… о проверках Росздравнадзором соблюдения правил оказания ПМУ
Свободная больничная касса
К решению проблем платной медицины Росздравнадзор привлекает Генпрокуратуру
Росздравнадзор завершил на днях проверку соблюдения правил оказания платных медицинских услуг населению России. В ходе мероприятий была выявлена масса нарушений. Вероятно, теперь регулирующие ведомства снова вернутся к разговору о полном запрете платных медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках, поднятом чуть менее месяца назад Федеральной антимонопольной службой. Более того, ожидается, что в январе состоится расширенная коллегия Росздравнадзора, на которую будут приглашены представители Генпрокуратуры для выработки соответствующих карательных мер.
Как следует из сообщения Росздравнадзора, всего в этом году было проверено 1216 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по всей России. Самое большое количество нарушений зафиксировано в ЛПУ Карелии, Республики Саха, Чувашии, Камчатского края, Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской и Тверской областей и Чукотского АО.
Примечательно, что проверки соблюдения правил предоставления платных медуслуг не проводились в Сахалинской области восемь лет. В Кабардино-Балкарии, Мордовии, Республике Саха, Чувашии, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях нет даже соответствующей нормативной базы, чтобы предоставлять населению услуги за плату.
Основное нарушение, зафиксированное Росздравнадзором, заключается в том, что "в 48 регионах из-за очередей, отсутствия специалистов и оборудования, недостатка госфинансирования за деньги предоставляются услуги, которым по госгарантиям положено быть бесплатными. Вместе с этим в ряде ЛПУ Карелии и Коми даже при наличии финансирования объемы бесплатной помощи не выполняются. Росздравнадзор выявил, что доля платных услуг составляет от 0,9% в Удмуртии до 30% в Приморье. В 37 субъектах РФ на оказанные платные медуслуги нет лицензий или соответствующих разрешений".
Пациенты зачастую ничего не знают о своих правах. В результате во множестве случаев пациентам навязываются платные медуслуги якобы в связи с невозможностью оказания помощи бесплатно.
При этом в 17 субъектах за деньги врач предоставляет платные услуги в свое рабочее время, а в ЛПУ Тверской, Костромской и Свердловской областей еще и на медицинском оборудовании, полученном по нацпроекту "Здоровье".
Некоторые медуслуги в Кабардино-Балкарии, Иркутской и Пензенской областях и в Санкт-Петербурге вообще не имели разрешений, а в Карелии, Республике Марий Эл, Магаданской, Саратовской областях и в Чукотском АО их предоставляли необученные врачи.
Зачастую население оплачивает услуги медиков в обход касс, а в Калмыкии и Тверской области - прямо врачам в карман. В нарушение закона в Самаре и Волгограде, а также в Чукотском АО плату получает даже скорая помощь.
Эксперты полагают, что результаты проверок Росздравнадзора послужат новым импульсом для активизации дискуссии по поводу необходимости полного запрета платных медицинских услуг в России.
Напомним, что с подобной инициативой в середине ноября выступила ФАС. Служба Игоря Артемьева уже подготовила пакет соответствующих поправок в законодательство по здравоохранению, а также в законы, касающиеся конкуренции на рынке. Профессор ММА им. И.М. Сеченова Андрей Демин: "Козлами отпущения должны стать бюджетники"
Свое мнение о том, почему нельзя запрещать платные медицинские услуги в России, «Газете» высказал профессор ММА им. И.М. Сеченова, профессор НМХЦ им. Н.И. Пирогова Андрей Демин, являющийся одним из ведущих общественных экспертов и известным полемистом в области государственной медицинской политики.
Проблема доступности медпомощи остро стоит в России, но ее необходимо ставить и анализировать в связи с необходимостью адекватной государственной соцзащиты и госгарантиями гражданам. Здесь главные проблемы - многолетнее огромное недофинансирование госгарантий и их сокращение. Кроме того, на Пироговском съезде в сентябре 2006 года министр, а ныне советник президента РФ Михаил Зурабов привел расчеты, доказывающие, что неадекватная оплата труда в России превращает нарастание платности помощи в политическую проблему и не позволяет сократить потребности здравоохранения в бюджетном финансировании. Эта закономерность характерна для социальной сферы в целом.
В здравоохранении России попраны общепринятые принципы справедливости: из общественных источников оказывается помощь разного качества разным группам людей, бедные платят очень много относительно доходов, а богатые существенно недоплачивают, региональные различия в финансировании велики и ничем не обоснованы.
На решение этих принципиальных проблем надо направлять усилия государства при поддержке частного бизнеса и гражданского общества.
Так что сама постановка вопроса и инициатива ФАС представляется неоправданно узкой, непрофессиональной, отвлекающей от решения ключевых вопросов, хотя и имеющей определенный популистский потенциал.
По замыслу авторов идеи, козлами отпущения за просчеты в государственной социальной политике в глазах населения должны стать бюджетники в здравоохранении. Предлагаемый запрет принципиально противоречит реализации последовательно осуществляемого правительством и Минздравсоцразвития России с 2004 года направления на повышение эффективности здравоохранения путем внедрения конкурентной среды; обучения руководителей ЛПУ современному менеджменту, хозяйственной самостоятельности; постепенной передачи услуг в частный сектор, формируемый путем смены форм собственности учреждений; преодоления теневого рынка услуг и т.п.
Это направление обосновано, платные и бесплатные услуги четко разведены на всех уровнях, работы выполняются за счет интенсификации труда, все прозрачно и контролируется органами госуправления.
По имеющимся данным, стратегически важный рынок платных услуг еще не развит и составляет, несмотря на предпринимаемые государством усилия, всего от 1 до 10% в разных регионах страны.
В идее запрета на предоставление платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения я усматриваю опасные факторы роста социальной напряженности. Сокращение объемов помощи при падении финансирования государство в обозримом будущем не способно компенсировать.
Произойдет расширение теневого рынка услуг, снижение доступности, эффективности помощи при бесконтрольном повышении платежей населения. Неизбежен отток квалифицированных кадров, в том числе из страны. Запрет усилит посредничество страхового лобби в здравоохранении, инвестиционная привлекательность здравоохранения упадет. В лучших ЛПУ будет простимулирована приватизация, возможно, через банкротство и остановку деятельности. Конечно, необходимо модернизировать установленные государством правила предоставления платных услуг, выявлять и устранять нарушения.
Но на повестке дня остается повышение уровня оплаты труда, преодоление коррупции и теневого рынка в здравоохранении. Вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов: "Правительство устраняет все попытки создания конкурентной среды в ЛПУ"
Международный эксперт, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, руководитель российского представительства Кохрановского сотрудничества Василий Власов пояснил "Газете", почему он категорически поддерживает ФАС.
Я полагаю, что приведенные Михаилом Зурабовым расчеты в области финансирования зарплат медиков неприемлемы, ибо сам уровень зарплаты диктуется политикой правительства, сдерживающего зарплаты и пенсии.
Что касается сокращения "потребности здравоохранения в бюджетном финансировании", то это - фикция. Почему эта потребность вообще должна сокращаться? У нас почти вся помощь финансируется через налоги и бюджет. Просто часть налогов перераспределяется через так называемое "страхование", чтоб их удобнее было делить.
Я не стал бы ссылаться и на Пироговский съезд, это собрание сегодня никого не представляет, разве что "влиятельную клику".
Вот на то, что повсеместно попрана справедливость и из общественных источников оказывается разная помощь разным группам людей, и надо нацеливать основное внимание. Думаю, что призыв к запрету платных медуслуг в госучреждениях прозвучал целенаправленно, точно, в уязвимый узел, в ключевой момент.
Доводы профессора Демина о намерениях руководства ведомства улучшить ситуацию "путем внедрения конкурентной среды; обучения руководителей ЛПУ начаткам современного менеджмента, хозяйственной самостоятельности; постепенной передачи услуг в частный сектор, формируемый путем смены форм собственности учреждений; преодоления теневого рынка услуг и т.п." комплиментарны, они противоречат фактам: правительство РФ последовательно не допускает в ЛПУ иных форм собственности к оказанию медуслуг, устраняя все попытки создания конкурентной среды.
И никакой постепенной передачи услуг в частный сектор нет, есть использование созданных на народные деньги ЛПУ для извлечения прибыли менеджментом. Для этого ему создаются просто уникальные условия. А уж в том, что и в помине нет ситуации, когда "платные и бесплатные услуги четко разведены на всех уровнях, работы выполняются за счет интенсификации труда, все прозрачно и контролируется органами госуправления", известно всем, кто хоть когда-то был в больницах и поликлиниках.
При прекращении отвлечения врачей на заработки в рабочее время они смогут работать с пациентами, уже заплатившими за помощь в виде налогов. Опасаться расширения теневых платежей тоже не стоит, шире просто некуда. Те медики, кто хотел и мог уехать, уже это сделали, а страховщики как приспособились к нынешней системе, так приспособятся и к запрету платных услуг в госучреждениях. Думаю, что остановка и банкротство лучших ЛПУ - фантастика.
Сообщение Росздравнадзора об использовании оборудования по НП "Здоровье" не говорит о чем-то редкостном: все оборудование может и часто используется для оказания "платных услуг". Не будем забывать, что под таковыми мы понимаем некоторый спектр проблем, начиная с честного предложения до обмана и принуждения, а аппаратура - только инструмент.
Я бы сказал прямо: государственные и муниципальные ЛПУ должны предоставлять бесплатную помощь в рамках госгарантий и на средства бюджетов и ОМС. Платная помощь должна оказываться в организациях другой формы собственности.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)