О позитивных тенденциях в демографии Украины, которые зафиксировали статистики, и о том, как государство готовится к переписи населения
Еще 100 лет тому назад демографические процессы привлекали внимание только специалистов, однако сейчас статистические данные, касающиеся демографической ситуации на планете, — в центре внимания и международных организаций, и правительств стран, и широких кругов общественности. XX век стал веком стремительного снижения смертности и роста продолжительности жизни во всем мире, что привело к быстрому росту численности населения, а во второй половине XX века этот рост, по словам экспертов, приобрел «лавинообразный характер». Так, население земного шара за 121 год выросло с одного до двух миллиардов (этот уровень был достигнут в 1926 году), на следующий миллиард пошло 34 года, четвертый миллиард добавился за 14 лет, пятый — за 13 лет, а рост с пяти до шести миллиардов произошел за 12 лет и завершился в 1999 году. Максимальные темпы роста численности населения наблюдались в 60-ые годы, однако за последние три десятилетия XX века они замедлились, хотя и оставались очень высокими. В последние годы в Украине тоже улучшилась тенденция с демографической ситуацией: повысилась рождаемость и (хоть и медленно) начала снижаться смертность. Детальнее обо всех процессах, а также о Всеукраинской переписи населения, которая состоится в следующем году, «Дню» рассказала заместитель председателя Государственного комитета статистики Украины Наталия ВЛАСЕНКО.
— Наталия Степановна, во время нынешнего проведения Всемирного дня народонаселения было объявлено, что в октябре этого года численность населения мира превысит семь миллиардов. То есть темпы роста населения ускоряются. Каковы основные причины такого ускорения?
— По мнению экспертов, темпы роста в первой половине ХХІ века будут ниже, чем во второй половине XX. Однако, по последним вариантам прогнозов ООН, это замедление будет не таким значительным, как предусматривалось ранее. А согласно всем прогнозам, в середине XXI веке на Земле будет жить в пять-семь раз больше людей, чем в начале XX века. Рост численности населения происходит за счет развивающихся стран. Ситуация в значительной степени зависит от тенденций в наибольших азиатских странах — Китае, Индии, Индонезии, Пакистане, Бангладеш. Быстро растет население в наименее развитых странах мира — Афганистане, Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинее-Бисау, Конго, Мали, Нигерии и других. Рождаемость — определяющий фактор, который влияет на смену численности населения в современном мире. Наиболее высокий уровень коэффициентов рождаемости наблюдается в странах Азии и Центральной Африки. Однако для мира в целом характерна тенденция к снижению рождаемости. Общие коэффициенты рождаемости снизились с 37,5% в 1950—1955 годах до 22,1% в 2000—2005 годах и снизятся, по прогнозу, до 13,8% в 2045—2050 годах. По прогнозу ООН, невзирая на снижение уровня рождаемости, ежегодный прирост населения Земли будет составлять приблизительно 34 миллиона, а к середине XXI века численность населения Земли достигнет максимума — 9,3 миллиарда и стабилизируется приблизительно на этом уровне.
— В Украине — демографический кризис. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию?
— Демографическая ситуация в современной Украине остается сложной. Депопуляция (то есть процесс уменьшения численности населения в результате превышения уровня смертности над уровнем рождаемости) сопровождается ухудшением здоровья и жизнеспособности населения. Именно поэтому демографы определяют ситуацию как демографический кризис... Постепенный выход из демографического кризиса возможен лишь в условиях социально-экономической стабилизации, при создании социально ориентированного и экономически эффективного государства, которое может обеспечить современные условия для возрождения населения Украины. Вместе с тем сложная демографическая ситуация требует формирования активной демографической политики, под которой следует понимать «единство скоординированных действий, направленных на обеспечение демографического благополучия страны», усиления демографической ориентированности всех направлений социально-экономической политики. Главной предпосылкой перемен к лучшему является широкое осознание того, что люди являются самым ценным сокровищем страны.
— В любом процессе, и демографическом в том числе, есть свои как отрицательные, так и положительные черты. Есть ли что-то позитивное в демографической ситуации в Украине?
— Наблюдаются определенные позитивные тенденции, которые дают надежду на ее постепенное улучшение. Начиная с 2002 года, в Украине наблюдается тенденция к росту уровня рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости в 2010 году равнялся 1,44, а это среднеевропейский уровень, этот показатель ниже в большинстве стран южной Европы, а также Германии, Польше. В последние годы наблюдается позитивная тенденция к снижению уровня смертности населения, особенно «удачным» был 2009 год: средняя продолжительность жизни мужчин в Украине выросла на два года за счет уменьшения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и внешних действий.
— Какие основные демографические изменения произошли в прошлом году?
— В 2010 году продолжился процесс сокращения численности населения Украины, хотя темпы этого сокращения постепенно замедляются. На 01.01.2011 года численность населения страны равнялась 45598,2 тысячи лиц, то есть за 2010 год население уменьшилось на 184,4 тысячи лиц (за 2009 год — на 194,2 тысячи). На 200,5 тысяч население уменьшилось за счет депопуляции (превышение количества умерших над количеством родившихся), однако за счет положительного сальдо миграции выросло на 16,1 тысячи лиц. В Украине в 2010 году родилось 497,7 тысячи детей: это на 112,6 тысячи больше, чем в 2000 году, однако на 159,5 тысячи меньше, чем в 1990 году. По сравнению с 2009 годом, количество новорожденных уменьшилось на 14,8 тысячи. Суммарный коэффициент рождаемости в 2010 году равнялся 1,44, в том числе в городах — 1,29, в сельской местности — 1,77. Что касается смертности, то общий ее коэффициент в 2010 году был равен 15,2% против 15,3% в 2009 году, то есть продолжается снижение уровня смертности, хотя и очень медленное.
— Повлияли ли дотации на рождение детей положительно на демографическую ситуацию?
— Эти дотации достигли основной цели — улучшения материального положения семей с детьми и условий содержания и воспитания детей. Относительно количества рождений, то определенное влияние есть, однако эти дотации лишь один из факторов, который способствовал повышению уровня рождаемости, а именно: улучшилась возрастная структура женщин репродуктивного возраста, семьи реализуют рождения, отложенные из-за экономического кризиса 1990-х годов, население лучше адаптируется к рыночным условиям жизни.
— Сегодня в государстве начали обсуждать перепись населения, которая назначена на следующий год. Определена ли уже дата? Сколько перепись будет стоить государству?
— Традиционно она происходит в периоды наименьшей мобильности населения, то есть конец осени — начало весны. Относительно конкретной даты переписи, то она будет определена соответствующим решением правительства. Финансовое обеспечение переписи является одной из определяющих предпосылок его качественного и своевременного проведения. Сегодня трудно назвать точную цифру, но, по оценке, она будет составлять в пределах 1,5 доллара США в расчете на одного гражданина. Для сравнения приведу пример по странам, которые уже провели перепись населения: Румыния и Болгария — в среднем от одного до 1,5 доллара США, Польша — три, Россия — четыре, Соединенные Штаты — 22 доллара. Чтобы оценить, много это или мало по сравнению с другими странами, нужно учесть, что в мировой практике существует общепризнанный минимальный норматив расходов на перепись, который, по данным ООН, составляет один доллар США на душу населения.
Что касается эффективности инвестиций для проведения переписи, то необходимость и важность ее проведения следует рассматривать в следующих аспектах. Перепись населения — это историческая летопись, которую необходимо писать для будущих поколений. Ведь мы сегодня возвращаемся к данным предыдущих переписей, например 1897 или 1926 года, чтобы знать, как изменились структурные характеристики общества, количественные и качественные показатели, характеризующие население страны. Сегодня базой текущих расчетов (оценок) являются данные переписи 2001 года. Учитывая принципиальные изменения, произошедшие за 10 лет, эта информация, безусловно, нуждается в уточнении. Получение же информации по каждой территориальной единице (городу, селу, поселку) при действующем порядке текущего учета и регистрации населения практически невозможно.
Кроме того, проведению пенсионной реформы способствовала бы обновленная информация относительно социального положения отдельных категорий населения. Устаревшая текущая информация относительно образовательного уровня населения не дает возможности реально оценить ситуацию в этом направлении. А перепись населения также даст возможность получить базовую информацию для реформы в отрасли образования. Я уже не говорю о необходимости получения обновленной информации для будущей административно-территориальной реформы. Результаты пробной переписи населения, проведенной Госкомстатом в декабре прошлого года, показали все трудности и недостатки учета населения.
Решать проблемы миграционной политики опять же трудно без информации об объемах трудовой миграции. Программой пробной и будущей Всеукраинской переписи предусмотрен блок вопросов для получения этой информации. А языковые и национальные вопросы, которые периодически, как волна, поднимаются в обществе?.. Только по данным переписи населения мы сможем получить реальную информацию для принятия решений. То есть перепись населения — это источник информационного обеспечения прогнозирования и управления социально-экономическим развитием, реализации бюджетного процесса, проведения реформ, осуществления демографической политики, регуляции миграционных процессов и тому подобное.
— Какие организации осуществляют поддержку?
— Необходимость проведения переписи не ставится под сомнение, но три больших события в следующем году (Евро-2012, парламентские выборы и перепись населения) действительно, будет очень трудно профинансировать в полном объеме. Поэтому мы обратились в Фонд народонаселения ООН в Украине за помощью и получили поддержку. В этом году реализуется проект «Повышение доступности и качества данных о народонаселении в Украине», который финансируется Фондом народонаселения ООН (UNFPA). Проектом также предусмотрены другие мероприятия, которые помогут в организации и проведении переписи в соответствии с самыми современными международными стандартами. Сотрудничество с UNFPA в этом направлении запланировано, по крайней мере, на период до 2014 года, когда данные переписи будут обрабатываться и публично распространяться.
— Как проходит подготовка? Будут ли использованы инновационные технологии?
— Качественному проведению переписи населения способствует своевременное выполнение подготовительных работ, которые регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, Госкомстата, а также местных органов самоуправления. Для этого пробную перепись населения провели в Дергачевском районе Харьковской области. Выбор Дергачевского района основывался на том, что согласно организационно-методологическим основам переписи населения пробная перепись должна проходить на территории административно-территориальной единицы, которая по структуре населения и типам поселений наиболее приближена к структуре страны в целом. Дергачевский район является одним из районов, отвечающих этим критериям. В целом мы довольны этим экспериментом. Пробная перепись — это, так сказать, репетиция общенациональной переписи, ее материалы являются базой для дальнейших подготовительных работ. В ходе пробной переписи апробирован проект программы переписи населения, формы переписной документации, проверена приемлемость инструктивно-методических материалов относительно их заполнения. Была протестирована правильность формулировки вопросов, четкость методологических определений, дизайн бланков и готовность респондентов отвечать на вопросы программы переписи. Важным аспектом был также вопрос обеспечения точности учета.
— Как будут решены вопросы, связанные с безопасностью при сборе информации?
— Следует подчеркнуть, что, по опыту предыдущей переписи населения, во время проведения будущей переписи и обработки ее материалов будут использоваться профилактические мероприятия в соответствии с утвержденным МВД и Государственной службой статистики Планом согласованных действий. Будут приняты меры пресечения случаев использования переписных мероприятий в криминальных целях, таких как проникновение в помещение граждан под видом переписного персонала, проникновение в переписные помещения, похищение переписных материалов и тому подобное. Большое внимание уделяется сохранению конфиденциальности полученной от респондентов информации. Исходя из сложности программы переписи, подбор переписных кадров проводится тщательно и чрезвычайно внимательно. Следует отметить, что временный переписной персонал — это не штатные работники органов государственной статистики, и тем более не государственные служащие. Поэтому контроль за их работой осуществляется ежедневно, практически постоянно. В случае нарушения учетчиком установленных правил проведения опроса или порядка использования полученной в процессе переписи населения информации такой работник будет немедленно отстранен от работы.
Оксана МИКОЛЮК. «День», 12 июля 2011 года
Миграция: выезжают самые активные, а кто возвращается?
Уменьшение количества народонаселения уже несколько десятилетий отмечается почти во всех странах Европы. Соответственно, и Украина двигается в русле таких процессов. Эксперты ООН прогнозируют, что к середине ХХІ века в Украине будет проживать 35-36 млн человек.
Насколько реальны прогнозы специалистов, какими могут быть социально-экономические последствия существенных изменений в демографической ситуации, кто будет жить на наших обезлюженных территориях - об этом говорится в интервью для агентства УКРИНФОРМ эксперта по вопросам миграции, доктора наук по государственному управлению Елены Малиновской.
- Сокращение населения, очевидно, является объективным процессом, но каждая страна переживает его по-своему. В чем, с вашей точки зрения, заключаются особенности и тенденции украинского варианта демографического кризиса?
- Можем сказать, что процессы депопуляции начались не вчера, предпосылки к этому отмечались еще в 60-х годах прошлого века, в советское время, но, конечно, в 90-е годы они еще больше обострились.
Должна сразу подчеркнуть, что дело здесь не в количестве населения, а в его качественных параметрах. Вспомним из истории, что в период Киевской Руси стольный град Киев насчитывал 40 тыс. жителей, однако это не мешало ему быть центром огромного развивающегося государства.
Итак, нынче главной демографической проблемой в Украине является не просто сокращение населения, а его старение, сокращение трудоспособной, активной части населения. Уже сейчас у нас на одного пенсионера приходится практически лишь один работающий, и скоро расходы и поступления в Пенсионный фонд просто сравняются.
- Украина может превратиться в какой-то большой геронтологический пансионат?
- В том, что сейчас люди живут намного дольше, чем например два-три века тому назад, нет ничего плохого. Украине еще надо догонять развитые страны по показателям продолжительности жизни, надо сокращать смертность. Но, с другой стороны, у нас уже чувствуется дефицит трудоспособного населения, увеличивается демографическая нагрузка на экономически активное население, причем, к сожалению, не за счет роста количества детей.
- Следовательно, увеличение пенсионного возраста является одним из выходов в этой ситуации?
- Безусловно, и этим путем пошло много стран. Но есть и другие меры, например, в Европейском союзе одной из стратегических целей является обеспечение для людей по крайней мере 10 лет здоровой, активной жизни после 65-летнего возраста, то есть привлечение так называемых молодых пенсионеров к активной, общественно-полезной деятельности. Другое дело, что при этом следует учитывать объективную способность конкретного пенсионера к труду, состояние его здоровья. Должен быть обеспечен свободный выбор человека: или наслаждаться заслуженным отдыхом, или еще поработать, передать опыт молодому поколению. Это должна быть взвешенная государственная политика.
- Многие страны старались ослабить демографический кризис с помощью миграционного фактора, открывая двери для уроженцев других стран и территорий. Для Украины это может быть эффективным средством?
- По моему мнению, миграция является самоорганизованным процессом, и попытки руководить миграционными потоками оказались достаточно неблагодарными, поскольку миграция проходит по объективным законам, суть которых хорошо передает старая пословица; рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.
Разумеется, что привлекательными для потенциальных мигрантов являются страны с высоким уровнем жизни, в частности, оплаты труда, личной и общественной безопасности, обеспечением демократических принципов и т.п. К сожалению, должны признать, что Украина не принадлежит к развитым странам, поэтому не является привлекательной для мигрантов. Более того, у нас собственные граждане стремятся выехать за рубеж на работу, на постоянное место жительства.
- Как позиционируется Украина в мировых миграционных потоках?
- В первую очередь, как поставщик рабочей силы, и, во-вторых, как транзитная страна (хотя эта тенденция ощутимо уменьшилась благодаря соответствующим усилиям государства и другим транзитным направлениям, которые за последние годы открылись в Европе).
Официальная статистика свидетельствует, что постоянно уменьшается сальдо миграции между Украиной и странами постсоветского пространства. Если в начале 1990-х годов прирост населения Украины за счет въезда из этих территорий доходил до 150-250 тыс. человек, то в 2009 году он составил лишь 15 тыс., в 2010 - 16 тыс. По данным исследования Госкомстата в 2008 году, начиная с 2006 года на работу за границу выезжало 1,5 млн украинцев. В то же время ООНовская статистика свидетельствует о 6,525 млн эмигрантов из Украины (родившихся в Украине и проживавших на время переписи в другой стране). Из них - 3,6 млн выехали в Россию, 332 тыс. - в Польшу, свыше 300 тыс. - в США, 271 тыс. - в Казахстан, 248 тыс. - в Израиль, 202 тыс. - в Германию, 141 тыс. - в Беларусь.
- То есть, Украина теряет свой шанс пополнить человеческие ресурсы за счет мигрантов?
- Такой шанс существовал в начале приобретения независимости, но постепенно он утрачивался, прежде всего по экономическим факторам. Посмотрите на сайты центров занятости - вакансий полно, но почему-то даже сами украинцы не спешат воспользоваться ими. Наивно думать, что на наши минимальные зарплаты ринутся ехать выходцы из других стран, на эти деньги не прожить, приличное жилье не нанять даже для работника, не говоря уже о семье.
- Очевидно, что наиболее приемлемым вариантом уменьшения последствий демографического кризиса было бы возвращение в Украину своих мигрантов, ведь в настоящее время нашего цвета по всему свету. Какие прогнозы здесь можно сделать?
- По данным уже упомянутого исследования трудовой миграции 2008 года, не собираются возвращаться 14% опрошенных. И здесь следует обратить внимание на фактор времени. Чем дольше мигрант находится за рубежом, тем меньше реальность того, что он со временем вернется на родину. Хотелось бы еще обратить внимание на то, что из этих 14% разная интенсивность в возвращении женщин и мужчин. Не собираются возвращаться, по данным исследования, 10% работников-мигрантов мужского пола и 30% - женщин. В этом случае такое распределение указывает на то, какое положение женщин в Украине.
По данным наших исследований, женщина-украинка, которая выезжает за границу, очень часто становится главным кормильцем в семье. При этом она несет ответственность за свою семью еще и как мать и хозяйка. Соответственно, в таких случаях попадается очень высокий процент разведенных и вдов. С миграцией связана и смена социальной роли женщины. Возвращение для нее на родину часто вызывает много недоразумений, поскольку она возвращается уже с другим взглядом на жизнь и роль в семье, а окружение не всегда готово это воспринять. И это тоже одна из причин невозвращения. К сожалению, мы сегодня наблюдаем, что наши женщины за рубежом стремятся воссоединиться со своими детьми, но не в Украине, а в стране пребывания.
Поэтому среди основных рекомендаций по усовершенствованию миграционной политики Украины стоит назвать меры по социально-правовой защите и возвращению мигрантов-работников, созданию заманчивых условий для привлечения их валютных сбережений в экономику, малый и средний бизнес.
То есть, уменьшение объемов выезда украинцев за рубеж, стимулирование их возвращения является одними из основных факторов, которые могут положительно повлиять на процессы депопуляции в нашем государстве. Кстати, это подчеркивается в докладе ООН по миграции и развитию: "Основной принцип миграционной политики заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность жить и быть успешным в родной стране".
- Спасибо за беседу.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)