… о проблемах регулирования внутрироссийской миграции
Недлинный рубль
Недавно правительство России приняло решение о необходимости борьбы с безработицей за счет внутренней миграции. Среди мер, призванных содействовать миграции безработных, рассматриваются и финансовые. Желающим найти работу в другом регионе будут предлагаться подъемные в размере до 120 000 рублей. Идея эта не нова: в 2009 году предлагались сходные антикризисные меры на рынке труда, хотя сумма поддержки была несколько ниже. Лимит выделяемых средств составлял 50 000. Эффект даже в кризис оказался очень незначительным, о чем сообщало руководство Роструда.
Примерно тогда же, в 2008-2009 годах, мы с коллегами из Высшей школы экономики при содействии территориальных служб занятости проводили опрос безработных и лиц, ищущих работу. В октябре 2008-ого и декабре 2009 года мы опросили больше 5000 безработных и людей, ищущих работу, обращавшихся в центры занятости. В опросе участвовали почти все регионы России, и в каждом субъекте Федерации половина респондентов опрашивались в областном (краевом, республиканском) центре, 25% — в одном из городов областного подчинения, 25% — в одном из сельских районов.
Одним из индикаторов готовности к переезду на работу (жительство) в другую местность является расположение мест, где опрошенные ищут работу. Согласно данным опроса, более 80% людей ищут работу в своем городе (поселке или районе), 14-15% — в пределах области, края или республики и лишь немногие рассматривают варианты трудоустройства в другом регионе страны.
Только 18% опрошенных готовы были рассматривать возможность поехать на постоянную или временную работу в другую местность, причем чаще готовность к миграции выражали жители сельских районов (22%), чем жители региональных столиц (15%).
Безработные не желали покидать место своего жительства по многим причинам. Прежде всего они не оставляли надежду найти подходящую работу в родном городе — на это указали 65% респондентов, боялись сложностей с жильем и обустройством на новом месте (36%) и не хотели отказываться от сложившихся социальных связей, и налаженного быта. Отсутствие денег на переезд (10%) и информационные барьеры (5-6%) серьезно уступают по значимости причинам, названным выше.
Потенциальные миграционные потоки разделяются на три части: 25-30% считают предпочтительным переселение в пределах региона, 40-45% — поездку в Московский регион, Санкт-Петербург или комбинированные варианты столиц с другими российскими городами. Около 30% в качестве места предполагаемой миграции рассматривали переселение в иные регионы страны. Безработные и ищущие работу, живущие в региональных столицах, в основном предпочитали переезд в Москву и Санкт-Петербург, переезд в пределах региона их интересовал мало. Напротив, для жителей сельских районов миграция в российские «столицы» выглядит как вариант менее предпочтительный, чем переезд в столицу своего региона.
Несмотря на то, что большинство опрошенных относились к категории низкооплачиваемых работников (85% опрошенных указали зарплату ниже средней по стране), они согласились бы сменить место жительства ради работы при условии, если за нее будут платить по-настоящему хорошо. На основе ответов респондентов на вопрос: «Какой размер заработной платы в другом городе (области) России должен быть Вам предложен, чтобы Вы согласились переехать туда?» — средний размер заработной платы в 2008 году должен был составить 36 500 рублей в месяц, а в 2009-м — 39 000 рублей, или в 3-4 раза выше, чем на последнем месте работы. Можно сомневаться в правомерности и реальности названных размеров желаемой зарплаты, но очевидно одно: респонденты готовы «ехать за работой» при условии очень существенного повышения дохода. Если учесть, что переезд в другой город или регион связан с необходимостью решать жилищную проблему, например путем аренды квартиры или комнаты, такое условие вполне оправданно.
Представляется, что подъемные на переезд не столь важны, главное для людей — возможность получения хороших заработков. Надеяться на них можно прежде всего в Москве, нефтедобывающих сибирских округах. Подавляющее большинство рабочих мест, которые готово предложить государство через службы и центры занятости — это низкооплачиваемые работы. Поэтому, скорее всего, предлагаемых финансовых мер не хватит, чтобы изменить ситуацию.
Автор — доцент кафедры региональной экономики факультета экономики ВШЭ.
Никита МКРТЧЯН. «Forbes», 4 июля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)