Прошли первые совместные учения медиков и гаишников Ситуация с аварийностью на наших дорогах дошла до точки. Критической
Показатель смертности россиян в результате ДТП самый высокий в мире. Власти больше не могли закрывать на это глаза. И приняли программу под кодовым названием "дорожная травма", дабы к 2013 году снизить смертность хотя бы на треть. Один из ее пунктов - обязать сотрудников ГИБДД оказывать первую помощь пострадавшим в авариях.
Как программа воплощается в жизнь? Корреспонденты "МК" отправились в Ростовскую область, где прошли первые совместные учения медиков и гаишников.
На федеральной трассе М-4 "Дон" недалеко от Ростова-на-Дону произошла страшная дорожная авария. Легковушка и микроавтобус всмятку. Восемь человек в критическом состоянии. Впрочем, такие аварии на этой дороге случаются едва ли не каждый день. А эта, по счастью, оказалась не настоящей, а показушной. Медики и сотрудники ГАИ отрабатывали навыки оказания первой помощи на актерах; разбитые машины были привезены с автомобильного кладбища.
В Ростове-на-Дону было почти также холодно, как и в Москве - около 0°. Поэтому меньше всего повезло актеру, который играл роль потерпевшего с множественными переломами. В ожидании реанимобиля, он, бедняга, целый час неподвижно лежал на холодной земле. Как бы и в самом деле не загремел в больницу с воспалением легких.
Наш "наблюдательный пункт" располагался на надземном пешеходном переходе, открытом всем ветрам. Специалисты центра медицины катастроф предлагали продрогшим людям непродуваемые куртки-ватники. Вместе со всеми на ветру мужественно мерзла и министр здравоохранения и соцразвития России Татьяна Голикова. Татьяна Алексеевна рассказала, что в медицине существует понятие "золотой час". Именно в течение часа после катастрофы человек по максимуму использует резервы своего организма. Если за это время пострадавшему не оказать помощи, вероятность его смерти очень велика. Да что там вероятность, статистика свидетельствует, что большая часть людей погибает после ДТП именно из-за опоздания врачей. Ведь даже если "скорая" выезжая сразу после вызова, она, как правило, застревает в пробке.
Но вот, наконец, реанимобили забрали всех "больных" и начали развозить их по больницам. Мы забрались в машину вместе с одним "пострадавшим". "Нужно спешить, чтобы приехать раньше министра!", - заявил водитель. И погнал с немыслимой скоростью. Вжавшись в кресло, мы молились, как бы не произошло настоящего ДТП. А наш мнимый больной, привязанный к кушетке ремнями, непостижимым образом свалился на пол. Был бы перелом позвоночника на самом деле, шансов выжить не оставалось.
Вбежав в ростовскую больницу скорой медпомощи, мы обнаружили десятка два врачей, готовых к "отработке навыков". И стали ждать вместе с ними. Сначала проехали несколько истинных больных. "Этот дедушка нам не нужен, он настоящий", - примерно так переговаривались врачи и медсестры, когда санитары везли каталки с тяжелодышащими пациентами (надеемся, циничных фраз эскулапов они не слышали).
И тут въехала каталка с нашим актером, разрумянившимся от быстрой езды. "На томографию его, немедленно!", - воскликнули медики и покатили парня в отделение. Министр Голикова, живо интересовавшаяся оборудованием больницы (все-таки по нацпроекту "Здоровье" выделяются огромные деньги), отправилась вместе с ними.
По завершении учений специалисты провели "разбор полетов". Сочли, что для первого раза сработали неплохо. "Самое главное для нас отладить взаимодействие ГИБДД и медиков. Мы внесем поправки в закон об основах здравоохранения, которые позволят сотрудникам ГИБДД, приезжающим на место катастрофы, оказывать первую помощь. Разумеется, нужно, чтобы они прошли соответствующую переподготовку: будем обучать их вместе со спасателями и пожарными по специальной программе, - пояснила после учений в интервью "МК" Татьяна Голикова. - Я уверена, что поправки будут приняты очень быстро, в самое ближайшее время. Сейчас, кстати, Москва готовит высококвалифицированных специалистов на базе института скорой помощи им. Сквалифосовского".
Кроме того, Голикова рассказала, что новые медицинские учреждения в Москве отныне будут строиться по последнему слову техники, с площадками на крыше, куда может опуститься если не вертолет, то хотя бы люлька с больным. "У нас, в частности, по такой технологии строится новый корпус детского центра в Румянцево. Последующее строительство в Москве современных федеральных медцентров позволит гораздо быстрее реагировать на дорожные катастрофы", - сказала в заключении Голикова.
Справка "МК"
Каждый год в России происходит около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает более 30 тысяч человек, а число пострадавших приближается к 300 тысячам. Показатель смертности при ДТП в России в 2007 году составлял 27,5 на 100 тысяч жителей (в Евросоюзе - 8,4). В течение 5 лет российские власти намерены снизить смертность от транспортных травм всех видов с нынешних 27,5 до 17,5 случаев на 100 тысяч человек.
Ольга ГРЕКОВА. «Московский комсомолец», 15 декабря 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)