Экономическая успешность страны зависит от образования, навыков и здоровья ее населения. Когда ее молодежь здорова и хорошо образована, то может найти прибыльную работу, добиться уважения и преуспеть в адаптации к колебаниям мирового рынка труда. Бизнес инвестирует больше, когда знает, что его работники будут производительными. Но многие общества разных стран мира не справляются с задачей обеспечения основных элементов здоровья и достойного образования для каждого поколения детей.
Почему же столь многие страны не справляются с задачей предоставления надлежащего образования? Некоторые просто слишком бедны и не могут позволить себе хорошие школы. Иногда сами родители не имеют достаточного образования, из-за чего они неспособны помогать своим детям уже после 1-2 класса школы, в результате чего неграмотность передаются от одного поколения другому. Ситуация наиболее сложна в больших семьях (скажем, 6-7 детей), потому что родители мало вкладывают в здоровье, питание и образование каждого своего ребенка.
Но и богатые страны терпят в этом неудачи. США, например, безжалостно позволяют страдать детям своих беднейших семей. Бедные люди проживают в бедных районах с бедными школами. Родители таких детей часто являются безработными, больными, разведенными, или даже находятся в местах лишения свободы. Дети попадают в замкнутый круг бедности, существующий поколениями, несмотря на общий достаток общества. Очень часто дети, росшие в бедности, остаются бедняками и став взрослыми.
В одном хорошем новом документальном фильме «Дом, в котором я живу» (The House I Live In) показано, что история Америки является даже еще более печальной и жестокой из-за ее губительной политики. Примерно 40 лет назад американские политики объявили «войну наркотикам», якобы с целью борьбы с употреблением таких наркотиков, как кокаин. Как ясно показывает этот фильм, война с наркотиками стала войной с бедняками, в особенности с бедными представителями национальных меньшинств.
Война с наркотиками привела к массовому лишению свободы молодежи из среды национальных меньшинств. В США сейчас в заключении находится 2,3 миллиона человек в любой момент времени, значительная часть которых – бедняки, которые были арестованы за продажу наркотиков из-за своей собственной зависимости. В результате, США достигли первого места в мире по количеству заключенных – 743 человека на 100 тысяч населения!
В фильме показан кошмарный мир, в котором бедность передается от одного поколения другому, причем жестокая, дорогостоящая и неэффективная «война с наркотиками» только облегчает данный процесс. Бедняки, большинство из которых – чернокожие американцы, не могут найти работу или вернулись с военной службы без навыков или контактов по трудоустройству. Они впадают в нищету и начинают употреблять наркотики.
Вместо получения социальной и медицинской помощи их арестовывают и превращают в уголовников. С этого времени они становятся постоянными «клиентами» тюремной системы и почти не имеют возможности получить легальную работу, которая позволила бы им вырваться из нищеты. Их дети растут без родителя в доме – и без надежды и поддержки. Дети наркозависимых людей часто сами становятся наркозависимыми: они также часто, в итоге, оказываются в тюрьме, или подвергаются насилию, или же их ждет преждевременная смерть.
Странно здесь то, что (40 лет назад) США упустили и продолжают упускать из виду очевидную важную вещь. Чтобы разорвать замкнутый круг бедности, стране нужно инвестировать в будущее своих детей, а не в содержание в заключении 2,3 миллиона человек ежегодно, многие из которых осуждены за ненасильственные преступления, являющиеся симптомами бедности.
Многие политики являются горячими сторонниками данного помешательства. Они играют на страхах среднего класса, в особенности на страхе среднего класса перед национальными меньшинствами, для сохранения данного ошибочного направления социальных усилий и государственных средств.
Главное здесь следующее: правительства играют уникальную роль в обеспечении того, чтобы у всех членов молодого поколения (у бедных детей, как и у богатых) был шанс. Бедный ребенок едва ли способен вырваться из бедности своих родителей без сильных и эффективных государственных программ поддержки высококачественного образования, здравоохранения и хорошего питания.
Это гениальная идея «социальной демократии» – философии, первопроходцами которой являются скандинавские страны, но которая также применяется во многих развивающихся странах, например в Коста-Рике. Идея проста и сильна: все люди заслуживают шанса, и общество должно помочь каждому реализовать его. Самое главное – нужно помогать семьям, чтобы они могли вырастить здоровых, полноценно питающихся и образованных детей. Социальные инвестиции имеют большие размеры, финансируются за счет высоких налогов, которые богатые люди, кстати, оплачивают, не уклоняясь от них.
Это основной способ борьбы с передачей бедности между поколениями. У бедного ребенка в Швеции с самого начала имеются преимущества. У его родителей имеется гарантированный отпуск в связи с рождением ребенка (как у матери, так и у отца), для того чтобы они могли лучше заботиться о младенце. Затем правительство предоставляет высококачественные детские сады и ясли, что позволяет матери (которая знает, что ее ребенок находится в безопасном месте) вернуться на работу. Правительство обеспечивает всем детям место в дошкольных учреждениях, для того чтобы к шести годам они были готовы к официальной учебе. А система здравоохранения является единой, чтобы ребенок мог расти здоровым.
Таким образом, сравнение США и Швеции показательно. Приведем сопоставимые данные и определения, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития: уровень бедности в США составляет 17,3%, что примерно вдвое выше уровня бедности в Швеции (8,4%). А доля заключенных в Америке превышает соответствующий показатель Швеции (70 человек на 100 тысяч населения) в 10 раз. США, в среднем, богаче Швеции, но разрыв в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными американцами гораздо выше, чем в Швеции. Но США, вместо того чтобы помогать своим беднякам, наказывает их.
Одним из шокирующих явлений последних лет является то, что у Америки почти самый низкий уровень социальной мобильности среди стран с высоким уровнем дохода. Дети, родившиеся бедными, скорее всего, останутся бедными; а дети, родившиеся в богатых семьях, скорее всего, будут богатыми, когда вырастут.
Данная зависимость между поколениями приводит к огромным потерям человеческих талантов. Америка поплатится за это в длительной перспективе, если не изменит свой курс. Инвестирование в детей и молодежь приносит самые высокие дивиденды, которое может получить любое общество, – как в экономическом, так и человеческом выражении. Джеффри Сакс – директор Проекта Тысячелетия ООН с 2002 по 2006 гг., профессор Колумбийского университета и директор его Института Земли, специальный советник Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Автор книг, в том числе «Конец бедности: экономические возможности нашего времени» и «Содружество: Экономика для перенаселенной планеты».
"Project Syndicate", 24 октября 2012 года Опубликовано ИноСМИ.Ru 4 ноября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)