17% россиян обеспечили себе комфортное существование
Сегодня доля среднего класса в общей численности населения страны составляет 17% - это граждане, которые считают, что добились того уровня дохода, который обеспечивает им комфортное существование. Еще 27% россиян намерены стать средним классом через 5 лет или менее того. Если эти прогнозы сбудутся, то уже через 2-3 года доля среднего класса среди российского населения превысит отметку в 33%. Такие данные приводит Центр стратегических исследований (ЦСИ) компании "Росгосстрах". Исследования показывают, что в крупных городах с населением более 1 млн человек средний класс более многочисленный, чем в целом по стране. Здесь к нему можно отнести 32% населения.
По оценкам ЦСИ, сегодня в России более 15 млн семей имеют доходы более $20 тыс. в год, и 38 тыс. семей - более $500 тыс. в год (см. диаграмму на стр. 1). "Численность группы населения с высокими доходами значительно упала по сравнению с докризисными временами, однако надо помнить, что в то время высокий уровень потребления поддерживался не столько реальными доходами, сколько ростом кредитной задолженности как экономики в целом, так и населения, - отмечает руководитель ЦСИ компании "Росгосстрах" Алексей Зубец. - Особенно это было характерно для рынка недвижимости, "перегретого" ипотечными займами и инвестициями. Поэтому нынешние цифры более точно отражают структуру российского среднего класса".
Сегодня средний класс может себе позволить набор предметов потребления и услуг, которые делают его жизнь комфортной. В этот набор входит собственное жилье - дом или квартира, оборудованные современной бытовой техникой, нестарая иномарка или новый российский автомобиль, полноценное питание, возможность пользоваться платным здравоохранением и образованием, а также поездки на отдых на юг России или за границу. Понятно, что стоимость пакета товаров и услуг, обеспечивающего принадлежность к среднему классу, различается по городам и регионам. Поэтому в разных частях страны к среднему классу могут относиться группы людей с разными доходами.
Наталья БАРАНОВСКАЯ. "Российская Бизнес-газета", 12 июля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)