Желание молодых людей эмигрировать из Украины говорит об их неудовлетворительности своей жизнью, а не о нацеленности покинуть родину
«Кто последний будет валить из этой страны, не забудьте выключить свет в аэропорту». Если смотреть на результаты проводимых в Украине исследований, касающихся миграционных установок населения, может сложиться впечатление, что эта горькая шутка — своеобразная максима для современной молодежи. Так, по данным опроса, проведенного в марте нынешнего года Центром социальных исследований «София», среди украинской молодежи 18–29 лет показатель готовности к эмиграции составляет 50,4%, а в возрастной группе 30–39 лет — 42,4%. В свою очередь Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой национального университета «Львовская политехника» в рамках своего исследования обнаружил, что 49% опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет желают покинуть страну, чтобы постоянно жить за рубежом. 47% готовы уехать с целью трудоустройства.
Некоторые эксперты в связи с этим уже прогнозируют очередную волну эмиграции из Украины, причем речь идет не о «заробитчанах», а о тех, кто хочет оставить страну и забрать с собой своих родных. Другие, наоборот, говорят, что ничего подобного не произойдет. «Я не вижу никаких предпосылок для новой волны трудовой миграции ни среди молодежи, ни среди всего трудоспособного населения страны. Ситуация в сфере трудовой миграции у нас по большому счету не изменилась — мы не фиксируем ни возвращения «заробитчан» домой, ни новых массовых выездов украинцев за рубеж, — отмечает Алексей Позняк, заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи. — По моему мнению, делать выводы о грядущей волне миграции украинцев на основе упомянутого львовского опроса нельзя, ведь его вопросы составлены так, что невозможно определить, действительно ли человек настроился эмигрировать или просто был бы не против сменить место жительства, хотя сам не готов для этого что-либо сделать». По словам эксперта, результаты опроса скорее говорят о неудовлетворенности молодежи своей жизнью, а не о ее нацеленности покинуть родину. «Вопрос, который задавали респондентам, звучал примерно так: «Хотите ли вы выехать за границу или нет?». А о том, предпринимались ли для реализации этого желания конкретные шаги — поиск работы, попытки узнать, какие документы нужны для выезда, и прочее, — речь не шла. Так, чисто гипотетически, можно много чего хотеть. Миллион долларов, к примеру. И что с того?» — говорит Алексей Позняк.
«Не могу сказать обо всей молодежи, но в студенческой среде ориентация на заграницу существует. Только я бы не связывала ее с трудовой миграцией, — отмечает Марина Ткаченко, директор программ развития человеческого потенциала Института Горшенина. — Согласно нашему недавнему исследованию студенчества, лишь 20% украинской молодежи на вопрос, в какой стране они хотят жить, ответили, что в Украине. Но это вовсе не значит, что остальные респонденты автоматически переходят в разряд потенциальных эмигрантов, которые намерены навсегда покинуть свою страну. Или тем более тех, кто планирует выбираться за границу время от времени, чтобы подзаработать денег».
Ситуация, таким образом, выглядит вдвойне печальной. Во-первых, молодые люди «мысленно» действительно хотят «свалить» из страны, поскольку они не удовлетворены средой обитания и не видят в своей стране перспектив для полной самореализации. Во-вторых, молодежь по большому счету не только не пытается изменить эту среду, но и не прилагает особых усилий для того, чтобы реализовать свои жизненные стремления в другом экономическом и культурном окружении.
Так, по результатам социально-демографического обследования «Молодежь Украины: образ жизни и ценностные ориентации», проведенного в 2010 году центром «Социальный мониторинг», около 57% респондентов сообщили, что у них нет желания учиться за границей, даже если бы представилась такая возможность. 11% не смогли дать четкий ответ на этот вопрос.
Еще меньше оказалось тех, кто реально планирует выехать за границу на постоянное место жительства — 3,5%. Куда больше желающих временно поработать за границей, но и эти показатели не носят тотального характера. 45,4% согласны уехать на заработки, в том числе 19,4% — только по своей и 26% — по любой специальности.
Кроме того, во время проведения исследования была опровергнута гипотеза о том, что работа за границей способствует формированию установки на перемену постоянного места проживания. Только 7,2% респондентов, которые определенное время работали за рубежом, высказали твердое намерение уехать из Украины навсегда.
С точки зрения патриотизма, все это не может не радовать. Однако в плане мобильности молодых людей — необходимого условия для личностного и социального роста в современном глобализованном мире — радоваться особо нечему. Мобильность должна быть подкреплена материальными возможностями. Нынешнее молодое поколение их еще не имеет, а старшее не всегда может их предоставить. Поэтому молодежи приходится мириться со статусом «пропащей силы», мечтая о более достойной жизни где-то за границей.
Григорий НИКОНОВ. «Comments.ua», 14 июля 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)