Рост миграционных потоков принесет мировой экономике триллионы долларов
Мигранты изобретают новые продукты и услуги, укрепляют связи между рынками разных стран, занимают пустующие рабочие места, снижают уровень бедности, способствуют большему этническому и социокультурному разнообразию страны, пишут в новой книге «Выдающиеся люди: как миграция сформировала наш мир и как она будет определять наше будущее» (Exceptional people: How Immigration Shaped Our World and Will Define Our Future) Ян Голдин, директор Оксфордской школы Мартин и профессор в колледже Бейллиол, и его коллега, научный сотрудник Джеффри Камерон. Миграционные процессы невозможно остановить, утверждают они. Только за последние 25 лет количество мигрантов в мире удвоилось. В ближайшие 10 лет оно удвоится еще раз. Миграция сулит выгоды всем: и тем странам, откуда уезжают, и принимающим государствам, и самим мигрантам, считают Голдин и Камерон.
Источник занятости
Даже небольшой рост миграции может позитивно сказаться на мировой экономике. По оценке Всемирного банка, в период с 2005 по 2025 г. увеличение количества мигрантов всего на 3% в развитых странах может принести мировой экономике $356 млрд. С ростом иммиграции соответственно увеличивается занятость населения и растет ВВП, показывают результаты исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вклад иммигрантов в национальную экономику Великобритании в 2006 г. составил 6 млрд фунтов стерлингов ($9,7 млрд), оценивают эксперты ОЭСР. С 1995 по 2005 г. на американском рынке труда было создано 16 млн новых рабочих мест, 9 млн из них заняли иностранцы. По оценке экономистов Стивена Кэстлса и Марка Миллера, в этот же период иммигранты заняли две трети новых рабочих мест в странах Восточной и Южной Европы.
Экономический эффект от полного открытия границ может составить $39 трлн в течение ближайших 25 лет, оценили экономисты Ким Андерсон и Бьерн Ломборг. Для сравнения: сейчас только на помощь отстающим странам ежегодно тратится $70 млрд, а потенциальная выгода от полной либерализации международной торговли может составить $104 млрд.
Инженеры с акцентом
Высококвалифицированные иммигранты способствуют росту эффективности экономики, стимулируя приток инвестиций и углубляя специализацию. Это приводит к росту прибылей компаний и доходов работников, обнаружил Джованни Пери, эксперт из Федерального резервного банка Сан-Франциско. Именно иммигранты основали такие компании, как Google, Intel, PayPel, eBay и Yahoo! Более четверти всех заявок на получение международных патентов в США подают иммигранты, хотя они составляют всего 12% от общей численности населения.
К 2000 г. иммигранты составляли 47% высококвалифицированной американской рабочей силы с естественнонаучным или инженерным образованием. В 2006 г. 40% всех международных патентов было выдано именно иностранцам, проживающим на территории США. Большинство патентов в крупных международных высокотехнологических компаниях было получено иностранцами: 72% — в Qualcomm, 65% — в Merck, 64% — в General Electrics, 60% — в Cisco.
Работа не для местных
Если высококвалифицированные мигранты помогают экономике развиваться более динамично, то низкоквалифицированные занимают те рабочие места, которые местное население считает непривлекательными. Именно иммигранты нанимаются домработницами и нянями, высвобождая тем самым квалифицированные кадры для рынка труда.
Только в странах ОЭСР с 2005 по 2025 г. количество высококвалифицированных кадров с высшим образованием может возрасти на 35%. Что приведет к росту потребности в низкоквалифицированной рабочей силе, особенно в таких областях, как сфера услуг, торговля, строительство, а также здравоохранение и ведение домашнего хозяйства. Заняться этими видами труда смогут только приезжие: трудоспособное население продолжает расти лишь в развивающихся странах — только в Центральной Африке в период с 2005 по 2050 г. прогнозируется прирост в 1 млрд человек.
Проигравшие будут
Нельзя закрывать глаза на значительные затраты и риски, которые таит в себе увеличение миграции, пишут Голдин и Камерон. Нескольким общественным группам и представителям отдельных профессий миграция грозит безработицей и потерей культурной идентичности. Чтобы этого избежать, правительства должны не перекрывать границы, а позаботиться о правильном распределении мигрантов между регионами и странами. Например, Мальта и итальянский остров Лампедуза не должны принимать всех мигрантов из Северной Африки только благодаря своей географической близости к этому региону. Введение же ограничений на въезд иностранной рабочей силы приводит лишь к росту потока нелегальных мигрантов, утверждают Голдин и Камерон.
Мария ПОДЦЕРОБ. «Ведомости», 27 июля 2011 года
Обойтись без гостей
Считается, что Россия с ее демографическими проблемами не выживет без приезжих. На этом тезисе, в частности, строится концепция миграционной политики, которую сейчас обсуждает Общественная палата (мы подробно рассказывали о ней в статье «От редакции: Разборчивый хозяин» в № 136 от 26.07.2011).
Страну в ближайшие годы действительно ожидает дефицит рабочих рук. Но являются ли мигранты нашей единственной надеждой? Россия при всех демографических проблемах является и еще долго будет оставаться самой населенной страной Европы. Удивительно слышать, что государство со 142-миллионным населением обречено страдать от отсутствия рабочей силы. Например, у Японии с сопоставимым населением в 127 млн человек экономика в 3,6 раза больше российской. У Германии, где живет всего 81 млн человек, ВВП в 2,2 раза превосходит российский.
Может, россияне занимаются чем-то не тем или попросту плохо работают? В России трудится 69,4 млн человек, или 49% всего населения страны. Но граждан трудоспособного возраста гораздо больше — около 90 млн человек. Получается, что примерно 20 млн трудоспособных россиян по каким-то причинам не выходят на рынок труда. Обеспечить им эту возможность — задача экономической политики. К примеру, женщины, сидящие дома с детьми, часто жалуются на нехватку детских садов. А поиск работы в другом регионе для россиян сильно затруднен из-за института прописки и неразвитого рынка жилья.
Но главный резерв, который мог бы высвободить миллионы рабочих рук, — это повышение производительности труда. Мигранты вообще не понадобились бы России, если бы к 2015 г. мы стали работать лучше всего на 8%, подсчитала экспертная группа, которая готовила концепцию миграционной политики для правительства.
При росте эффективности труда на 6% нам потребовался бы только 1 млн приезжих к 2015 г. и 10 млн — к 2020 г. Ну а если производительность труда россиян вырастет на 4%, мы будем вынуждены пригласить на работу 6-7 млн мигрантов к 2015 г. и 20 млн приезжих — к 2020 г. Расти есть куда. Производительность труда в России составляет только 26% от американского уровня, в 1,5 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. По отраслям этот разрыв еще больше. Например, российский рабочий производит 3,8 ГВт электроэнергии в час, а американский — 15,3 ГВт, подсчитали аналитики McKinsey.
По их данным, российский банковский служащий совершает 9000 операций в год, тогда как его коллега в Польше — 21000, в США — 60000, а финские банкиры работают в 9 раз эффективнее наших, проводя по 81000 операций в год. Всему виной отсталость технологий. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, потенциально возможный рост производительности труда в промышленности варьируется от 30% в нефтедобывающей промышленности до 6 раз в легкой промышленности. За счет модернизации только в промышленности могло бы высвободиться не меньше 3 млн рабочих рук.
Массовый приток мигрантов в последние 30 лет казался хорошим выходом трудодефицитным странам Западной Европы. Они широко открыли свои двери для чернорабочих с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии, но теперь вынуждены платить их потомству пособия по безработице, урегулировать межкультурные конфликты и бороться с выросшей преступностью. Многие европейские страны сейчас ужесточают миграционную политику.
Рассуждения о том, что нужно наладить отбор «качественных» иностранцев, останутся только разговорами, пока Россия не станет привлекательной для кого-то еще, кроме чернорабочих. Жить своим трудом — и на индивидуальном уровне, и на уровне страны (т. е. обходиться меньшим числом мигрантов) — вполне реалистичная задача. Конечно, ее решение требует продуманных политических мер. Но помимо экономики нам нужно менять и трудовую этику. Вкладывать все усилия в свой, пусть и небольшой, участок жизненного пространства не зазорно. Так живут те самые страны, где людей меньше, чем у нас, а богатства больше.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)