Миграционные процессы в Азербайджане сильно влияют на демографическую ситуацию
Интервью с президентом общественного объединения Азербайджанского миграционного центра Аловсатом Алиевым
- Как вы оцениваете миграционную ситуацию в стране на данный момент и какова динамика миграционных потоков за последние годы?
- Как известно, после распада СССР поток эмигрантов из Азербайджанской Республики значительно усилился. Согласно проведенному анализу, наибольшая активность имела место в 1992 году, в 1996-1997 годах, а также в 2005-м. В 1992-1993 годах граждане Азербайджана в большей степени уезжали в Россию и Израиль. В последующие годы увеличилось число эмигрировавших в Украину, Казахстан, Турцию, страны Западной Европы. Желающие получить иммигрантский статус на законном основании, как правило, предпочитали Канаду, США и Австралию. Что касается России, Украины и Казахстана, то эти страны выбирались в большей степени для сезонной работы. В государства Западной Европы уезжают для воссоединения семей, на учебу по образовательным программам, хотя немалое количество людей обращаются и в связи с приобретением статуса беженцев. В сравнении с предыдущими годами число граждан Азербайджана, стремящихся покинуть страну, не уменьшается. Наоборот, увеличивается количество вступающих в брак с иностранцами и в связи с этим покидающих страну. В настоящее время страны Шенгена ужесточают визовый режим для граждан Азербайджана. Это также связано и с тем, что Азербайджан ужесточает свой визовый режим для граждан этих стран.
- Каковы основные причины миграции? Представители каких профессий и куда больше уезжают граждане Азербайджана?
- Причины, по которым граждане Азербайджана покидают республику нижеследующие:
1. Низкий уровень экономического развития регионов и отсутствие рабочих мест. Регулярное грубое нарушение прав человека и отсутствие демократических принципов в Азербайджане.
2. Низкий уровень системы образования, что вынуждает родителей отправлять своих детей на обучение за границу.
3. Нерешенность карабахского конфликта и угроза войны.
4. Отсутствие условий для развития предпринимательской деятельности.
Как правило, люди со средним специальным образованием уезжают в Россию, Казахстан, Украину. Имеющие высшее образование для продолжения образования едут в Турцию. Люди, обладающие техническими навыками, предпочитают Америку и некоторые страны Западной Европы.
- Что делается государством для минимизации негативных последствий миграционных процессов сегодня? Может ли программа "Восточное партнерство" повлиять на улучшение миграционной ситуации? Насколько сильно миграционные процессы влияют на демографическое состояние страны?
- Усовершенствование законодательной базы (в ближайшее время в парламент будет представлен проект Миграционного кодекса) и некоторые структурные изменения (к примеру, создание Государственной миграционной службы) указывают на то, что правительство сделало некоторые шаги в этом направлении.
В то же время имеющее место ужесточение миграционной политики со стороны властей служит не урегулированию процессов, а создает условия для превращения людей в незаконных мигрантов.
Присоединение Азербайджана к программе "Восточное партнерство" лишь в том случае может привести к положительным изменениям в урегулировании миграционных процессов, если Азербайджан присоединиться к соглашениям по реадмиссии (обязательство государства о возвращении нелегальных мигрантов). А этого в ближайшем будущем не ожидается.
Миграционные процессы в Азербайджане очень сильно влияют на демографическую ситуацию. В целом любая смена места жительства людей сразу отражается на демографии. К примеру, выросший в многодетной сельской семье человек, приехав в город, впоследствии обзаводится семьей, удовлетворяясь рождением одного или двух детей. В некоторых случаях люди, столкнувшиеся с вынужденной миграцией и оставшиеся без документов, не могут вступить в брак, что непосредственно влияет на снижение темпа роста населения. К примеру, покинувшие Армянскую ССР в 1988 году и переехавшие в другие республики Союза граждане, по возвращении в Азербайджан в 1998 году с метриками и паспортами советского образца остались "висеть в воздухе". Они потеряли гражданство Армении и не приняли гражданство республики, в которой проживали до возвращения в Азербайджан. Как следствие Азербайджан их своими гражданами не признал. Ввиду отсутствия у этих граждан документов, они не могли вступать в брак. А у родившихся на основе кебина (религиозное бракосочетание) детей не было документов, подтверждающих их личность.
- Каково официальное и общественное отношение к миграции как явлению и к мигрантам? Есть ли какие-то изменения в этом отношении за последнее время?
- В связи с наличием проблем в применении нормативных документов, регулирующих миграционные процессы, в Азербайджане невозможен точный учет мигрантов. По этой причине сегодня ни в одном госоргане Азербайджана не ведется точный учет граждан страны, выехавших на постоянное место жительство за рубеж. Аналогичная ситуация имеет место и с лицами, прибывшими в Азербайджан. В особенности это касается лиц, прибывших для работы. В этой связи официальной статистики не существует, хотя известно, что их десятки тысяч.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)