособного населения к 2030 году — 16,9 млн человек. За Россией следует Япония с потерей 13 млн человек, Германия — 8 млн человек, Украина — 6 млн человек, Польша — 3,9 млн
«Придется увеличивать трудоспособный возраст. Уже сейчас необходимо внедрять специальные программы для работников старших возрастов — программы переквалификации по обновлению набора навыков и другие корпоративные программы, например по уходу за здоровьем, учитывающие правильное распределение нагрузок», — отмечает Алистер Кокс. Уже сейчас в Европе наблюдается тенденция к повышению пенсионного возраста, в 2006 году Япония увеличила возраст выхода на пенсию до 65 лет, Бразилия это сделала в 2003 году (до 65 для мужчин и до 60 для женщин), а многие страны, такие как Великобритания, приняли антидискриминационные законы, разрешающие людям старшего возраста продолжать работать и оставаться полезными.
Согласно прогнозам Hays, численность трудоспособного населения увеличится к 2030 году больше всего в Индии — на 241 млн человек (лидер Топ-25 стран), Пакистане — на 62 млн, Нигерии — на 54 млн, Бангладеш и Эфиопии — по 34 млн человек. Среди развитых стран, которые ожидают прироста населения трудоспособного возраста, лидируют США — 18 млн человек. В компании отмечают: страны с большим приростом трудоспособного населения в скором времени включатся в ожесточенную борьбу за высококвалифицированных специалистов. Самыми привлекательными странами для профессионалов сейчас являются США, Великобритания, Австралия и Сингапур. В них ведется прицельная политика по привлечению профессионалов. Так, например, Сингапур привлекателен не только благодаря высокому качеству жизни, хорошей экологии, низкому уровню преступности, но и в связи с эффективной деятельностью Комитета по привлечению талантов (The Singapore Talent Recruitment (STAR) Committee), который был основан еще в 1998 году. Основой иммиграционной политики страны является дифференцированный подход, разработанный с целью привлечения и удержания достойных специалистов.
Алистер Кокс указывает на необходимость действий со стороны российского государства: усугубляющийся дефицит высококвалифицированных кадров, отсутствие их движения в глобальном контексте, старение работников в трудоспособном возрасте, иммиграционные ограничения угрожают экономическому росту страны и создают возможность для социальной напряженности. «России не только необходима новая кадровая политика, и в частности миграционная политика на рынке труда, но и необходимо стать привлекательной страной для высококвалифицированных иностранных кадров. И дело не в зарплате — компенсационный пакет у экспатов хороший, то есть заработки в России высокие, просто о стране мало известно в мире с точки зрения рынка труда, необходимо упростить для специалистов возможность войти на рынок труда», — отмечает господин Кокс.
Один из призывов Hays — разработать международный кодекс для упрощения трудовой миграции высококвалифицированных кадров. В компании уверены: сейчас вопросы миграции, решаемые на национальном или в лучшем случае региональном уровне, имеют разрозненный и запутанный набор правил, который регулирует движение рабочей силы совершенно неэффективно.
Между тем, напомним, впервые за долгие годы у России появился стратегический документ, определяющий базовые принципы регулирования миграционных потоков: была утверждена Концепция миграционной политики до 2025 года. Впрочем, пока не представлен план ее реализации, то есть нет ни «дорожной карты», ни финансирования. На реализацию утвержденной правительством РФ концепции потребуется время, а за решение проблем нужно браться уже сегодня, подчеркивают в Hays.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ-Online», 3 июля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)