Западу не нужны российские мозги. В сложившейся системе международной трудовой миграции России просто не видно. Для низкоквалифицированной иммиграции россияне слишком богаты, для высококвалифицированной — не слишком умны.
О России принято думать как о чуть ли не основном доноре научного потенциала для Запада. По оценкам российского Министерства образования и науки, с 1989 по 2002 год за границу на постоянное проживание уехали более 20 тыс. ученых, еще 30 тыс. работали в других странах по временным контрактам.
На самом деле это не так: российский ручеек научной эмиграции ничем не примечателен и на ставшую притчей во языцех утечку мозгов никак не тянет.
Утечка мозгов — универсальное явление, к тому же имевшее в истории множество прецедентов. Одна из самых известных случилась еще в 1492 году, после того как католическая Испания попросила восвояси иудейское население. Другой яркий пример — бегство гугенотов из католической Франции в XVII столетии. Из более свежих примеров — переселение немецкой интеллектуальной элиты в США в конце 1930-х. До этого времени Германия была мировым интеллектуальным лидером, большинство научных журналов печаталось на немецком. Приход Гитлера к власти сломал научное будущее Германии — многие выдающиеся ученые пересекли Атлантику.
С тех пор массовых исходов научных работников не происходит. По оценкам МВФ, лишь в очень немногих странах родину покидают более 10% граждан с высшим образованием и в полной мере термин "утечка мозгов" применим лишь к пяти странам — Доминиканской Республике, Сальвадору, Мексике, Гватемале и Ямайке. Из этих государств за границу (разумеется, в США) переехало более двух третей всех образованных людей. Среди крупных экономик от утечки мозгов сильнее всего страдает Великобритания: более 17% ее подданных с высшим образованием уезжают, прежде всего в США.
Нефилософский паровоз
В России же утечка мозгов относительно невелика. По данным МВФ на 2000 год, доля лиц с высшим образованием, покинувших нашу страну, составила всего 1,37%. А эксперты Всемирного банка в недавнем исследовании "How Can Talent Abroad Help Reform Institutions at Home: A study of Russian technological diaspora" изучили российскую научную диаспору за рубежом. Как оказалось, российские ученые, уехавшие за рубеж, не играют значимой роли в научных сообществах США и Германии. В основном наши бывшие "мозги" занимают разнообразные технические должности и, кроме того, не в состоянии воплотить свои идеи в жизнь — нет предпринимательской жилки.
Впрочем, эти выводы весьма расплывчаты. Гораздо проще изучать Нил или Миссисипи, чем некий тоненький ручеек. С крупными, миллионными, потоками низкоквалифицированной рабочей силы все более или менее понятно. А вот оценить, даже приблизительно, размеры российской научной диаспоры за рубежом — нетривиальная задача.
По оценке ОЭСР, с 1996 по 2006 год (последние имеющиеся данные) в развитые страны из России в среднем уезжало 85 тыс. человек в год. Пиковым стал 2002 год, затем численность эмигрантов стала снижаться, к 2006 году на 30%. По тем же оценкам, в развитых странах в 2000 году проживало 1,5 млн выходцев из России: 61% в Германии, а 19% — в США. Только 380 тыс. из них считались высокообразованными, и 80% этой группы проживали в США и Германии — по 155 тыс. в каждой стране.
Экстраполяция этих данных на 2001-2008 годы даст нам еще 280 тыс. высокообразованных российских эмигрантов. ВБ считает, что в развитых странах проживает более чем 2 млн российских трудовых мигрантов, образованных из них — 650 тыс., из которых лишь две трети имеют работу.
Впрочем, у этих оценок есть явный недочет: они не включают в себя Израиль, лишь недавно вступивший в ОЭСР. А это был один из основных реципиентов образованных мигрантов в последние десятилетия. У Росстата оценки еще скромнее: сейчас за границей проживает примерно 1 млн россиян, из них около 350 тыс. высокообразованных.
При таком разбросе оценок, говоря о российских мозгах за рубежом, легко скатиться в спекуляции и политиканство. Одно, впрочем, можно сказать с уверенностью: восприятие оттока квалифицированных кадров (особенно массового в 1990-х годах) как национальной катастрофы не имеет достаточных оснований.
Миграционный поток из России приблизительно соответствует типичной для бедных стран структуре: те же 35% образованных. Впрочем, этот ручеек весьма неравномерен: в Германии доля высокообразованных — всего 17%, а в США — больше 50%. Еще выше концентрация русских яйцеголовых в инновационных штатах — Калифорнии и Массачусетсе. Там, оглянувшись вокруг, и правда легко поддаться иллюзии о катастрофической утечке мозгов из России.
Такая ошибка в рассуждениях хорошо известна в психологии: внимание привлекают только яркие случаи успеха, об остальном умалчивается. При обсуждении утечки мозгов из России обычно анализируется крохотная группа известных ученых или бизнесменов. После обобщения их эмигрантских историй выдается вердикт о катастрофической утрате интеллектуального превосходства России. А также о безвозвратной потере научной школы старого доброго СССР, давшей миру великие образовательные и исследовательские инновации.
К сожалению, свидетельства неуспешных образованных и не очень эмигрантов во внимание не принимаются. Как и то, что в СССР студентам и аспирантам не только преподавали настоящую науку, но и забивали головы идеологическим балластом вроде истории КПСС. И то, что поколение ЕГЭ тоже получает свой образовательный балласт, хотя уже и в иных формах.
Na podhvate
Неудивительно, что наш среднестатистический эмигрант остается на Западе на периферии науки. По данным исследования ВБ, среди российских иммигрантов с 2002 по 2008 год в США степень PhD получили 1364 человека — это всего лишь десятое место в общем рейтинге стран. То, что первое место принадлежит Китаю (25 тыс. человек), а второе — Индии (9,6 тыс.), вполне объяснимо, все-таки население этих стран многократно больше, чем в России. Однако и куда менее населенные Южная Корея (9,5 тыс.), Тайвань (4,6 тыс.), Турция (3 тыс.) и Таиланд (2,3 тыс.) все равно впереди. На душу населения отрыв еще значительнее.
Столь серьезное отставание отчасти объясняется более зрелым возрастом российских эмигрантов. Но лишь отчасти. К тому же науку, как правило, делают молодые. Средний образованный эмигрант из России сильно отличается от корейского или тайваньского коллеги. Часто это человек среднего возраста, который получил образование в СССР-России, а уже затем приехал в США. У него меньше шансов на успешную научную карьеру в США: нет американских степеней, он слабо интегрирован в научные сообщества и вообще менее конкурентоспособен.
Чаще всего они занимают нижние ступеньки академической иерархии США: становятся временными преподавателями или, как выражаются авторы исследования, "na podhvate". Либо пытаются пробовать себя в бизнесе, часто неуспешно. Многие опрошенные экспертами ВБ ученые подтверждают: нередко россияне не могут найти место в лабораториях и в итоге меняют род деятельности. Среди 250 влиятельных иностранных бизнесменов в США, вошедших в выборку исследования, были представители 54 стран. 16% из них индийцы, 10% — британцы, лишь 2,8% — россияне. Они основали всего 7 компаний из 250.
Утекай!
Кроме того, нельзя оценивать утечку мозгов как однозначно негативное явление. Часто те, кто обучается в развитых странах, поддерживают тесные связи с родиной и возвращаются, как только дома появляются нормальные условия для жизни и работы. Так происходило, например, в Китае: зарубежная диаспора хуацяо сыграла важную роль в экономическом подъеме. Более того, какие-либо искусственные ограничения просто бессмысленны: они препятствуют естественному процессу конкуренции за таланты. Научный же прогресс вообще не имеет границ.
И миграция мышц, и миграция мозгов — естественный процесс, подчиняющийся нескольким простым правилам. Во-первых, мигранты стремятся из бедных стран в богатые. Во-вторых, в культурно близкие страны. В-третьих, туда, где нет заградительных барьеров. В-четвертых, туда, где низок уровень безработицы. В-пятых, в случае с миграцией мозгов, а не мышц поток направлен в сторону экономик, ориентированных на большие затраты в сфере науки и R&D. Барьеры на их пути приводят к экономической отсталости и изоляционизму в духе чучхе.
Если миграция мышц напоминает полноводные реки, миграция мозгов — всегда тоненькие, еле заметные ручейки. Сотни мелких притоков, стекающихся со всего мира в США, и в меньшей степени в другие известные пункты сосредоточения интеллектуальной элиты — Великобританию, Германию, Францию, Швейцарию, Канаду и в последнее время Южную Корею.
Почему образованные люди покидают развивающиеся страны и стремятся в развитые? Потому что там для них есть соответствующая экосистема. В развитые страны уезжают наиболее динамичные и образованные, хотя доля низкоквалифицированных тоже довольно высока.
"Мы очень долгое время боролись за то, чтобы, если есть желание куда-то уехать, его можно было реализовать. Если есть желание уехать — езжайте",— сказал бывший президент Дмитрий Медведев на встрече со студентами журфака МГУ в январе 2012 года.
Вряд ли его слова были оценкой качества образования на этом факультете, скорее это неожиданная откровенность. Уже лет двадцать российские власти давали понять, но никогда не говорили открыто: пока нефть и газ дороги, ценность образования и каких-либо научных знаний невелика.
Граждане каких стран получают степень PhD в американских университетах (2008 год)
1
Китай
4 526
2
Индия
2 316
3
Южная Корея
1 440
4
Тайвань
642
5
Турция
558
6
Канада
497
7
Таиланд
327
8
Япония
255
9
Мексика
207
10
Германия
194
11
Россия
171
12
Италия
162
13
Бразилия
157
14
Колумбия
149
15
Франция
147
Источник: National Science Foundation
Александр ЗОТИН. «Коммерсантъ-Власть», 12 ноября 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)