Самая непопулярная тема увеличения пенсионного возраста, похоже, все равно рано или поздно встанет на повестку дня
Дефицит Пенсионного фонда (ПФР) в настоящий момент составляет 1 трлн рублей. Так что дела обстоят не лучшим образом. Для того чтобы залатать такую "дыру" и выполнить все социальные обязательства, средства приходится брать из госбюджета. В 2011 году денег пока хватает, но чем дальше будет сохраняться такое положение дел, тем выше риски, и не только для государства, но и для самих пенсионеров. Так что эксперты продолжают уверять - непопулярные меры откладывать больше нельзя.
В середине мая в Госдуме в первом чтении рассмотрели поправки в федеральный бюджет, согласно которым доходы благодаря высоким ценам на нефть окажутся выше запланированных на 1,5 трлн рублей. Из этих денег на покрытие дефицита бюджета ПФР дополнительно выделят 74,4 млрд рублей. Правительство планирует провести вторую индексацию пенсий, и дополнительные миллиарды пойдут как раз на это. Однако финансировать выплаты пенсий из федерального бюджета рискованно.
Нехватка средств в Пенсионном фонде сейчас равна по объему почти 5% ВВП, и в случае нового резкого падения цен на нефть покрыть дефицит будет непросто. А это чревато невыплатой пенсий, отменой индексаций. Использовать временные меры вроде переноса денег из бюджета в фонд больше нельзя - нужно структурно менять пенсионную систему и устранять дефицит.
Самая непопулярная и вызвавшая столько дискуссий тема увеличения пенсионного возраста, похоже, все равно рано или поздно встанет на повестку дня. До выборов она, конечно, будет по-прежнему обсуждаться только на экспертном уровне. Но это, как говорится, дело времени, поскольку попытки решить проблему как-то иначе не удались. Правительство надеялось снизить дефицит за счет повышения страховых взносов работников. Еще год назад министр финансов Алексей Кудрин признавал, что после увеличения взносов в 2011 году дефицит уменьшится на 875 млрд рублей, но к 2013 году вновь вернется к "дореформенному" уровню. Но эффект от этой временной меры может оказаться еще ниже - большая часть предпринимателей не способны платить повышенные взносы и, как результат, стали уводить свой бизнес в тень или банкротить.
В одной из экспертных групп по модернизации "Стратегии-2020", занимающейся пенсионной системой, приступили к разработке новой реформы. В нашей стране действует солидарный принцип пенсионного обеспечения, т.е. когда пенсионеры получают выплаты из доходов работников. Подобная система для России фактически безальтернативна, о накопительной пенсии речи даже не идет. У населения попросту нет денег, которые они могли бы или хотели бы сберегать в виде пенсионных накоплений. Усложняет ситуацию и неблагоприятный демографический прогноз на ближайшие десятилетия - пожилых людей будет все больше. С другой стороны, государство не может позволить себе бесконечно повышать свои социальные обязательства - ситуация с ценами на нефть очень нестабильна, как и состояние российского бюджета.
Выход один - надо начинать комплексную долгосрочную реформу, которая, правда, у населения восторга не вызовет. Один из ключевых ее элементов - постепенное повышение пенсионного возраста и для мужчин, и для женщин до 63 лет. "Чем быстрее мы повысим пенсионный возраст, тем быстрее нам удастся сократить дефицит. Однако мы понимаем, что и чересчур резко такие меры принимать нельзя. Компромиссный вариант - завершение перехода к 2030-2035 гг.", - объясняет один из разработчиков концепции, директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. Еще одна непопулярная мера - повышение минимального стажа, необходимого для получения трудовой пенсии с 5 до 15-20 лет. Это должно стимулировать удлинение трудовой жизни и повышение фактического пенсионного возраста.
Однако эти меры не дадут положительного эффекта, если одновременно с ними не поставить вопрос оптимизации расходов Пенсионного фонда. Речь идет о разделении пенсии на базовую часть и страховую. Первая будет выплачиваться из фонда, а вторая - компенсировать утраченный заработок выходящего на пенсию за счет использования страховых механизмов. Если проводить эти меры в комплексе, то размер взносов работников можно будет снизить с 26 до 22% и даже до 20%. Это позволит бизнесу вздохнуть свободнее, даст возможность развиваться и, как следствие, увеличивать налоговую базу и величину поступлений в Пенсионный фонд.
Эти и многие другие меры будут предложены правительству, что из них будет реализовано, а главное - когда, пока под вопросом.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)