Хуже всего финансируются госуправление и медучреждения
Обнародованные Федеральным казначейством данные об исполнении расходной части федерального бюджета по состоянию на 1 ноября 2008 года позволяют сделать вывод о структуре федеральной части "бюджетного навеса", составляющего сейчас порядка 750 млрд. руб. Эти бюджетные ассигнования, которые ведомства не успевают потратить до конца года, приходятся прежде всего на расходы на госуправление и здравоохранение. У регионов, общий "бюджетный навес" которых превышает 1 трлн. руб., наибольшие сложности вызывает выделение денег на ЖКХ.
Общий уровень выполнения бюджетного задания Минфин раскрыл еще в середине ноября. При запланированных (согласно уточненной росписи) тратах на 2008 год в 7,56 трлн. руб. за январь-октябрь ведомства "освоили" 5,3 трлн. руб.— то есть 70% от предназначенных сумм. В ноябре-декабре получателям бюджетных средств надо израсходовать 2,25 трлн. руб.— по 1,1 трлн. руб. в месяц. Это значительно больше показателя фактических среднемесячных расходов в этом году в 530 млрд. руб. Даже с учетом в полтора раза увеличившихся в октябре темпов расходования средств (до 748 млрд.) "бюджетный навес" (деньги, которые бюджетополучатели не успевают потратить до завершения года) на начало ноября составлял 750 млрд. руб.
"Разбивка" Федерального казначейства, в отличие от общих цифр Минфина, позволяет увидеть, где именно "застряли" бюджетные расходы. Как видно из графика, хуже всего ситуация с финансированием статьи "Общегосударственные вопросы" (содержание органов власти, обслуживание госдолга и проч.) — к ноябрю лимиты были "выбраны" лишь на 56%. По статье "Здравоохранение" расходы составили 57% от годовых назначений. Почти все остальные группы расходов, включая "Социальную политику" и "Образование", профинансированы менее чем на 70%. Подтянуть общий показатель Минфину удалось за статьи "Межбюджетные трансферты", на которую приходится треть всех расходов федеральной казны. Это единственная группа расходов, по которой "навес" отсутствует. Равномерное снабжение территорий деньгами привело к тому, что уровень выполнения бюджетного задания на 1 ноября в части трансфертов составил 82%.
Региональные бюджеты по расходам исполняются хуже, чем федеральный. В части консолидированных бюджетов субъектов РФ казначейство пока обнародовало данные на 1 октября. На эту дату при запланированных расходах в 6,58 трлн. руб. бюджетополучатели "выбрали" 3,92 трлн., или 59% годовых назначений (у федерального бюджета этот показатель на 1 октября был равен 61%). Условный показатель бюджетного "навеса", определяемый исходя из фактических среднемесячных расходов в 435 млрд. руб., в целом по регионам составил 1,3 трлн. руб. Отметим, что из-за ускорения расходования средств в последнем квартале к концу года он, вероятно, будет меньшим.
Так как у регионов иные главные статьи расходов, структура "навеса" также несколько отличается. С наибольшим отставанием финансируется раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" — 53% от годовых назначений на 1 октября. На здравоохранение региональные деньги тратят охотнее, чем федеральные,— 61% от плана за девять месяцев при, напомним, 57% у центра за десять месяцев. Примерно на этом же уровне 60-63% от плана профинансированы и остальные статьи расходов. Как и в случае с федеральным бюджетом, быстрее всего находят получателей межбюджетные трансферты (в данном случае — местные бюджеты) — эта статья исполнена на 70% от плана.
Вадим ВИСЛОГУЗОВ. «Коммерсантъ», 10 декабря 2008 года.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)