Неразрешимый конфликт поколений, отсутствие социальных лифтов и перспектив на рынке труда не оставляет выбора для итальянской молодежи
В итальянской университетской среде настроения в духе «пора валить!» чрезвычайно широко распространены
На пресс-конференции сразу после разгрома итальянцев в финале Евро-2012 тренер национальной сборной Чезаре Пранделли произнес пророческие слова, смысл которых выходил далеко за пределы футбольного поля. «Мы – старая страна со старыми идеями и старыми методами. Нам нужно мужество для перемен». Что же имел в виду наставник squadra azzurra, опытнейшие игроки которой не смогли противостоять неудержимому напору более молодых испанцев?
В бесконечной череде политических скандалов и скандальчиков, сотрясающих ныне Италию, история с назначением Пьера Луиджи Челли на должность президента Национального агентства по туризму Enit, явно выпадает из общего контекста. Челли, заслуженно считающийся одним из наиболее эффективных топ-менеджеров страны, не был замечен ни во взяточничестве, ни в банальном воровстве, которым так грешат местные чиновники. Почему же сразу 47 сенаторов подписали коллективную петицию против того, чтобы он возглавил государственную структуру, призванную продвигать туристическую привлекательность Италии в мире?
Виной всему стало письмо взрослому сыну, которое 67-летний Челли написал в ноябре 2009 года и опубликовал в леволиберальной газете Repubblica. «Послушай меня, эта страна не заслуживает тебя. Мы хотели, чтобы она стала другой, но мы проиграли. Ты имеешь право жить по-другому. Не задаваясь вопросом о том, понравится ли то, что ты говоришь и пишешь, кому-то из заурядных людей, которые так много здесь значат. И без риска оказаться под прицелом и быть изгнанным, сам не зная, за что и почему», - писал умудренный жизнью гендиректор ведущего частного университета Италии Luiss, который, кстати, является кузницей кадров для национальной элиты.
«Мой тебе совет – заканчивай учебу и уезжай за границу, где честность, уважение, признание личных достоинств и достигнутых результатов все еще имеют значение», — резюмировал Челли.
Письмо наделало тогда немало шума, а после назначения Челли в апреле главой Enit стало поводом для политической кампании против новоиспеченного госчиновника, которого обвинили в «ненависти к Италии». Ситуация для нас вполне понятная, памятуя о том, что автор «Философических писем» был объявлен в России сумасшедшим, а традиция подписания различных коллективных петиций жива в Отечестве и поныне…
Меня, однако, в этой истории в первую очередь интересует смысл отцовского напутствия. Опытнейший руководитель, досконально знающий все механизмы функционирования системы «Made in Italy», настоятельно рекомендует своему сыну как можно скорее покинуть страну, поскольку убежден: в Италии ни талант, ни искреннее желание работать не могут принести успеха молодому человеку.
Лично зная многих сенаторов, подписавших письмо против Челли, осмелюсь утверждать, что, несмотря на гневные инвективы в его адрес, они несомненно разделяют его оценку сложившейся ситуации. Но главное — не то, что говорят и пишут итальянские сенаторы. Главное — то, что думают сами молодые итальянцы. Вот свежие данные американского исследовательского центра Pew Research Center, который провел опрос среди молодежи ведущих стран ЕС и США. На вопрос, трудно ли в вашей стране молодому человеку получить работу и стать богаче своих родителей, утвердительно ответили 62% итальянцев. Для сравнения: в Польше таковых было 44%, в США – 39%, в Германии – всего 23%. Согласно данным исследования, хуже в Европе дело обстоит только в Испании (69%) и Греции (73%).
Педагогический садизм
На ум невольно приходят студенческие волнения в Афинах и многотысячные манифестации indignados по всей Испании. Я же не могу не вспомнить тех лицеистов, студентов и молодых ученых, которые горячей осенью 2010 года вышли на улицы и площади 100 городов Италии, чтобы выразить свое несогласие с реформой национальной системы образования, которую правительство Сильвио Берлускони все-таки протащило через парламент. Помню, как утром 24 ноября элитные подразделения полиции и карабинеров в камуфляже блокировали центр Рима, но демонстранты все-таки пытались проникнуть в так называемую «красную зону». В руках у ребят был транспарант «Здесь покоится с миром государственное образование». А еще самодельные пластиковые щиты, изображавшие книги классиков мировой литературы – Данте, Сервантеса, Чехова... Я смотрел на юные лица старшеклассников, слушал, как они грозно скандировали «Позор! В отставку!» и тут же дурачились и целовались. Спустя пару часов некоторым из них впервые в жизни пришлось отведать резиновых дубинок на улице Сан-Марчелло, где все-таки произошли столкновения с полицией. Помню щуплого паренька с запекшейся кровью на лице, который обреченно повторял: «Надо валить из этой страны! Надо валить…»
Зайдите в любой итальянский университет, поговорите со студентами, и вы убедитесь, что подобные настроения чрезвычайно широко распространены сегодня в молодежной среде. Профессора же расскажут вам о том, что практически все их лучшие ученики связывают свои ближайшие планы с зарубежной стажировкой и последующей работой за границей. Государственные расходы на научно-исследовательскую деятельность в Италии неизменно сокращаются, и пресловутая «утечка мозгов» идет полным ходом. Недавняя эйфория по поводу того, что итальянские физики внесли существенный вклад в открытие бозона Хиггса, лишь подтверждает, что серьезные научные результаты итальянцы реально могут продемонстрировать только за рубежом. Дело, естественно, не ограничивается наукой. Молодежь сегодня убеждена, что необходимым условием для самореализации является отъезд за границу. Причем речь идет отнюдь не о высоких материях, связанных с раскрытием внутреннего потенциала личности. Речь идет, прежде всего, о реализации основополагающего права на труд.
Опубликованные на прошлой неделе данные официальной статистики свидетельствуют: уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет достиг в Италии рекордного уровня за последнее тридцатилетие — 36,2%. Если же до конца разобраться в путаных таблицах статистиков, окажется, что только каждый пятый итальянец этого возраста имеет работу. Остальные же в лучшем случае учатся, а в худшем – уже отказались от попыток найти хоть какое-то место на национальном рынке труда.
Примечательно: те страны Европы, где молодежь чувствует себя достаточно уверенно, делают ставку именно на трудовую занятость в возрастной группе до 25 лет. На Апеннинах же происходит беспрецедентное разбазаривание свежих трудовых ресурсов с легко предсказуемыми катастрофическими социальными последствиями, которые оборачиваются потерей будущего для целых поколений. «Мы цинично бросаем нашу молодежь на верную погибель, объясняя это тем, что рано или поздно она должна научиться плавать или ходить с мешком на голове. Этот нездоровый педагогический садизм заменяет помощь, которая требует усилий, уважения и компетентности», - констатировал 3 июля обозреватель туринской газеты Stampa.
Геронтократия в действии
Объяснить сложившуюся в Италии ситуацию невозможно, не беря в расчет ментальные особенности нации. Пожалуй, это единственная страна в мире, где в повседневной речи можно услышать оксюморон «сорокалетний юноша», употребляемый без тени иронии. В Италии мы имеем дело с явным конфликтом поколений, в котором отцы и даже деды не спешат уступить место под солнцем своим отпрыскам. Порой это приводит к неожиданному социальному эффекту. Скажем, к совместному проживанию родителей со своими тридцати-, а порой и сорокалетними детьми, где последние продолжают играть роль подростков. При этом пожилые родители дают им деньги на карманные расходы, оплачивают бензин для их автомобилей, кормят за свой счет, а также обстирывают и вообще обихаживают всеми силами. Собственно, так возникла фигура печально известного mammone (маменькиного сынка), реальный возраст которого непредсказуем…
Фактически на Апеннинах в послевоенные годы сложилась неэффективная и порочная система социальной солидарности, при которой старшие готовы брать на себя (и оплачивать из своего кармана) заботу о младших, но при этом никак не хотят предоставить им возможность самостоятельной жизни, основой которой является полноценный доступ на рынок труда.
В свою очередь этот феномен накладывается на устоявшуюся здесь веками систему сложных семейно-корпоративных отношений, которая даже получение места почтальона или дворника ставит в зависимость от множества привходящих обстоятельств, которые в СССР назывались емким словом «блат». Естественно, о социальных лифтах, существование которых отечественные либералы считают чуть ли не автоматическим следствием демократии, в такой ситуации даже говорить не приходится. Более того, правящая в Италии геронтократия дает бой любым посягательствам на свои привилегии, и даже робкое поползновение на критику, прозвучавшую в письме Челли, рассматривает как предательство касты.
Но факты – упрямая вещь. Согласно опубликованному в мае исследованию Университета Калабрии, средний возраст итальянских руководителей равен 59 годам. Этот показатель выше, чем в любой другой стране ЕС. В банковском секторе он составляет 67 лет (что соответствует среднему возрасту местных епископов), среди университетских профессоров – 63 года, среди топ-менеджеров госкомпаний – 61 год, в государственной администрации – 57 лет. Впрочем, можно было ограничиться всего двумя цифрами: президенту Италии Джорджо Наполитано 87 лет, премьер-министру Марио Монти – 69.
«Нынешнее итальянское общество, где на командных постах нет ни одного сорокалетнего, неотвратимо становится нединамичным, неспособным к риску, к вызовам будущего. Помимо того, что это общество глубоко несправедливо, оно обречено на упадок. Ничто так хорошо не демонстрирует тот факт, что в Италии личные достоинства не являются решающим критерием при назначении на любой пост, как широко распространенное господство стариков», — такой приговор выносит существующей системе известный итальянский историк Эрнесто Галли делла Лоджа.
Так что отеческий совет Челли и вывод избитого в Риме студента актуальны, как никогда: «Надо валить!»
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)