До 2015 года каждый второй будет лечиться за свой счет
Медицинские госгарантии наполовину не обеспечены финансированием, признает Минздрав
Денег для государственной бесплатной медицины сегодня катастрофически не хватает. Но в будущем Минздрав надеется на увеличение финансирования, которое сделает медицинские услуги преимущественно бесплатными. О таких перспективах сообщила вчера глава Минздрава Вероника Скворцова. По ее словам, чтобы профинансировать стандарты оказания бесплатной медицинской помощи, требуется около 1,5 трлн. руб. Но в 2012 году в системе здравоохранения нашлось для стандартов только 680 млрд. руб. Лишь к 2015 году получится полностью покрыть стандарты медицинского обслуживания, заявила Скворцова. Где именно Минздрав надеется взять дополнительные более чем 800 млрд. руб. – осталось тайной.
«У меня нет опасений в отношении того, что медицинские услуги в нашей стране будут преимущественно платными. Пока я и моя команда работаем в министерстве, этого не будет», – пообещала вчера Вероника Скворцова. Так она прокомментировала опасения журналистов по поводу принятия правительством РФ новых «Правил предоставления медицинскими организациями платных медуслуг». О сокращении объема бесплатных услуг и речи нет, наоборот, суть документа в том, что «весь гарантированный объем медпомощи оказывается гражданам бесплатно».
Если говорить о государственных бюджетных медицинских учреждениях, то единственное, что там может быть платным, – это дополнительное повышение комфорта при лечении; индивидуальный медицинский пост, если его не требует состояние реанимационного больного; предоставление по желанию пациента более дорогого лекарства (например, иностранного оригинала вместо отечественного аналога) или более дорогого имплантата. Как уточнила министр, более 90% медучреждений в стране – бюджетные.
При этом Вероника Скворцова признала, что сейчас не исключены случаи, когда в больницах и поликлиниках врачи пытаются брать с граждан деньги за оказание тех медицинских услуг, которые формально должны быть бесплатными. Эти нарушения связаны сегодня с крайней недофинансированностью отрасли. «Поэтому на какие-то вещи мы смотрим с пониманием – с точки зрения того, что, к сожалению, пока несовершенство системы само провоцирует такие нарушения. Но мы надеемся, что к 2015 году этого уже быть не должно, потому что к этому сроку должен произойти качественный скачок, система должна стать сбалансированной по финансированию».
Сенсацией вчерашней конференции министра стало признание, что, оказывается, вопреки надеждам и обещаниям денег на оказание населению базовой бесплатной медицинской помощи сейчас на самом деле не хватает. Причем речь идет о нехватке сотен миллиардов рублей. Экспертным сообществом были созданы и пересмотрены стандарты, которые являются базовыми для оказания медпомощи. Речь идет о 1,9 тыс. стандартах. «И они стоят 1,5 триллиона рублей», – пояснила Скворцова. В 2012 году, по ее словам, в системе здравоохранения имелось на эти стандарты лишь 680 млрд. руб. В следующем году в системе будет уже около 1 трлн. руб. Сбалансировать же финансирование системы получится только к 2015 году. «Надо быть честными и признать это. Мы сейчас несколько скачкообразно улучшаем финансовое обеспечение государственной медицинской помощи», – сказала Скворцова. Получается, что сегодня здравоохранение недофинансировано в стране фактически наполовину. И государству надо в течение нескольких лет откуда-то изыскать более 800 млрд. руб.
Скворцова возлагает большие надежды на средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Они, в частности, оказались как нельзя кстати для модернизации здравоохранения. По данным Минздрава, по состоянию на 15 октября этого года из выделенных на модернизацию отрасли 340 млрд. руб. фонда освоено около 71%. Эти средства были направлены на ремонт более 1,2 тыс. медучреждений и завершение строительства 33 учреждений, поставку свыше 191 тыс. единиц оборудования, полное оснащение системой ГЛОНАСС более 8,5 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи. По словам министра, в фонде ОМС появился резерв: «Он связан с увеличением насыщения фонда сверх ожиданий за счет выросших страховых взносов». В 2013 году из фонда получится дополнительно направить в качестве субсидий регионам около 50 млрд. руб. на дальнейшую модернизацию здравоохранения.
Однако независимые экономисты отмечают тенденцию сокращения бюджетных расходов на здравоохранение. Как ранее писала «НГ», по данным Центра развития, доля федеральных расходов на здравоохранение в проекте бюджета на 2013–2015 годы снижена вдвое: с 0,91% ВВП в 2012 году до 0,46–0,44% ВВП в 2015 году (см. «НГ» от 02.10.12). Причем сокращение запланировано не только в долях ВВП, но и в номинальном выражении. Так, в текущем году федеральный Центр выделит на здравоохранение 555 млрд. руб., а в 2015 году – уже 361–383 млрд. руб. Значит, на самом деле никаких ресурсов для увеличения финансирования бесплатной медицины в федеральном бюджете пока не просматривается.
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что ситуация с бесплатным здравоохранением сложилась непростая. Видимо, ведомству придется повременить с окончательным внедрением в стране стандартов бесплатной медпомощи. «Минздрав планировал значительно повысить уровень медицинского обслуживания населения уже к 2013 году как раз за счет стандартизации. Судя по всему, реализация этих планов под большим вопросом. И проблема в финансировании. Теперь «Концепция развития здравоохранения» предполагает, что на окончательную стандартизацию отрасль перейдет постепенно с 2012 по 2015 год. Таким образом, формально переход на стандарты Минздрав может затягивать, что, судя по всему, и происходит, – замечает эксперт «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. – Минздрав, сообщая о недофинансировании, страхуется от повальной критики, которая обязательно будет, если больницы не будут готовы соответствовать стандартам». «Стандарты медицинского обслуживания подразумевают определенную обеспеченность персоналом на душу населения, на одного пациента в больнице. Также они устанавливают время обслуживания пациентов на каждом шаге и требования к техническому оснащению. До тех пор пока возможностей для такого обеспечения нет, вводить стандарты медобслуживания в качестве обязательных для выполнения не имеет смысла», – продолжает руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.
Сбалансировать систему здравоохранения при нынешнем недофинансировании будет непросто. «Либо нужно вдвое сократить сам объем помощи в рамках новых стандартов. Либо вдвое повысить плату за медицинские услуги. Это повышение возможно как через прямой пересмотр цен на услуги, так и через увеличение налогов», – говорит инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Маловероятно, что полное бюджетное финансирование всех гарантированных стандартов медпомощи можно обеспечить к 2015 году. Эти обещания станут реалистичны, если часть средств будет перераспределена с оборонных расходов на здравоохранение», – считает директор департамента компании «Уральский союз» Александр Миронов.
Анастасия БАШКАТОВА. «Независимая газета», 9 ноября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)