… об упрощенном получении гражданства России для выпускников колледжей
Профнепригоден
Для кыргызстанцев забрезжила перспектива упрощенного получения российского гражданства. Однако не факт, что все желающие смогут воспользоваться такой возможностью.
Поставят на вид
Право на нее откроет утверждение поправок в Закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, предлагаемых Федеральной миграционной службой России. Речь, в частности, о том, чтобы иностранцам — выпускникам российских учреждений профессионального образования — с востребованными на рынке специальностями предоставлялись преференции в получении вида на жительство в РФ. Наличие последнего, напомним, является обязательным для дальнейшего ходатайства о приобретении российского паспорта.
Как известно, Кыргызстан по–прежнему числится среди стран, для граждан которых сохраняется упрощенный порядок вступления в гражданство Российской Федерации. Правда, после октябрьского 2011 года указа президента РФ он заметно усложнился. Но все же остается более комфортным, нежели для республик СНГ, не имеющих соответствующего соглашения с Россией. Упрощенка также открыта для тех граждан бывших республик СССР, кто получил среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях. Однако и им не миновать этапа получения вида на жительство, облегчить который сейчас и предлагает ФМС.
Учись, студент!
Российская сторона при этом руководствуется отнюдь не филантропическими, но вполне прагматичными соображениями. Здесь, как и в Кыргызстане, все более обостряется дефицит кадров, владеющих различными рабочими специальностями. Уменьшить его и предусматривается с помощью ресурса, привлекаемого из ближнего зарубежья. По мнению члена Общественной палаты Александра Соколова, такая мера поспособствует повышению уровня квалификации в первичном звене, восполнит нехватку рабочей силы на региональных рынках. И, кроме того, пробудит интерес к рабочей закваске и со стороны российской молодежи.
— ПТУ заполнены только в Москве, в регионах обстановка другая, — заявляет Соколов. — Там в среднем специальном образовании не хватает ни студентов, ни работников. А при успешности образовательной интеграции у россиян также появится возможность обучаться в иностранных учебных заведениях. Хотя в сфере среднего профессионального образования граждане стран СНГ, очевидно, будут учиться в России охотнее, чем россияне в других государствах бывшего СССР.
Но такие поправки в законодательство, разработанные ФМС совместно с ФСБ, министерствами иностранных дел, регионального, экономического развития, труда, образования и науки, могут быть актуальны и для высших учебных заведений, считает Александр Соколов. Он подчеркивает: в некоторых республиках Содружества, в том числе и в Кыргызстане, есть вузы, занимающие в рейтингах места выше российских.
В свою очередь исполнительный директор Фонда поддержки легальной трудовой миграции Сергей Куроедов опасается, что дополнительные поощрения иностранцев, заинтересованных в получении образования, простимулируют коррупцию в образовательной среде:
— Многие родители в странах СНГ очень хотели бы, чтобы их дети приобрели гражданство России. И в данном случае для этого открываются новые возможности. Но где гарантия, что в такой ситуации не последует купля–продажа учебных мест, дипломов?
Слабое звено
Как бы там ни было, многие в России расценивают предложения ФМС как вполне перспективные при обеспечении эффективного антикоррупционного противовеса. Зато специалисты, работающие в системе профтехобра, видят слабое звено совсем в другом.
— Россия, Беларусь, Киргизия, Казахстан и Таджикистан действительно уже создали единое образовательное пространство, и их граждане имеют право на бесплатное образование в государствах–партнерах, — отмечает директор Московского строительного колледжа N53 Светлана Артюхина. — Однако процент студентов из данных стран в российских образовательных учреждениях остается незначительным. Сказывается различие в уровнях школьной подготовки, что уменьшает шансы конкурировать с российскими абитуриентами.
Но особо серьезным препятствием для иностранцев на пути в российские образовательные профессиональные учреждения Артюхина считает плохое владение русским языком.
— Уже сегодня выполнению такого требования придается большое значение. А в недалеком будущем оно станет просто обязательным для всех, — подчеркивает директор.
Увы, молодых людей, знающих язык Пушкина в должной мере, в постсоветских странах становится все меньше. Отнюдь не спешат принять необходимые контрмеры и центральноазиатские республики, вроде бы по–прежнему тяготеющие к России. В том числе и Кыргызстан, Казахстан, считающиеся в этом смысле более благополучными на фоне других соседей по региону.
Языковая подножка
Показательны в этом смысле совместные с ФМС проекты, реализованные в прошлом году в Кыргызстане и Таджикистане. В каждой из этих республик была осуществлена на базе одного из профильных учебных заведений (в нашем случае профтехлицея № 16 в Оше) подготовка групп потенциальных трудовых мигрантов, пожелавших изучить русский язык для последующего его применения в рабочей профессии на территории России. В обеих республиках данные факты были преподнесены как пример успешного сотрудничества с Россией в миграционной сфере. А вот у российских партнеров качество языковой и профессиональной подготовки части кыргызских и таджикских гастарбайтеров вызвало искреннее огорчение.
Именно по этой причине, считает начальник управления содействия интеграции ФМС Татьяна Бажан, совместные инициативы пока не получили дальнейшего продолжения. И сейчас изучается вопрос, каким оно все–таки могло бы быть, дабы вкладываемые российскими партнерами средства не расходовались впустую.
Евгений ДЕНИСЕНКО. «Вечерний Бишкек», 3 апреля 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)