Чехия будет содержать словацких пенсионеров, а Россия – украинских?
Маленькая ошибка при распаде Союза может стоить миллиарды
У Беловежских соглашений 1991 г. можно найти сколько угодно недостатков, если сравнивать их прекрасным и гипотетическим «как оно могло бы быть по-другому». Но если сравнивать их с тем, как распадались две другие социалистические федерации Восточной Европы, то беловежское решение окажется еще самым лучшим. Параллели с югославским вариантом всем давно надоели, поэтому интереснее посмотреть на чехов и словаков, которые вроде бы разошлись мирно, не спеша и полюбовно. Однако и у этого развода спустя два десятилетия обнаружились неожиданные скрытые издержки, которые теперь могут обойтись бюджету Чехии в несколько миллиардов евро.
По решению Суда Европейского союза, которое он принял в конце июня, правительство Чехии должно будет компенсировать словацким пенсионерам разницу между их словацкой пенсией и той пенсией, которую они бы получали, будь они гражданами Чехии. Такие тяжелые последствия для чешского бюджета возникли из небольшого и, как казалось, маловажного пункта соглашения о распаде Чехословакии, которое чешский премьер Вацлав Клаус и его словацкий коллега Владимир Мечиар заключили в 1992 г.
В отличие от СССР, где было решено, что каждая республика сама отвечает за своих жителей, чехи и словаки попытались восстановить историческую справедливость. Поэтому премьеры договорились, что пенсии чехословацким работникам будет выплачивать та республика, в которой базировался работодатель гражданина по состоянию на 31 декабря 1992 г. (последний день существования Чехословакии). Поэтому чехи, работавшие на словацких предприятиях, стали получать пенсии из бюджета Словакии, и наоборот, словаки – из чешского.
С помощью этого странного и неудобного решения чехи хотели снять с себя возможные обвинения в колониальных замашках. Мол, более развитая Чехия переманила к себе словацких работников, которые пахали для создания ее богатства, а потом бросила их без заслуженных пенсий. И действительно, в выигрыше оказались словаки: сейчас чешские пенсии в Словакии получают около 15 000 пенсионеров, а словацкие пенсии в Чехии – всего 4000. Особенно повезло словацкой номенклатуре – тем словакам, которые работали в Праге в федеральных структурах, а после распада вернулись в Словакию жить на высокие чешские пенсии в условиях низких словацких цен.
Зато некоторым чехам не повезло дважды. Мало того, что при старой власти их сначала распределили из Чехии в словацкую глушь поднимать экономику отстающей республики. Так потом еще оставили без чешской пенсии, заменив ее на словацкую, которая на 25–35% ниже. Многие чехи, особенно из приграничных районов, жили и не догадывались, что когда-то в начале 90-х их работодатели были зарегистрированы в Словакии. И только выйдя на пенсию, уже где-нибудь в середине 2000-х гг., вдруг узнавали, что родная Чехия им ничего платить не будет – все вопросы в Братиславу.
Для обделенных чехов восстановление исторической справедливости не показалось достаточным утешением, поэтому они стали судиться со своим правительством. Первую победу одержали в 2003 г., когда конституционный суд Чехии постановил, что правительство неправомерно дискриминирует пенсионера Яна Гозака, который должен получать нормальную пенсию, положенную ему по чешским законам.
Потом было еще несколько аналогичных решений, и в конце концов, в 2008 г. чешское правительство согласилось компенсировать разницу в пенсиях тем чехам, которые пострадали от восстановления исторической справедливости. К своим словацким пенсиям они получили соответствующие чешские надбавки в 100–150 евро.
По 100 евро в месяц на 4000 человек – не так уж и много даже для небольшой Чехии. Все было бы замечательно, но тут в дело вмешался Суд Европейского союза, потому что усмотрел в чешских компенсациях дискриминацию по принципу гражданства, которая недопустима в объединенной Европе.
Если чешское правительство выплачивает компенсации тем, кто во времена Чехословакии работал на словацких предприятиях и из-за этого получает меньшую пенсию, то по законам ЕС оно не имеет право платить только гражданам Чехии. В Евросоюзе все граждане равны, поэтому право на чешскую компенсацию имеют право все граждане ЕС, соответствующие остальным условиям предоставления выплаты. То есть фактически все словацкие пенсионеры, потому что они работали в Словакии и получают пенсию меньшую, чем у чехов.
Такое решение суда может очень дорого обойтись чешскому бюджету. За последние десять лет разница между уровнем жизни в Чехии и Словакии заметно сократилась, но средняя пенсия в Чехии все равно на 70 евро выше, чем в Словакии (420 и 360 евро соответственно). Если умножить эти 70 евро на 950 000 словацких пенсионеров, то получится, что Прага должна будет выплачивать словакам 66,5 млн евро ежемесячно. То есть прочти 800 млн евро за год. В 2010 г. дефицит чешского бюджета и так составил 7 млрд евро (4,7% ВВП), а теперь может увеличиться на дополнительные 11%.
В будущем эта сумма может еще больше вырасти. Например, из-за курсовых разниц. Словакия уже несколько лет как перешла на евро, а Чехия пока не собирается отказываться от своей кроны. С начала 2010 г. курс кроны к евро укрепился примерно на 8%. А это значит, что на столько же выросли потенциальные обязательства чешского правительства перед словацкими пенсионерами. К тому же численность словацких пенсионеров со стажем работы в Словацкой ССР в краткосрочном периоде будет только расти. Но самое страшное, что теперь теоретически правительство Словакии может снизить свои пенсии до минимума, и чехам придется компенсировать это снижение.
Сейчас чешское правительство оказалось зажато между двумя судебными вердиктами о дискриминации и поэтому пребывает в полной растерянности. В министерстве соцразвития пообещали сначала внимательно изучить вердикт Суда ЕС, а потом уже представить гражданам план действий. Премьер-министр Чехии Петр Нечас заявил, что при худшем варианте развития событий последствия для чешского бюджета могут быть катастрофическими.
Скорее всего, чешские чиновники будут просто тянуть время. Последние десять лет экономический разрыв между двумя странами быстро сокращается, а вместе с уровнем жизни выравнивается и размер пенсий. К тому же, в долгосрочной перспективе количество пенсионеров со стажем работы в Словацкой ССР неизбежно начнет сокращаться вплоть до полного исчезновения. Наконец, компенсация выплачивается не автоматически, а только по личному заявлению гражданина. Словакам подать документы в чешские собесы будет куда хлопотнее, чем чехам.
В любом случае окончательно закрыть вопрос с пенсиями и стать обычными соседями у Чехии и Словакии получится еще очень нескоро. Смерти последнего пенсионера, который успел поработать в братской республике, ждать еще несколько десятилетий. Поэтому те, кому остро не хватает Севастополя, Крыма и еще каких-нибудь месторождений в Северном Казахстане, пусть утешатся, что их налоги идут на выплату пенсий только российским пенсионерам, а не распыляются по всему СНГ для восстановления исторической справедливости.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)