Столицу предлагается объединить с Подмосковьем, а также частью Калужской и Тверской областей
Успешное развитие московской агломерации возможно только при условии единого управления и общих генеральных планов столицы и Подмосковья. К такому выводу пришли разработчики стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года. Фактически речь идет о слиянии двух субъектов федерации, а также части сопредельных территорий. Принятое решение о расширении границ Москвы на юго-запад — неплохой, по мнению урбанистов, пилотный проект.
В понедельник, 16 апреля, Общественная палата рассмотрит стратегию развития столичной агломерации. Документ под названием «Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года» написан силами коллектива Российской академии народного хозяйства и госуправления (копия имеется в распоряжении «МН»). Заказчиком стратегии выступило правительство Москвы, на ее разработку было потрачено 130 млн руб. Среди основных положений стратегии — необходимость скорейшего (на первом этапе стратегии, до 2016 года) построения единой системы управления и планирования для Москвы и Московской области.
«Стратегии, которые мы разрабатываем, и генплан развития агломерации должны охватывать не только нынешние, даже расширенные границы Москвы, но и Московскую область и частично сопредельные регионы», — заявил «МН» профессор РАНХ, один из составителей документа Вячеслав Глазычев. Речь идет о части территорий Калужской и Тверской областей, прилегающих к Подмосковью. Для обеспечения единства развития желательно объединять регионы, полагают авторы проекта, хотя это и не единственный возможный вариант развития. Также рассматривается разработка особой, новой для России системы управления агломерацией с одновременным созданием управленческих схем и «совместных (с соседними субъектами) инструментов развития (например, Института развития города)», говорится в стратегии.
Понимать, как будет управляться московская агломерация, уже перешагнувшая границы области, критически важно, говорится в документе. Прежде всего в реформе нуждаются такие вопросы, как расселение жителей, региональные рынки, а также рынок труда, транспортная система, миграционные потоки и экологическая политика. Ни одна из нынешних острых проблем Москвы — от пробок на дорогах до рынка арендного жилья — не может быть решена без выхода за нынешние границы, утверждают составители стратегии.
У специалистов по пространственному развитию другой взгляд на проблему. «Если бы общую стратегию развития агломерации удалось запустить без объединения регионов, это был бы прорыв. Если бы границы Москвы расширялись на основе научных исследований, карта регионов выглядела бы по-другому», — говорил на заседании Общественной палаты заместитель директора Института географии РАН Аркадий Тишков. Естественное развитие агломерации, по его данным, происходит не на юго-запад, а на восток, поскольку именно на востоке Подмосковье наиболее доступное жилье и развитая транспортная инфраструктура. Властям следовало бы научиться слушать географов, подчеркнул эксперт.
При этом жители поселений и городов, входящих в московскую агломерацию, пока мало интересуются научными стратегиями ее развития. «В составе Москвы или в составе области — я уверена, ничего не изменится», — говорит жительница входящего в «новую Москву» поселка Московский Галина Козырева. С другой стороны, жители многих подмосковных новостроек в 30–50 км от МКАД уже считают себя скорее москвичами. Привести административную практику в соответствие с реалиями жизни могут структуры местного самоуправления. Ставку на них как раз и предлагают сделать авторы стратегии.
Стратегия Москвы: что изменится для жителей
В отношении расселения жителей мегаполиса авторы предлагают, например, снизить плотность населения в границах МКАД, то есть «перераспределить» часть москвичей в Подмосковье. А миграционные потоки «креативного класса» из сопредельных регионов, наоборот, планируется привлечь именно в Москву. Согласно документу в черте города должно остаться еще меньше обрабатывающей промышленности, особо интенсивно станут развиваться сферы инноваций, образования и науки. Экологию Москвы планируют улучшить за счет вывода промышленных предприятий и выравнивания численности населения. По экологическим соображениям в столичном регионе не предполагается делать ставку на личные автомобили.
Антон РАЗМАХИН. «Московские новости», 16 апреля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)