В поисках социальной и экономической защищенности женщины в Таджикистане соглашаются на статус “второй жены”, то есть на фактический брак с женатыми мужчинами.
В действительности, однако, вторые жены не обретают защищенности, оказываясь в полной зависимости от мужчин.
“Жены бесправны, – сказала Би-би-си правозащитница Татьяна Бозрикова, – если распадается семья со второй женой, то она может вообще ничего не получить. Дети от такого брака тоже остаются ни с чем”.
Многоженство в Таджикистане официально запрещено. Однако шариат разрешает правоверному мусульманину иметь четыре жены, то есть второй и последующие браки женатого мужчины не регистрируются, но освящаются муллой.
И поскольку влияние религии в Таджикистане в последние годы заметно усилилось, то в стране немало тех, кто согласен с правом мужчины иметь несколько жен. В обществе полагают, что многоженство спасает тысячи таджикских женщин, оставшихся в одиночестве в результате гражданской войны и массовой трудовой миграции молодых мужчин.
Согласно проведенному в 2010 году социологическому опросу, каждый восьмой таджикский мужчина имеет семью на стороне. Причем речь идет не только о вторых женах, но и, бывает, о третьих и четвертых.
Выйти за женатого
История женщины по имени Гульчехра во многом типична.
Ее рано выдали замуж. В Раштской долине, откуда родом Гулчехра, ранние браки не редкость. В регионе с сильными исламскими традициями девочки после окончания средних классов нередко просто перестают ходить в школу.
Но муж Гульчехры был убит в ходе гражданской войны. Она оказалась одной из двадцати шести тысяч таджикских женщин, овдовевших после кровопролитной войны, продолжавшейся с 1992 по1997 годы. Гулчехра осталась с двумя детьми, без работы и без специальности.
Поэтому она быстро согласилась выйти замуж за женатого мужчину.
“Естественно никакой официальной регистрации не было, – рассказывает Гулчехра, – это и стало основной причиной моего согласия стать второй женой. Этот брак стал для меня возможностью обрести сильное плечо и финансовую помощь. Я очень нуждалась в деньгах” – объяснила Гулчехра свое решение.
Но и второй брак Гулчехры продлился недолго. Первая жена, узнав о существовании у своего мужа второй семьи, пригрозила ему, что напишет заявление в правоохранительные органы.
“Мой муж занимал важный государственный пост и поэтому был вынужден оставить нас. Поскольку брак наш не был официально зарегистрирован, я не имею права подавать на алименты. Иногда он помогает нам продуктами питания”, – добавляет Гулчехра.
Правовая незащищенность
По словам таджикской правозащитницы Гулчехры Мирзоевой, ситуация с ее тезкой из Раштской долины типична, а права вторых жен законом никак не защищены.
“Многоженцев знают в лицо. Но когда дело доходит до публичных разборок, виноватой оказывается только женщина, и отношение к ней всегда отрицательное. Мужчинам подобные “слабости” прощают”, – отметила Мирзоева в интервью bbcrussian.com.
Официально многоженство в Таджикистане является уголовным преступлением. Нарушителям грозит штраф или тюремный срок до 2 лет. Но в судах страны дела о многоженстве практически не рассматриваются.
“В основном, о случаях многоженства становится известно после обращения в органы самих женщин. Но преступление это не относится к категории тяжких и, как правило, не предполагает лишения свободы. Все ограничивается штрафными санкциями”, – подтвердил Русской службе Би-би-си представитель генеральной прокуратуры Таджикистана Абдурасул Холмуродов.
Женщины, как правило, скрывают статус второй жены, покрывая своих мужей-многоженцев в надежде на денежную помощь с их стороны.
Сколько в стране вторых жен?
Таджикские власти несколько лет назад пытались подсчитать количество вторых жен. Однако, по словам экономиста Фируза Саидова, все данные могут быть только оценочными.
Согласно проведенному в 2010 году социологическому опросу, каждый восьмой таджикский мужчина имеет семью на стороне. Причем речь идет не только о вторых женах, но и, бывает, о третьих и четвертых.
“Многоженство, в основном, распространено в южных регионах страны. Развито оно среди людей с высоким доходом. Немало среди многоженцев государственных чиновников”, – полагает Фируз Саидов.
Аналитики говорят, что таджикское общество столкнулось с совершенно новой для себя проблемой, решить которую чрезвычайно сложно в нынешних условиях развития страны. Мужчин в стране не хватает, причем не только на производстве. Через несколько лет остро будет стоять демографический вопрос.
“Найти себе спутника жизни таджичке сегодня легче в Москве, чем на родине”, – уверена правозащитница Ойнихол Бобоназарова.
По ее словам, особенно чувствуется отсутствие мужчин в сельских регионах.
Проблему Бобоназарова объясняет двумя факторами. Первый – это прошедшая в Таджикистане гражданская война, в ходе которой погибло, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек, главным образом, мужчин.
Второй фактор – трудовая миграция. Жены трудовых мигрантов остаются фактически без мужей. Таджикские гастарбайтеры едут в Россию и забывают о старых семьях, создавая новые.
Женское население страны по численности сегодня серьезно превышает мужское.
Нужно получить разрешение первой жены
По словам имам-хатиба Салохиддина Мирзоева, ситуация с многоженством в стране не имеет ничего общего с исламом.
“Да, мусульманину разрешено иметь четыре жены, – сказал имам в интервью Би-би-си, – Но почему-то мужчины забывают, что вторую жену можно взять только с разрешения первой. А многие ли многоженцы интересуются ее мнением?”
Мирзоев говорит, что по исламским законам ко всем женам необходимо относиться одинаково.
“Можно ли говорить, что так и происходит в реальной жизни? Нет! Поэтому не надо упоминать об исламе”, – восклицает священнослужитель Салохиддин Мирзоев.
Действительно, обычно мужчины не спрашивают мнения своих первых жен по поводу возможности жениться вторично, и в результате многие женщины чувствуют себя обманутыми.
Чаще всего, первые жены в течение долгого времени могут лишь догадываться о существование второй или третьей жены.
Между тем, многие богословы оправдывают многоженство и считают, что властям необходимо поддерживать многоженцев.
Так, мулла Максуми Таварали из селения Яхч Нуробадского района убежден, что в условиях Таджикистана многоженство – это благо.
“Сколько женщин после войны вдовами остались?! Их просто необходимо пожалеть и помочь им. Многоженство спасет их от проституции, а детей таких женщин от голодной смерти”, – уверен мулла Максуми Таварали.
Замуж или учиться?
Выход из ситуации, при которой религиозные установки противоречат законодательству Таджикистана, правозащитница Татьяна Бозрикова видит в договоре между духовными лицами и властями.
“Они должны договориться, чтобы священнослужители не освящали брак до тех пор, пока мужчина не представить справку из ЗАГСа”, – считает Бозрикова.
По словам активистки женского движения Гулчехры Мирзоевой, решение проблем многоженства осложняет ментальность и национальные обычаи, когда главное предназначение девочки – это создание семьи и заботе о муже и детях.
“Многие девочки к 14-15 годам мечтают только о богатом, молодом и красивом муже. Образование стоит у них на последнем месте. О нем начинают задумываться, когда остаются одни с детьми, без денег и квартиры”, – говорит Мирзоева.
Анора САРКОРОВА. «BBCRussian.com», 18 мая 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)