Неудачный опыт тормозит упрощение визового режима между ЕС и Россией
Внутри Европы могут снова появиться пункты пограничного контроля.
Волна незаконной иммиграции из североафриканских и восточноевропейских стран подтолкнула Евросоюз приостановить действие безвизового режима с третьими странами. Пакет ограничительных мер, разработанный Еврокомиссией, в скором времени поступит на рассмотрение Европарламента. Ужесточение коснется и стран, с которыми только планируется подписать соглашения о либерализации визового режима – России, Молдовы, Украины и Грузии. На предстоящем 9–10 июня саммите Россия–ЕС в Нижнем Новгороде стороны не продвинутся на пути к отмене виз – утверждение предварительного документа откладывается на неопределенный срок.
Механизм, который бы позволил ЕС приостанавливать действие безвизовых режимов с третьими странами, во вторник разработан Еврокомиссией и передан на рассмотрение Европарламента, сообщает издание EUobserver. Новый документ может затронуть в первую очередь путешественников из 41 страны мира, которым уже не требуются визы для въезда в ЕС. По замыслу инициатора закона, еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрем, пограничный контроль может быть восстановлен в случае «резкого увеличения притока нелегальных мигрантов или внезапного увеличения необоснованных просьб о предоставлении убежища из третьих стран». Использовать такую возможность сможет любое государство – член ЕС, если установит, что один из этих показателей вырос на 50% за последние шесть месяцев. Мальмстрем указала на Сербию и Македонию, которые рискуют первыми попасть под новое ограничение. «Надеюсь, что этот механизм никогда не будет использован, но он нам нужен. Он не направлен против какой бы то ни было страны», – подчеркнула Мальмстрем.
Однако несложно догадаться, чем было вызвано подобное решение. Такое требование уже выдвигали Нидерланды и Франция в качестве условия для принятия Албании и Боснии в список стран, пользующихся безвизовым режимом с ЕС, в декабре прошлого года. Так европейцы хотели избежать повторения случая с Сербией и Македонией – визы между ними и Евросоюзом были отменены в конце 2009 года, с тех пор тысячи граждан этих стран подали прошение о предоставлении убежища в таких благополучных государствах, как Бельгия или, например, Швеция. Арабская весна ускорила принятие ограничительных мер. Наплыв мигрантов из Туниса и Ливии уже привел к тому, что многие страны пригрозили восстановить пограничный контроль, что противоречит законам сообщества. А новая поправка позволит быстро и эффективно реагировать на злоупотребления со стороны граждан той или иной страны, не входящей в Евросоюз.
Несомненно, планы Европы по возвращению таможенных барьеров замедлят и процесс расширения либерализации виз с ЕС. Напомним, что следующими на очереди за отменой виз стоят Россия и участники проекта «Восточное партнерство» – Грузия, Молдова и Украина. Европейская пресса подчеркивает, что ЕС задумался о том, как обезопасить себя от волны мигрантов из постреволюционных Туниса и Египта, ведь не за горами тот час, когда южные соседи тоже начнут претендовать на беспрепятственный въезд в ЕС. Пока из стран Ближнего Востока безвизовым въездом пользуются только граждане Израиля.
Опасение, что инициатива ЕС замедлит реализацию плана перехода ЕС и РФ к безвизовому режиму, подтвердилось. Несколько месяцев назад участники переговоров заявляли о том, что стороны согласовали так называемый перечень совместных шагов на пути к отмене виз и утвердят его на саммите Россия–ЕС 9–10 июня в Нижнем Новгороде. Однако теперь подписание документа откладывается на неопределенный срок. Российские дипломаты опасаются, что текст, предваряющий подписание соглашение о взаимном безвизовом режиме, не пройдет процедуру согласования всеми участниками Евросоюза. Впрочем, рассчитывать на скорое упрощение и отмену визового режима в ближайшей перспективе россиянам не приходилось и раньше. По словам высшего руководства России, на это могло уйти минимум 10–15 лет, сейчас же этот процесс может затянуться.
Олеся ХАНЦЕВИЧ. «Независимая газета», 27 мая 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)