Минтруд представил законопроект о социальном сервисе для одной седьмой части населения
Минтруд представил новую версию законопроекта о социальном обслуживании населения. С 2015 года регионы должны будут оказывать социальную помощь 19 млн человек, которые оказались в трудной жизненной ситуации, по единым стандартам, а бизнес сможет участвовать в государственных конкурсах на предоставление социальных услуг. Программа предполагает быструю и полную трансформацию сектора, сейчас существующего в "серой" зоне и функционирующего в рамках законодательства середины 90-х,— несмотря на чрезвычайную масштабность задачи и негарантированность финансирования реформы, сомнений в ее исполнении Минтруда нет.
Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) предприняло вторую попытку наконец-то согласовать в правительстве и с общественностью обсуждаемый с 2010 года законопроект "Об основах социального обслуживания населения в РФ" и обнародовало его новую версию. Ранее Минздравсоцразвития при Татьяне Голиковой уже представляло вариант этого закона. Более того, в министерстве надеялись, что уже в этом году Госдума рассмотрит документ. Однако смена правительства в мае поменяла планы — документ с подачи нового вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец был отправлен на доработку.
Сегодня регионы до сих пор предоставляют 19 млн нуждающихся в соцзащите помощь на основании законов 1995 года. Документы, как признавали чиновники, настолько устарели, что регионы работают "не совсем легитимно", то есть по своим собственным правилам, которые сами же себе и установили. При этом в России существует около 5 тыс. социальных учреждений, оказывающих социальную поддержку и помощь. Основные потребители социальных услуг — пожилые люди, инвалиды, семьи в кризисной ситуации. Как пояснил вчера замглавы Минтруда Алексей Вовченко, в зону действия закона попадают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: одиночество, инвалидность, психологическая ситуация, проблемы со здоровьем и т. д., а деятельность социальных служб направлена на то, чтобы вывести людей из нее.
Представленная Минтрудом вчера новая версия законопроекта, более полная и подробная, содержит несколько новелл. Вопросы регулирования соцпомощи по-прежнему остаются в ведении регионов, однако правительство сможет устанавливать на федеральном уровне стандарты ее оказания, включая требования к объему и качеству соцуслуг, срокам и условиям их предоставления. Одно из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, как объясняют в Минтруде,— это индивидуальный подход к оказанию социальных услуг, то есть с учетом состояния здоровья, семейного положения, психологического состояния человека. Впервые для каждого нуждающегося будет разрабатываться индивидуальная программа предоставления соцуслуг. Гражданин, согласно законопроекту, сможет не только письменно обратиться в орган соцзащиты, но и подать электронное заявление. Другие новшества документа — понятие "обеспечение социального сопровождения": законопроект делает упор на профилактику трудных жизненных ситуаций. Как и в прошлой версии, законопроект сохраняет планы по созданию общественного контроля со стороны некоммерческих организаций и предусматривает независимую оценку качества и результативности деятельности в области соцобслуживания.
Одним из главных нареканий к прошлой версии законопроекта было отсутствие возможности у бизнеса полноценно участвовать в процессе предоставления соцуслуг населению. Документ расширяет круг тех, кто может оказывать соцуслуги через механизм госзаказа. Также законопроект в новой версии дает возможность регионам привлекать для финансирования оказания соцпомощи "иные источники", в том числе для реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства в области социального обслуживания.
Программа реформ сектора социального обеспечения, предложенная Минтрудом, вызывает вопросы того же плана, что и "смежная" программа реформы здравоохранения 2010 года, реализуемая Минздравом. В первую очередь реализация соцуслуг в соответствии с достаточно высокими и технологичными стандартами потребует роста расходов на этот сектор со стороны региональных бюджетов: дискуссия о том, сколько будет стоить подобная реформа и каковы могут быть источники для ее финансирования, пока толком даже не началась, тогда как стандарты вводятся на уровне принципа уже сейчас. Вторая проблема — введение стандартов потребует найма дополнительного и при этом традиционно низкооплачиваемого персонала: в ситуации с низкой безработицей это может с 2015 года быть проблематичным. Кроме этого, очевидна необходимость и системы контроля за расходованием средств в соцобеспечении, и инвестиций в инфраструктуру соцобеспечения — как это предполагает медицинская реформа. Да и в целом разворачивание в довольно короткие сроки новой системы соцобеспечения на новых принципах с реальной клиентурой в 13% населения РФ представляет собой задачу, ранее в масштабах страны так быстро не решавшуюся.
Минтруд надеется, что доработанный с помощью общественности документ будет внесен в Госдуму в первом квартале 2013 года и заработает с 2015 года.
Дарья НИКОЛАЕВА, Дмитрий БУТРИН. «Коммерсантъ», 9 ноября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)