Какие регионы лучше других строят и ремонтируют дороги
Качество дорог отражает отношение региональных властей к своим жителям и приезжим
Россия традиционно считается страной с некачественными и опасными дорогами. Тем не менее состояние магистралей и небольших дорог в регионах существенно отличается. Некоммерческая организация «За безопасность дорог» ежегодно публикует рейтинг безопасности дорог в 35 регионах с численностью населения свыше миллиона человек, протяженной дорожной сетью и значительным автопарком. Москва и Петербург рассматриваются как единые территории с Подмосковьем и Ленинградской областью. Регионы с экстремальным климатом и отличающиеся специфической статистикой учета дорожных происшествий и их последствий (по данным ГИБДД, самые безопасные дороги у нас в Чечне) в рейтинг не включаются. Учитываются плотность дорожной сети, аварийность (соотношение количества ДТП с автопарком) и соотношение числа пострадавших в ДТП с численностью населения, а также динамика снижения (увеличения) количества дорожных аварий и пострадавших.
Лидером по безопасности движения стала Белгородская область — 121 пострадавший на 100000 жителей, а на 10000 автомобилей приходится всего 30 ДТП. Для сравнения: в соседней Курской области в 2,1 раза больше пострадавших на душу населения и в 1,8 раза выше аварийность, в Воронежской — в 1,9 и 1,5 раза соответственно. Аутсайдер, Владимирская область, почти втрое опережает Белгородскую по числу пострадавших и в 2,5 раза — по аварийности. Московский регион — на 19-м месте. Такие различия, по мнению экспертов ГипродорНИИ и проекта «РосЯма», отчасти вызваны статусом собственников дорог. На строительство и содержание магистралей государственного значения выделяется больше денег, чем на региональные и местные. Но этот тезис верен лишь отчасти: федеральные трассы есть и в Белгородской, и во Владимирской областях. Дело не только в бюджетной обеспеченности территорий, которая сказывается на качестве местных дорог, но и в отношении региональных властей к пользователям автотрасс — приезжим водителям и собственным жителям. Отличия в уровне дорожной безопасности в России отражаются на экономическом развитии регионов и демографии. В Белгородской области в последние годы отмечается небольшой прирост населения, во Владимирской — его стабильное сокращение.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)