Rambler's Top100

№ 517 - 518
1 - 19 августа 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Полит.ру» и «Московские новости» о городах глазами Глазычева
«Российская газета» о комиссии по достижению предвыборных социальных обещаний
«YTPO.ru» и «Полит.ру» о пенсионной проблеме в России
«Деньги» и «Коммерсантъ» о возможной отмене накопительной части пенсии
«Новые известия» о пенсионном возрасте
«Полит.ру» о проблемах старения
«Online812» о миграции, пенсиях и проблемах экономики России
«Российская газета» и «Коммерсантъ» об ужесточении законодательства о миграции и регистрации
«Новые известия» о чикагском законе «Гостеприимный город»
«Коммерсантъ» о миграции и экономике
«Огонек» о трудовой миграции в Россию
«Вечерний Бишкек» об оргнаборе трудовых мигрантов в Киргизии
«Независимая газета» о конкуренции россиян с мигрантами из Средней Азии за рабочие места
«Новая газета» о северокорейских рабочих в России
«Новые известия» о перспективах миграции из Китая в Россию
«Новая газета» о вредности миграции для России
«Al Jazeera» о мусульманах-британцах
«Uznews.net» о положении мусульман в США и Узбекистане
«Коммерсантъ» об эмиграции из Италии
«Коммерсантъ» о сирийских беженцах
«Новые известия» о возможной высылке афганских беженцев из Пакистана
«Slate.fr» о демографических, социальных и миграционных проблемах Европы
«Московские новости» о лишении российского гражданства
«Новые известия» о возможной отмене статуса неграждан в Латвии

«Новая газета» о внутренней миграции в России
«Новые известия» о готовности москвичей к миграции
«Коммерсантъ» о Ткачеве, казаках и кавказцах
«Новые известия» о русском языке на постсоветском пространстве
«Клуб экспертов» о демографической ситуации в Абхазии
«Kaleme» о ранних браках в Иране
«Javan» о выплатах за развод в Иране
«Новые известия» о новых семейных пособиях
«Slate.fr» о выгодах и рисках поздних деторождений
«Экспресс-К» и «Megapolis.kz» о беби-буме в Казахстане
«Megapolis.kz» о выплатах по уходу за ребенком в Казахстане
«Независимая газета» о причинах сокращения заболеваемости раком
«Der Spiegel» о происхождении ВИЧ
«La Stampa» о тесте на СПИД
«Independent» о первом излечении от СПИДа
«Огонек» о генной терапии
«Новые известия» о смертности в СИЗО
«NEWSru.com» о рейтинге безопасности российских регионов
«Новые известия» о российском рынке труда
«Новые известия» об образовании и рынке труда
«Ведомости» о причинах господства Запада
«Unian.net» о едином демографическом реестре в Украине
«Новая газета» о 75-летии расстрелянной переписи и Большого террора
«The Washington Post» о проблемах потепления климата

о мусульманах-британцах

Британские мусульмане чувствуют себя британцами в большей степени, чем белые

Результаты исследования показывают, что британские граждане с пакистанскими и бангладешскими корнями считают ключом своей идентичности то, что они британцы

Глазго, Британия – Живущие в Соединенном Королевстве мусульмане ощущают себя британцами в большей степени, чем их белые сограждане.
Это - неожиданное известие, и оно требует разъяснений. В конце июня Институт социально-экономических исследований (Institute for Social and Economic Research) опубликовал результаты проведенного им исследования. Его сотрудники задали серию вопросов 40 тысячам семей. Среди них был и такой вопрос: насколько важно для них быть британцами. Ответ нужно было дать по десятибалльной шкале.
Люди с пакистанскими корнями набрали наибольшее количество баллов. В среднем их оценка по данной шкале составила 7,76 балла. Второе место заняли выходцы из Бангладеш, а третье - из Индии. Белое население в этом вопросе набрало наименьшее количество баллов – 6,58. 
Как полагают авторы доклада, его результаты опровергают мнение о том, что этнические группы неспособны освоиться и влиться в британское общество. 
«Наше исследование показало: люди, которые по идее должны ощущать себя британцами больше всех, таких чувств на деле не испытывают. А у других людей, которые теоретически не должны ощущать себя полностью британцами, такие чувства есть», - заявила доктор Алита Нанди  из Университета Эссекса. 
Исследование «Общества понимания» (Understanding Society) показывает, что «британскость» активно продвигается как открытая для всех идентичность, являющаяся мультикультурной и мультиэтнической. Но в связи с этим возникает один тревожный вопрос.

Британцы, но не англичане? 

Этнические меньшинства Англии говорят, что быть британцами для них - важно, однако англичанами они себя обычно не называют. Что такого есть в «английскости», что отпугивает людей со смуглым цветом кожи? 
Английская национальная принадлежность - это тот вопрос, к которому политики обращаются неохотно. 
Лидер лейбористов Эд Милибэнд  коснулся данного вопроса в своей речи, с которой он выступал в фестивальном зале Лондона. Он сказал: «Мы с излишней нервозностью говорим об английской гордости и об английском характере. Нам это кажется неким проявлением национализма, из-за чего мы чувствуем себя неудобно».
Он имел в виду то, как крайне правые расисты - такие, как представители Лиги защиты Англии - исказили представление о том, что значит быть англичанином. 
Как отмечает директор лондонского аналитического центра British Future Sunder Katwala, 61 процент людей считают флаг Святого Георгия символом патриотизма и гордости, однако у каждого третьего он ассоциируется с расизмом и экстремизмом. 
Во время прошедшего недавно европейского чемпионата по футболу английские флаги висели повсюду. Они развевались над магазинами и над автомашинами, когда фанаты самых разных национальностей сплотились вокруг команды Роя Ходжсона.
Но Катвала отмечает следующее: «Этот же самый флаг приобретает более двусмысленное значение, когда его вывешивают над пабом в южном Лондоне дождливым зимним вечером».

Региональные дебаты
 
В Шотландии дебаты носят несколько иной характер, потому что там чувства британской идентичности - намного слабее, чем в других регионах Соединенного Королевства. «Шотландскость» берет верх над «британскостью» даже среди этнических меньшинств. 
По данным исследования, если взять двух человек, которые похожи во всех отношениях, кроме места жительства, то человек, живущий в Шотландии, наберет по шкале оценки «британскости» на 1,04 балла меньше, чем житель Лондона. 
Профессор Джон Кертис  из Университета Стрэтклайда говорит об этом так: «В Шотландии «шотландскость» представляется в качестве мультикультурной идентичности и не имеет таких ассоциаций с ксенофобией, как «английскость»».
Шотландия готовится к референдуму о выходе из состава Британии и превращении в независимое государство. Среди сторонников и противников отделения - немало молодых и активных политиков-мусульман, занимающих видное положение. Вопрос идентичности для них проблем не представляет. 
Заместитель лидера шотландских лейбористов Анас Сарвар, чья семья родом из Пакистана, говорит, что считает себя шотландцем, хотя, если бы его попросили назвать свою принадлежность, то он бы скорее назвал себя «жителем Глазго». 
«Неважно, откуда ты приехал. Проходит несколько лет, и ты уже считаешь себя глазговцем. Этот город дает приют многим поколениям иммигрантов. Ирландцы и евреи – все селились здесь, и всех их принимали».
Он добавляет: «То, как Шотландия относится к мультикультурности, - это пример, которому должны следовать во всей Британии и Европе».

Смешение рас и народов

Хумза Юсаф из Шотландской национальной партии представляет Глазго в парламенте Шотландии. Он говорит, что вопрос об идентичности все более меняется и выходит за установленные рамки. 
«Возьмите меня для примера. Я шотландец-азиат, родившийся в Глазго. Мой отец - из Пакистана, а мать - из Кении. Моя супруга Гейл - белая шотландка, родившаяся в Англии от отца англичанина и матери шотландки».
«Я возражу любому, кто попытается точно определить идентичность детей, которые могут появиться у нас в будущем. Будут ли они на четверть шотландцами, на четверть пакистанцами и на четверть англичанами?»
Юсаф добавляет: «Дело не в том, откуда ты родом, а в том, куда мы ходим вместе».
Шотландцы любой этнической и религиозной принадлежности обладают некоей общей версией шотландской идентичности. Говоря, что ты шотландец, ты имеешь в виду свою гражданскую принадлежность, а не этническую. 
Сандер Катвала рассказал «Аль-Джазире», что он хотел бы увидеть, как с такой же энергией прививаются чувства английской принадлежности. «Если в Шотландии есть уверенный гражданский патриотизм, то нет причин опасаться, что такого не может быть в Англии. В конце концов, Англия вполне может претендовать на то, что всегда была самой пестрой в этническом плане из всех британских наций».
Британская национальная идентичность все чаще связывается с прошлым – будь то общий имперский опыт или жертвы, принесенные в ходе Второй мировой войны. 
Реформы правительства во главе с консерваторами, скажем, в Национальной службе здравоохранения, также ослабляют идею о Британии как о национальном сообществе, потому что общее государство опирается на общие ценности. 
Катвала отмечает, что Вив Андерсон был первым чернокожим футболистом, представлявшим Англию – и было это в далеком 1978 году. А вклад многочисленных иммигрантов в английскую литературу опирается на творения Джорджа Бернарда Шоу, Томаса Элиота и Салмана Рушди.
Наверное, пришло время поговорить о том, что это значит – быть англичанином.

Эндрю МАКФАДЬЕН (Andrew McFadyen). "Al Jazeera", Катар, 21 июля 2012 года
Опубликовано ИноСМИ.Ru

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.