Пенсионные системы региона Европа и Центральная Азия устроены по разному, однако ни одной из них не удалось избежать проблем в ходе последнего экономического кризиса, констатируют эксперты Всемирного банка в отчете «Пенсионные системы в период кризиса: региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии (ЕЦА)», подготовленном под руководством Аниты Шварц
Разнообразие систем
Как отмечается в отчете ВБ, большинство стран региона ЕЦА, в который включают Восточную Европу и Центральную Азию, т.е. бывшие «соцстраны» плюс Турция, имеют многоуровневую пенсионную систему. Выделяют два основных уровня — распределительный и накопительный. Только распределительный уровень, когда пожилые люди получают пенсии благодаря взносам нынешних работников, имеется в 15 странах ЕЦА. Совместно распределительный и накопительный подходы применяются в 13 странах, в том числе в Болгарии, Хорватии, Эстонии, Польше, России, Словакии и т.д. В этом случае часть пенсионного взноса работника идет на выплаты пенсионерам, а часть — хранится на индивидуальном счету и инвестируется в финансовые инструменты. Одноуровневая система, основанная только на накопительном компоненте, имеется лишь в двух странах ЕЦА.
В Казахстане и Косово в дополнение к 1 и 2 уровням выплачивают также базовые пенсии всем пожилым людям, достигшим пенсионного возраста, которые называются нулевым уровнем. Пенсионный фонд формируется за счет взносов работодателей и государства.
Наконец, почти во всех странах работники могут в добровольном порядке откладывать дополнительные деньги в счет будущей пенсии. Это своего рода «третий уровень».
Необратимые последствия
Несмотря на многообразие пенсионных систем, ни одна из них не продемонстрировала полную неуязвимость в условиях мирового кризиса.
Так, финансирование распределительной пенсионной системы сократилось из-за падения уровня доходов и роста безработицы. В период кризиса число получателей пенсионных выплат растет, поскольку население пытается раньше выйти на пенсию или получить инвалидность, борясь подобным образом с безработицей; правительства, как правило, не сокращают размер пенсий. Сочетание этих процессов приводит к дефициту средств в системе.
Для накопительной системы опасны не столько краткосрочные, сколько долгосрочные последствия. В первую очередь, кризис сказался на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Из-за резкого обесценения активов их пенсионные доходы сократились. Нынешний кризис, по мнению авторов исследования, заставит задуматься о дальнейших реформах пенсионных систем даже те страны, которые провели их преобразования в конце 90-х — начале 2000-х гг. К этому подталкивает необходимость поиска дополнительных источников финансирования пенсий и возможностей по сокращению расходов.
Во многих странах региона повышается ставка пенсионных взносов, в Румынии и в России, например, с 27,5% в 2008 г. до 31,3% в 2010 г. и с 20% до 26%, соответственно. Планируется повышение пенсионного возраста (в частности, в Венгрии и Румынии — с 62 до 65 лет к 2012 г., в Польше — до 67 лет к 2030 г., в Украине — до 62 лет, временные рамки не определены).
Рисунок 1. Спроецированный дефицит при условии ценовой индексации и повышения пенсионного возраста
Предпринимаются также меры по предотвращению раннего выхода на пенсию — ужесточение наказаний за ранний выход и введение бонусов за продление срока выхода. Так дело обстоит, к примеру, в Венгрии. Также сокращаются ставки пенсионных взносов во второй уровень, что создает дополнительные источники дохода для первого уровня.
Чтобы оценить последствия грядущего демографического кризиса, (эксперты ВБ предполагают, что он придется на 2047 год), можно умножить самый крупный нынешний дефицит среди всех пенсионных систем региона на три — таков будет ожидаемый дефицит в период последующих 60 лет демографического кризиса, уверены эксперты ВБ. Поэтому правительствам нужно быть очень осторожными в принятии решений, чтобы своими действиями не усугубить ситуацию в будущем.
Пути развития
Привязка индексации пенсий к темпам инфляции вместо темпов роста зарплат увеличит надежность системы первого уровня для пенсионеров, таковы рекомендации ВБ. Эта практика применяется в ОЭСР и «старых членах» ЕС. В ЕЦА подобный опыт внедряется пока только в 4 странах.
Повышение пенсионного возраста также выделяется экспертами Всемирного банка как возможный вариант решения проблем национальных пенсионных систем. В большинстве стран ОЭСР средний пенсионный возраст мужчин и женщин одинаков — 65 лет, в то время как в ЕЦА возраст выхода на пенсию — как для мужчин, так и для женщин установлен на более низком уровне.
Пенсионная система второго уровня в странах ЕЦА далека от идеальной. Основные проблемы — негибкость и низкая доходность. Сейчас во многих странах ЕЦА (включая членов ЕС Болгарию и Польшу) пенсионные фонды предлагают стандартные портфели финансовых инструментов для всех возрастных групп вкладчиков. Эксперты ВБ предлагают использовать систему портфелей жизненного цикла. Молодое поколение смогло бы инвестировать в более рисковые инструменты с повышенной доходностью, а люди старшего возраста — в более надежные. В целом, по мнению экспертов ВБ, это бы повысило как доверие к пенсионной системе, так и доходность.
Еще один путь к повышению ставки доходности — регулятивные и надзорные реформы. Сейчас менеджеры пенсионных фондов не могут использовать более рискованные инструменты с высокой доходностью. Чтобы сделать это возможным, необходимо смягчить ряд ограничений на диверсификацию международного портфеля, снять требования по гарантированию минимального дохода — ведь все это делает портфели излишне консервативными. Гарантии по минимальному доходу снижают стимулы менеджеров вкладывать средства в более рисковые активы — менее доходные, но проверенные портфели видятся более надежными. Долгосрочную устойчивость пенсионной системе может дать и международная диверсификация, в том числе через совместные фонды инвестирования.
Другая проблема — высокие административные сборы управляющих пенсионными фондами, которые не зависят от результатов их деятельности. Это снижает стимулы к инвестированию в более сложные и, как правило, более доходные инструменты.
Развитие фондового рынка, по мнению авторов исследования, должно стать долгосрочным приоритетом для правительств региона. В конечном счете, именно за счет средств, аккумулируемых через фондовый рынок, как полагают эксперты ВБ, будет держаться пенсионная система во время демографического кризиса. Наконец, одна из главных рекомендаций экспертов, состоит в предостережении о том, чтобы разрабатываемые меры борьбы с дефицитом средств в пенсионных системах в связи с нынешним кризисом проводились с учетом их долгосрочных последствий, то есть так, чтобы не навредить будущим поколениям пенсионеров региона.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)