Белорусов будут стимулировать на рождение двоих и более детей
В Беларуси акценты в сфере стимулирования рождаемости смещаются в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка. Об этом заявила заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко на экспертно-медийном семинаре в Минске. Тема семинара - "Формирование и реализация механизма семейного (материнского) капитала в системе мер экономической поддержки семей с детьми в государствах - участниках Союзного государства". Он проводится при поддержке Постоянного комитета Союзного государства с участием представителей органов государственного управления и организаций Беларуси и России, СМИ.
"Несмотря на рост вторых и третьих рождений в семьях, превалирующее число семей (66,5%) ограничиваются только одним ребенком, двоих детей имеют 28,3% семей, троих и более - около 5%, - сказала Марина Артеменко. - Вместе с тем социологические опросы по вопросам планирования семьи показывают, что большинство респондентов (почти 60%) хотели бы иметь двоих детей, 22% - троих и более, и только 13% - одного ребенка. С учетом этого акценты в сфере стимулирования рождаемости смещаются в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка. Если семья при рождении второго, третьего ребенка сможет сохранить привычный образ и уровень жизни, то это будет лучшим стимулом к увеличению состава семей. Поэтому сегодня востребованы новые меры и формы поддержки семьи - от совершенствования системы государственных пособий до развития услуг по уходу за детьми".
Представитель министерства напомнила, что 8 октября принят в первом чтении законопроект "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей". В соответствии с ним механизм расчета ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет увязан со средней заработной платой по стране и дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье. "При принятии такого решения мы учитывали как российский, так и международный опыт, - подчеркнула Марина Артеменко. - Вместе с тем наш подход существенно отличается тем, что размеры пособия не зависят от уплаты матерью обязательных страховых взносов и будут одинаковыми как для работающих, так и неработающих родителей. Увязка пособия с доходами населения позволит увеличить его размер и обеспечить планомерный рост пособия одновременно с повышением заработной платы".
Законопроектом предусмотрены и другие новации. Так, с целью передачи полномочий по оказанию социальной помощи малообеспеченным семьям в систему адресной социальной помощи исключается назначение и выплата пособий на детей старше 3 лет с учетом доходов семьи. Вносятся существенные изменения, направленные на усиление соцзащиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. В частности, на период медицинской реабилитации ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет родителю будет назначаться пособие по временной нетрудоспособности (сейчас такое пособие назначается только на период санаторно-курортного лечения). Расширен круг получателей пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Право на данный вид пособия дополнительно будет предоставлено лицам, находящимся в академическом отпуске, а также получателям пенсий по инвалидности.
Принятие этого закона позволит усилить адресность и эффективность в оказании государственной поддержки семьи, считает заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты.
По ее мнению, принципиально важным направлением господдержки является развитие программ соцобслуживания семей с детьми, создание нормативной правовой базы для их реализации. В соответствии с принятым в текущем году законом по вопросам социального обслуживания предусматривается развитие программ соцобслуживания семьи, служб ухода за детьми, оказание помощи родителям в воспитании детей. Спектр услуг, оказываемых территориальными центрами соцобслуживания населения и центрами соцобслуживания семьи и детей, будет расширяться. Так, неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, будут предоставляться кратковременные услуги няни. Получит развитие система уходу за детьми-инвалидами (так называемые услуги социальной передышки) - освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для решения семейно-бытовых вопросов. Кстати, в системе Минтруда и соцзащиты такие услуги уже предоставляются на базе домов-интернатов для детей-инвалидов. Востребованным в современных условиях также является развитие системы социального патроната семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Помимо традиционных мер социально-экономической поддержки семьи, в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены такие новации, как развитие системы льготного кредитования супружеских пар, страдающих бесплодием, для проведения экстракорпорального оплодотворения; освобождение от призыва на военную службу, службу в резерве отцов, воспитывающих троих и более детей.
Изучение вопроса о возможности введения семейного капитала также стоит на повестке дня, добавила Марина Артеменко. Она выразила уверенность, что демографическая политика стран - участников Союзного государства, направленная на всестороннюю поддержку семьи, материнства, детства, будет способствовать дальнейшему повышению рождаемости, укреплению статуса семьи в обществе и в целом улучшению демографических характеристик населения в Беларуси и России.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)