Череда новых антиалкогольных законов — запрет ночной продажи всего и уголовка за продажу детям - призвана победить пьянство. На поверку анализ проблемы проведен плохо, статистика — дутая, а сами меры приведут к значительным изменениям в культуре потребления алкоголя, но не отучат население пить.
Президент Медведев подписал очередной антиалкогольный закон. На этот раз ужесточена ответственность за продажу алкоголя молодежи. За неоднократный сбыт алкогольной продукции продавцу грозит штраф до 80 тысяч рублей или исправительные работы до года. За неоднократную продажу пива и прочих слабоалкогольных напитков грозит штраф до 50 тысяч или исправительные работы до 6 месяцев.
Проблема и правда существует. Только масштабы ее слабо оценены. «Кошмарящие» эксперты говорят о зависимости чуть ли не 50 процентов населения от алкоголя. Подавляющее большинство из которых приобщились к спиртному в 15 и ранее лет. Госвласти любят щеголять и иной «статистикой» - среднестатический россиянин потребляет 18 литров чистого алкоголя в год. Это включая самогон и суррогаты. Правда, оценить потребление нелегального алкоголя почти невозможно, но эта цифра называется с маниакальным упорством. С непременным добавлением, что по оценкам Всемирной организации здравоохранения деградация нации начинается с 8 литров в год на человека.
Из одной пояснительной записки к антиалкогольному законопроекту в другую кочует следующая фраза: «По данным Росстата, объем употребления алкоголя в Российской Федерации на одного человека в год в пересчете на абсолютный спирт составил в 2005 г. - 9,31 л., 2006 г. - 9,47 л., 2007 г. - 9,76 л., 2008 г. - 9,6 л».
Исходя из этой статистики (или «статистики») просто необходимо снижать потребление алкоголя, в противном случае вырождение нации станет реальностью. Особенно у детей.
Государство провозгласило, что к 2020 году, который так полюбился ведомственным авторам разнообразных концепций «светлого будущего», потребление алкоголя сократится с полумифических 18 литров до 5-8 литров в год на душу. То есть — в рамки ВОЗ. Планируется, таким образом, перестать деградировать.
Несмотря на сопротивление пивного лобби, досталось даже слабоалкогольным напиткам. Пиво уже приравняли к алкоголю: вскоре оно исчезнет из палаток, будет запрещена его ночная продажа и распитие во всех общественных местах, включая подъезды многоквартирных домов. Вино купить ночью тоже нельзя будет легально. Дополнительная ответственность за продажу алкоголя детям лежит в этой же логике борьбы с алкоголизацией.
Дьявол в деталях. Имеются прикидки, по которым в 2009 году употребление алкоголя сократилось до 8,8 литров на человека. По данным Росстата, за первые девять месяцев 2009 года потребление алкоголя по сравнению с тем же периодом 2008 года уменьшилось на 10 процентов. В январе-сентябре 2010 года наблюдалась та же тенденция снижения на 3 с небольшим процента. То есть: последние два года потребление алкоголя падает, а не растет.
Доля расходов на алкоголь последовательно снижается последние 10 лет. Связано это и с улучшением качества жизни, но алкоголь дорожал вполне сопоставимо. Сегодня домохозяйства и в городе, и на селе примерно 2 процента (чуть меньше) расходуют на алкоголь. Это меньше, чем на молоко и молочные продукты.
Далее: цифра в 18 литров на человека в год в риторике политиков присутствует уже два года — то ли употребление остается на одном уровне (что нонсенс — динамика есть всегда), то ли цифра представляется эффектной для антиалкогольного закошмаривания.
Иными словами: вместо анализа существующей проблемы нам предлагается довольно простое манипулирование цифрами.
Решения по борьбе с алкоголем под стать статистике. Запрет на продажу вовсе не означает, что продавать перестанут. А если и перестанут, это не значит, что станут сильно меньше пить. Просто существенно изменится культура потребления алкоголя. Какие это примет формы пока неясно. Например, потребители будут покупать нужные объемы заранее либо обращаться в вечерние и ночные часы к нелегальным продавцам. Дети будут просить совершать покупки старших товарищей или находить сговорчивых продавцов. И так далее.
Однозначно позитивно в запрете на продажу детям и особенно ночную продажу то, что может серьезно сократиться число бытовых преступлений на алкогольной почве.
Как справедливо отмечают сторонники ограничения продажи в ночные часы, круглосуточные точки продажи — потенциальные генераторы преступности и бытовой агрессии.
Однако этим социальные последствия не ограничиваются. К сожалению, правы представители пивного лобби — ограничение продаж пива существенно изменит ландшафт розничной торговли. Индивидуальные предприниматели и малые предприятия продают более половины продовольственных товаров (в том числе и алкоголя). Многим из них, если не подавляющему большинству, придется с рынка уйти — львиная доля их выручки приходится на алкоголь.
Очевидно и то, что предвидится очередной рост нелегального производства алкоголя, особенно на селе.
В общем виде запрет на продажу детям алкоголя выглядит немного странным даже в контексте общей антиалкогольной политики — паспорт мы гражданину вручаем в 16 лет, а доверяем ему выпить бутылку пива только с 18. Еще более странными выглядят инициативы по увеличению этого возраста до 21 года. В этом возрасте государство полагает гражданина вполне взрослым для избрания власти и смерти за родину на войне. Но бутылку пива ему все еще нельзя.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)