Рабочий вариант реформы пенсионной системы сдан Минздравом в Кремль
Минздрав и Пенсионный фонд подготовили "рабочий вариант" пенсионной реформы, с которым уже ознакомился президент Дмитрий Медведев. Среди предложений ведомств — увеличение трудового стажа и пенсионного возраста с 2030 года поэтапно до 65 лет в 2047 году, увеличение солидарной части пенсии за счет сокращения с 6% до 4% ее накопительной части, изменение формулы для расчета пенсий, рост страховых тарифов на 15% для работодателей, у которых работники выходят на пенсию досрочно. Окончательный вариант стратегии развития пенсионной системы до 2050 года Минздрав должен представить в октябре, а до конца 2012 года вся реформа должна быть утверждена президентом.
О том, что Минздрав и Пенсионный фонд подготовили проект Концепции развития пенсионной системы до 2050 года, которая ляжет в основу планируемой ведомством пенсионной реформы 2014 года, "Ъ" рассказал заместитель главы Минздрава Юрий Воронин. Об альтернативных сценариях развития пенсионной системы, изложенных в этом проекте, глава Минздрава Татьяна Голикова уже доложила президенту Дмитрию Медведеву. В соответствии с поручением президента согласованная версия реформы и ее расчеты должны быть представлены к октябрю 2012 года, до конца года реформа должна быть утверждена.
Среди изложенных Минздравом предложений, по словам Юрия Воронина, в концепцию точно войдут такие, как изменение формулы для расчета пенсий, увеличение трудового стажа, реформирование системы досрочных пенсий, сохранение действующих ставок страховых взносов. Таким образом, временная на 2012-2013 годы ставка взносов в Пенсионный фонд в 22% станет постоянной, как и взносы в 10% для высоких зарплат сверх взносооблагаемого заработка (в 2012 году — 512 тыс. руб.).
Несмотря на то что чиновники публично высказываются против увеличения пенсионного возраста, рабочий вариант пенсионной реформы, обнародованный в пятницу на семинаре в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина главой управления актуарных расчетов Пенсионного фонда Аркадием Соловьевым, предусматривает выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин и увеличение пенсионного возраста в долгосрочной перспективе.
Ведомства предлагают поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет к 2029 году, начиная с 2015 года. На следующем этапе пенсионной реформы при сохранении прогнозируемых демографических тенденций предлагается наиболее мягкое увеличение пенсионного возраста мужчин и женщин с 2030 года по три месяца за год, с 2036 года — по шесть месяцев. В 2047 году пенсионный возраст достигнет 65 лет. Сейчас для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет.
Минздрав считает необходимым кардинально пересмотреть нынешнюю пенсионную формулу, которая ставит всю систему "в тупик". С изменением формулы с учетом неких демографических и макроэкономических показателей (их компоненты и порядок расчета Минздрав не раскрывает) можно будет, считают в Минздраве, переходить на увеличение стажа, поскольку пенсионные обязательства наращиваться не будут пропорционально уплаченным взносам, как это происходит сейчас (ранее об этих новациях Юрий Воронин рассказывал в интервью "Ъ" 9 июня 2011 года). Планируется ввести несколько категорий стажа: например, минимальный, 15 лет, будет необходим для получения социальной пенсии, стаж 30 лет для пенсии в 40% от утраченного заработка будет необходим для граждан старше 67-го года рождения, для лиц моложе 1967 года рождения — стаж 40 лет для пенсии не менее 45% от зарплаты. В концепции будут просчитаны налоговые маневры пенсионной системы — когда ставка по просьбе бизнеса снижается, но повышается взносооблагаемый заработок. Сейчас Минздрав рассматривает два возможных варианта — налогообложение всего заработка или повышение порога с нынешних 512 тыс. руб. до 1,2 млн руб.
Одна из ключевых проблем пенсионной системы — досрочные льготные пенсии, и этот 20-летний узел ведомства "намерены разрубить". "Поскольку чем дальше, тем больше вязнем в этой трясине с досрочниками",— пояснил господин Соловьев. По оценке Пенсионного фонда, досрочную пенсию сегодня получают 10,7 млн пенсионеров (32,9%), из которых 4,9 млн (45%) продолжают работать. По словам Юрия Воронина, по досрочным пенсиям "разработана очень серьезная программа". "Мы склоняемся к тому, что надо вводить повышенный тариф для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными условиями труда, но вводить не сразу, а поэтапно",— заявил он "Ъ". Требуемый тариф при нынешних объемах пенсионных обязательств — 15% по списку N1 работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, тариф в 10% — по списку N2 работ, дающих право на досрочную пенсию. На первом этапе, до 2016 года, Минздрав предлагает увеличить тариф на 4% и на 2% соответственно по списку N1 и N2, а затем повышать на 1% ежегодно до требуемого уровня. Взамен повышенного тарифа Минздрав даст возможность работодателям как минимум десять лет на модернизацию производства. Также сейчас министерство прорабатывает идею дешевых целевых кредитов за счет средств "молчунов", которыми распоряжается ВЭБ. Кроме того, для введения повышенных тарифов необходимо провести тотальную аттестацию рабочих мест.
Мнения экспертов, участвующих в доработке "Стратегии-2020", в концепции учтены не будут, заявили чиновники (об их инициативах "Ъ" писал 16 марта). В Минздраве и Пенсионном фонде жестко критикуют их предложения, направленные прежде всего на снижение нагрузки на бизнес. Среди аргументов — претензии к качеству экспертных расчетов, в которых, по мнению ведомств, сильно завышена оценка экономии от реализации предлагаемых мер: эксперты оценили ее в 1,2% ВВП, а согласно оценке Пенсионного фонда — всего 0,45% ВВП.
Дарья НИКОЛАЕВА. «Коммерсантъ», 16 апреля 2012 года
План перевыполнен
Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов рассказал о росте пенсий в ближайшие годы
Рост трудовых пенсий к 2014 году прогнозируется на уровне 30%. Пенсионеры в среднем будут ежемесячно получать по 12 тысяч рублей. Как утверждает ПФР, достичь таких показателей позволит выполнение плана по сбору страховых взносов.
В понедельник прошла встреча премьер-министра России Владимира Путина с главой Пенсионного фонда России Антоном Дроздовым. Глава ПФР сообщил, что к 2014 году трудовые пенсии в России вырастут на 30% и составят в среднем 12 тысяч рублей.
«Исходя из трехлетнего бюджета, до 2014 года у нас предстоит еще повысить (трудовые) пенсии на 30%, а социальные – почти на 40%. И они достигнут, если говорить о трудовых пенсиях по старости, 12 тысяч рублей в среднем, а социальные – 7,2», – сказал Дроздов на встрече с премьером России Владимиром Путиным, цитирует «Интерфакс».
Глава ПФР подчеркнул, что «средства в бюджет заложены, бюджет сбалансирован, страховые взносы мы собираем в полном объеме».
Он сообщил, что план по сбору страховых взносов по итогам 2011 года перевыполнен почти на 3%. «Предварительные итоги первого квартала говорят о том, что мы почти на 5% идем с опережением графика и на 7% по сравнению с прошлым годом», – отметил глава ПФР.
Таким образом, по его словам, «по текущему году у нас есть полная уверенность, что мы выполним план, все пенсии будут выплачивать без сбоев и в полном объеме».
Напомним, что с 1 апреля трудовые пенсии были увеличены не на 2,4%, как планировалось ранее, а на 3,41%. В результате размер трудовой пенсии стал составлять почти 9,8 тысячи рублей, а социальных – почти 6 тысяч рублей. В общей сложности в 2012 году рост пенсий по старости составит свыше 10%, что немногим больше, чем изначально планировалось при формировании бюджета текущего года.
В свою очередь, Путин напомнил главе ПФР о том, что необходимо продолжать совершенствовать пенсионную систему, поскольку Россия в 2012 год вступила с рекордным количеством пенсионеров. «В этот год Россия вступила с наибольшим количеством пенсионеров, это количество уже превысило у нас 40 млн человек», – сказал Путин. В настоящее время численность населения России составляет порядка 143 млн человек, то есть практически каждый третий житель страны – пенсионер.
По словам Путина, «у нас происходят в стране известные демографические изменения: продолжительность жизни увеличилась за последнее время и уже стала в среднем более 70 лет».
К 2030 году трудоспособное население в России существенно сократится, что вызовет дефицит на рынке труда и повлечет за собой необходимость государству финансировать мероприятия, смягчающие давление на этом рынке.
Обратимся к статистике Росстата. Если посмотреть прогноз по росту коэффициента демографической нагрузки, то вырисовывается весьма печальная картина. Так, если в 2012 году на тысячу трудоспособных граждан приходится 636 нетрудоспособных, то в 2030 году этот показатель может составить 745, 816 либо 849 граждан в зависимости от оптимистичного, среднего и пессимистичного сценариев соответственно.
Ранее, в марте, премьер-министр попросил разработать механизм стимулирования отказа выхода на пенсию в срок. К примеру, Путин предложил разработать механизм увеличения размера пенсии в случае, если гражданин решит выйти на пенсию позже. С такой просьбой он обратился к Минздравсоцразвития и Пенсионному фонду.
По словам премьер-министра, логика состоит в том, чтобы при более продолжительном трудовом стаже человек получал большую пенсию.
Еще одной задачей глава правительства назвал дальнейшее развитие всех компонентов пенсионной системы: солидарного, накопительного и добровольного. При этом Путин заявляет о необходимости обеспечить гарантии сохранности пенсионных накоплений граждан и повысить доходность от их инвестирования.
Отметим, что стимулирование более позднего выхода на пенсию является более мягким ответом на необходимость повышения пенсионного возраста, о чем неоднократно предупреждал экс-министр финансов Алексей Кудрин.
В настоящее время пенсионный возраст в России для женщин составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет. Кудрин предлагал увеличить пенсионный возраст к 2025–2030 годам до 60–62 лет для женщин и до 62–63 лет для мужчин. Возможность повышения пенсионного возраста обусловлена тем, что рост общей продолжительности жизни происходит преимущественно за счет продления активной, здоровой жизни при минимальном увеличении периода нездоровья.
«Длительное сохранение неизменного пенсионного возраста ведет страну в «ловушку старости» – доминирование в структуре электората пенсионеров – группы, интересы которой связаны с потреблением, а не с развитием», – писал Кудрин совместно с руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем в статье, опубликованной в журнале «Вопросы экономики» 12 марта.
Ранее ряд экспертов предлагали механизмы стимулирования позднего выхода на пенсию. К примеру, Институт экономики переходного периода предлагает увеличить пенсию в два раза тому, кто вышел на пенсию позже на пять лет, по сравнению с тем, кто начал получать ее в срок. «Это было бы актуально для людей предпенсионного возраста, которые чувствуют в себе силы и готовы продолжать работу, при этом получаемой зарплаты им хватает на жизнь. Когда же они решат выйти на пенсию, государство не только возместит им неполученные деньги, но и вернет их с лихвой», – рассказывал газете ВЗГЛЯД заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров.
Эта идея была подхвачена «Деловой Россией». «Наша инициатива сводится к тому, чтобы людям, решившим позже выйти на пенсию, выплачивать двойную пенсию в будущем, ближе к 65 годам. То есть он получит пенсию позже, но больше в два раза. Мы подсчитали и увидели, что это реально решит проблему пенсионной реформы до 2040 года. Помимо удвоения пенсии, мы также предлагаем снизить страховые взносы работодателям, которые принимают на работу пенсионеров», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД президент «Деловой России» Александр Галушка.
Полина СПЕЛОВА. «Взгляд», 9 апреля 2012 года
Долгий труд
Минздравсоцразвития предлагает вариант добровольного повышения пенсионного возраста
На максимальную пенсию — до 75% утраченного заработка — смогут претендовать только те, кто продолжит трудиться до 65 лет, не оформляя себе пенсию. Таковы предложения Минздравсоцразвития, альтернативные прямому повышению пенсионного возраста. Эксперты не верят, что предложения министерства способны обеспечить достойную старость.
В рамках подготовки сценария развития пенсионной системы до 2050 года, который нужно представить в правительство осенью, Минздравсоцразвития вынесло на обсуждение свой вариант пенсионной реформы. Он не предполагает ни повышения пенсионного возраста, ни увеличения трудового стажа, необходимого для получения пенсии, заверил в понедельник журналистов замглавы ведомства Юрий Воронин. О более позднем выходе на пенсию можно будет говорить только после того как российские показатели продолжительности жизни приблизятся к европейским. При этом и бездефицитным бюджет Пенсионного фонда (ПФР) предложения не сделают, признал Воронин. Реальная задача — хотя бы снизить зависимость пенсионной системы от федерального бюджета.
Дополнительные поступления в пенсионную систему предполагается обеспечить за счет обложения страховыми взносами высоких зарплат. Сейчас с заработной платы более 512 тыс. руб. в год страховые взносы взимаются по низкой ставке — не 30% (из которых 22 п.п. идут в Пенсионный фонд), а 10%. Поднимать основную ставку Минздравсоцразвития не предлагает. Но есть идея поднять облагаемый взносами порог зарплат до 1,2 млн руб. в год или даже до всего заработка. «Нас устраивают оба варианта», — заметил Воронин. По его мнению, полное обложение взносами зарплат помогло бы реализовать «идею социальной солидарности, при которой богатые должны поделиться с низкообеспеченными», при сохранении плоской ставки подоходного налога. «Имеющие сверхвысокие доходы не получат сверхвысокую пенсию», — отметил Воронин. Достойную старость они должны обеспечивать себе за счет участия в различных негосударственных страховых пенсионных системах.
Сейчас расчет размера госпенсии основан на расчетном «периоде дожития» после достижения пенсионного возраста. Минздрав предлагает поменять формулу, чтобы пенсия зависела от зарплаты и трудового стажа. При этом минимальную социальную пенсию можно будет получить, как и сейчас, при пяти годах стажа.
Фактически Минздравсоцразвития предлагает вернуться к порядку, который действовал до 2002 года. Тогда на получение пенсии в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин нужно было иметь 20–25 лет трудового стажа. В новых условиях такие работники могли бы претендовать на получение полной трудовой пенсии в размере 55% прежнего заработка. За каждый дополнительный год коэффициент замещения утраченного дохода увеличивался бы у будущего пенсионера на 1 п.п., достигая максимума в 75% от заработка при стаже 40–45 лет. При этом на максимальную по размеру государственную пенсию сможет рассчитывать женщина, работавшая без оформления пенсии до 60 лет, и мужчина — до 65 лет. У работающих пенсионеров размер пенсии тоже будет увеличиваться, но не в такой пропорции.
Ни одна формула Минздравсоцразвития не предполагает реальных стимулов для граждан работать дольше, указывает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Владимир Назаров. Уже сейчас тем, кто работает на год дольше, государство обеспечивает прибавку к пенсии в 6%. «По нашим опросам, каждый год должен стоить не менее 15%, ну никак не меньше 10%. Менее щедрые программы не будут пользоваться спросом», — убежден экономист.
Отказ от повышения пенсионного возраста неизбежно сделает пенсии нищенскими. «Жалко пенсионеров», — сокрушается научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Как бы мы ни считали, размер пенсии будет определяться ресурсами, которые мы имеем, деленными на число пенсионеров. Ресурсов при сохранении ставки страховых взносов у нас больше не станет, а число пенсионеров на одного работника в полтора раза увеличится за ближайшие 20 лет», — предупреждает экономист.
В Минздравсоцразвития есть идеи, как пополнить пенсионную систему новыми ресурсами. Надо увеличить взнос в пенсионную систему индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других категорий работников, которые выплачивают их частично. За них взносы в ПФР сейчас делает государство. Надо сделать так, чтобы размер их пенсии в большей степени зависел от собственного вклада.
Более высокий тариф страховых взносов должен быть введен для работодателей на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сейчас до трети новых пенсионеров пользуются правом досрочного выхода на пенсию — женщины с 45, мужчины с 50 лет. Чтобы компенсировать дополнительные затраты на выплату им более ранних пенсий, ставки страховых взносов для работодателей в этих отраслях придется поднять на 10–15 п.п., то есть до 40–45%, признал Воронин. Повышение не будет одномоментным, а предшествовать ему должна аттестация рабочих мест. После этого компаниям могут быть предоставлены для модернизации кредиты на льготных условиях, например, за счет пенсионных средств, которые сейчас находятся в управлении Внешэкономбанка.
Андрей СУСАРОВ. «Московские новости», 17 апреля 2012 года
Пенсионеров стало слишком много
Что имел в виду Путин, говоря об увеличившейся продолжительности жизни. Премьер встречался с главой Пенсионного фонда России Антоном Дроздовым. И сказал вот это: «В этот год Россия вступила с наибольшим количеством пенсионеров, это количество уже превысило у нас 40 млн человек», а потом еще вот это: «У нас происходят в стране известные демографические изменения: продолжительность жизни увеличилась за последнее время и уже стала в среднем более 70 лет». По мнению Путина, это говорит о том, что «надо продолжать совершенствовать пенсионную систему».
Кажется, это все говорит немного о другом. Сейчас между ведомствами идет активное обсуждение пенсионной реформы. Доклад Минздравсоцразвития по этому вопросу ожидается осенью 2012 года. Этот доклад ждут уже несколько лет, министерство переносило его представление несколько раз – например, в прошлом году обещали представить к концу года. Участники пенсионного рынка не ждут особых откровений от этого документа, несмотря на то, что предыдущий похожий документ, в котором министерство предлагало вывести накопительный компонент за пределы обязательной пенсионной системы, наделал много шума: тогда говорили, что Минздрав предлагает отменить накопительный компонент. Разразился скандал и министерство быстро дало задний ход, сообщив, что представленный доклад – не что иное, как информационный документ.
На этот раз ведомства обсуждают все возможные варианты, включая крайние. Один из центральных пунктов обсуждения – как увеличить стаж, необходимый для выхода на пенсию и пенсионной возраст. В числе прочего, по данным Slon, рассматривается возможность сравнять возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин, поскольку более низкий пенсионный возраст для одного из полов есть не что иное, как дискриминация. Тот, кто раньше выходит на пенсию, зарабатывает меньше на ту же самую пенсию, а кроме того, лишен доступа к некоторым услугам – например, такому гражданину трудно получить кредит.
В целом же, по замыслу Минздравсоцразвития, после реформы пенсионная система должна стать трехуровневой: «Первый уровень, это публичная система, которая на солидарном принципе будет гарантировать 40% от утраченного заработка, – говорил замминистра Юрий Воронин в интервью «Утро России». – Дальше профессиональный производственный компонент, пенсия от работодателя. Третий – это личные накопления. По совокупности этих трех опор, это позволит получить не менее 80% от утраченного заработка при выходе на пенсию».
Пока точно не известно, войдет ли повышение пенсионного возраста в доклад Минздравсоцразвития, но, судя по выступлению премьера Путина, все шансы на это есть. Путинский тезис о том, что в стране увеличилась продолжительность жизни обычно используется сторонниками идеи повышения пенсионного возраста. Поэтому слова премьера можно толковать как «зеленый свет» этому решению, которое долго откладывалось, не в последнюю очередь по причине предстоящих выборов. Как уже неоднократно говорили представители различных министерств, если такое решение и будет принято, повышение будет постепенным. Более того, оно может оказаться скрытым – за счет увеличения трудового стажа, дающего право на пенсию, в три раза – с 5 до 15–20 лет. «Если мы изменим сам алгоритм расчета пенсии, вернемся к трудовому стажу, который у нас был определяющий до 2002 года, то практической необходимости в увеличении пенсионного возраста не будет», – говорил недавно Юрий Воронин.
Елена ТОФАНЮК. «Slon.ru», 9 апреля 2012 года
40 лет без права отдыха
Не увеличивая пенсионный возраст формально, чиновники ухитрятся сделать это по факту
Минздравсоцразвития предлагает начислять пенсии по обновленной формуле. В посчитанной по-новому пенсии не должно быть места накопительной части, которая формируется при участии самого будущего пенсионера, сумма будет рассчитываться, исходя из стажа и размера заработка. Кроме того, предлагается установить минимальный стаж работы для претендующих на полную пенсию. С помощью этих мер чиновники надеются заставить россиян становиться пенсионером позже, чем предписывает закон, не повышая при этом пенсионный возраст.
Пенсионной системе России снова предстоит претерпеть изменения. Инициатором реформы на сей раз выступило Минздравсоцразвития. Соответствующий законопроект уже направлен в Белый дом.
Первое изменение должно коснуться формирования размера пенсии. Глава министерства Татьяна Голикова убеждает правительство отказаться от накопительной части пенсии, а взносы направлять по действующей ставке тарифа в 22% в так называемую солидарную часть. По замыслу чиновников, предполагается создать три уровня пенсионной системы. В нее будут включены обязательный государственный, корпоративный и добровольный накопительный уровни, при этом должна исчезнуть индивидуальная часть. А при отмене последней размер взносов не сможет напрямую влиять на размер пенсии, которую отныне ведомству удобнее привязать к стажу и размеру заработка россиянина пенсионного возраста.
Напомним, что сейчас действующая ставка взноса в ПФР составляет 22% взноса у родившихся в 1967 году и позже. 6% из них направляется на накопительную часть, еще 10% – на индивидуальный счет работника (формирует объем его будущих пенсионных прав), а 6% направляется в солидарную часть и на объем пенсионных прав не влияет. У родившихся раньше 1967 года накопительной части нет, в индивидуальную направляется 16%, в солидарную – 6%.
Заработок, к которому привяжут пенсию, будет рассчитываться как соотношение зарплаты работника за весь период работы к средней зарплате по России за тот же период. Все это ведомство умножает на размер среднего расчетного заработка по стране за последний квартал перед начислением пенсии. Напомним, что в действовавшей до 2002 года пенсионной системе расчетный заработок был в два раза ниже номинального, учитываемого Росстатом. Сейчас средний размер трудовых пенсий после апрельской индексации вырос на 3,4 % и равен 9 тыс. 263 руб., а средний размер государственной пенсии после увеличения на 14,1% с 1 апреля составляет 6 тыс. 437 руб.
Второй пункт реформы коснется стажа, необходимого для выхода на пенсию. Напомним, что с 2002 года минимальный стаж работы составляет пять лет и на размер пенсии не влияет. Минздравсоцразвития предлагает в корне изменить ситуацию – минимальный стаж, отработав который можно будет претендовать на неполную пенсию, увеличить втрое – с 5 до 15 лет. Но главное – установить минимум по стажу для получения полной пенсии: на уровне 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
Таким образом, лишив человека возможности увеличить свою пенсию с помощью финансовых инструментов, Минздравсоцразвития оставит ему один путь – более поздний выход на пенсию. «Пенсионер будет делать выбор между получением неполной пенсии в период работы и возможностью приобретения права на полный размер пенсии», – объясняет в письме к правительству глава Минздравсоцразвития.
Корпоративная пенсия будет предложена работникам «отдельных организаций или отраслей». Она будет пополняться за счет дополнительных платежей работодателей и работников. А вот о накопительной пенсии работники будут вынуждены заботиться сами на добровольной основе. Подытожив свои расчеты, ведомство подогнало цифры: работник, чья пенсия в течение 30 лет формируется за счет всех трех уровней, может рассчитывать на сумму, составляющую 70–80% утраченного заработка.
МЭР и Минфин уже раскритиковали инициативу коллег из Минздрава. В ведомствах не без опасения предупредили: новая формула приведет к тому, что к 2030 году доля пенсионеров в обществе будет равна доле работающего населения. Оба министерства настаивают на развитии накопительной пенсионной базы (с формированием разнорисковых портфелей, инструментов и механизмов страховых гарантий), а также на плавном повышении пенсионного возраста до 63 лет.
«Новая формула повысит прозрачность в пенсионной системе, – заявил «НИ» научный сотрудник института социологии РАН Юлия Лежнина. – Теперь хоть людям станет понятно, как пенсия рассчитывается. А с накопительными только путаница, люди не понимают, что будет с размером пенсии, хотя бы потому, что доходность инвестируемых средств постоянно меняется». С другой стороны, г-жа Лежнина подчеркивает, что добиться прозрачности не значит решить все проблемы. «В частности, остается открытым вопрос увеличения пенсионного возраста, – продолжает эксперт. – Понятно, что неявными мерами пенсионный возраст будет повышен. И это вызовет менее яркие протесты, чем если бы государство показательно пошло на этот шаг». С ней согласен и ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский. По его словам, власти не хотят принимать политическое решение по вопросу увеличения пенсионного возраста, но если инициатива Татьяны Голиковой будет поддержана, то, чтобы получать полноценную пенсию, мужчины будут вынуждены работать до 65 лет.
АРФИ ГЕВОРКЯН. «Новые известия», 17 апреля 2012 года
Пенсии: взгляд без шор
Статья Алексея Улюкаева («Ведомости», 11.03.2012) напомнила, что о перспективах пенсионной системы приходится говорить скорее в терминах возможного, чем желательного. Статью заметили, но спор идет в основном по кругу. Повторяется неопровержимое: рост демографической нагрузки, дефицит Пенсионного фонда, неустойчивость коэффициента замещения, нехватка длинных денег... В зависимости от того, какой из тезисов ставится во главу угла, рекомендуются различные варианты решения проблемы. Однако каждый из них предполагает, что мы обязаны и способны определить, какими станут пенсии лет через 15-20.
Рекомендации обосновываются и оспариваются с помощью макроэкономических прогнозов. Между тем глобальная экономика нащупывает новую модель роста. За 15-20 лет не раз пройдут выборы, которые, вероятно, приведут к власти политиков, имена и взгляды которых пока не известны. Мы находимся в преддверии глубоких перемен в экономике, политике и общественном сознании. Эти перемены, а не сегодняшние дискуссии определят ключевые черты будущей пенсионной системы. Я писал об этом более года назад («Ведомости», 11.01.2011), но теперь уместно обозначить более широкую тему. Как совместить стремление к устойчивости проектируемых институтов с запросом на принципиальное обновление экономической, социальной, политической и культурной среды, в которой им предстоит функционировать? Общим местом является, например, требование так скорректировать налоговую систему, чтобы она надолго стала стабильной. Но ведь аналогичная постановка вопроса наверняка возникнет и перед следующими выборами.
Пенсионная политика значима не только сама по себе, но и как наиболее показательный пример амбициозных действий, нацеленных на управление отдаленным будущим. Его детальное проектирование составляло стержень советского обществоведческого дискурса. Есть ли смысл уподобляться сочинителям программы КПСС, обещавшей коммунизм к 1980 г.?
В недавнем исследовании, проведенном НИУ ВШЭ и социологическим центром «Глас народа», задавался, в частности, вопрос, как пойдет развитие страны в ближайшие 5-10 лет. Респондентами были депутаты Думы и сенаторы, довольно высокопоставленные чиновники и руководители предприятий, всего 300 человек. Примерно половина признала наиболее вероятным «переход к более эффективному развитию через острые, но успешно преодолеваемые кризисы». Остальные выбирали «политическую нестабильность» или «череду потрясений», и только 4% ожидали устойчивого экономического роста на фоне социальной и политической стабильности. Любопытно, что люди, испытывающие подобные ожидания, обсуждают планы многолетнего движения по гладким, априорно прочерченным траекториям.
Как правило, причина не в лукавстве, а в безысходности. На одну интуицию в отношении будущего полагаться нельзя - приходится доверять профессионалам-экономистам. Но, по словам одного из лучших экономистов XX в. - Джона Хикса, «наши теории <...> действуют подобно шорам <...> мы отводим взгляд от вещей, которые могут быть существенными, чтобы четче разглядеть то, на что наш взгляд уже устремлен». Отсюда не вытекает бесполезность моделей. В отсутствие демографических и экономических прогнозов та же пенсионная политика была бы крайне опрометчивой. Однако выводы, получаемые с помощью моделей, относятся, строго говоря, лишь к взаимосвязям в сфере возможного. Между тем при слабости живого политического процесса его функции во многом подменялись сопоставлением экспертных позиций, за которыми стоят исследования, по природе своей «не стереоскопичные».
Как же ответить на реальный общественный запрос в отношении стратегии реформ, в том числе пенсионной? Прежде всего, разберемся, каков запрос и что такое стратегия. Те, кто вышли на пенсию или к ней приближаются, конечно, хотели бы получать побольше. Однако по-настоящему их волнуют два момента: чтобы не стало хуже и чтобы в болезни и глубокой старости не остаться без лекарств и ухода. Первое в целом достижимо в рамках реалистичных сценариев. Второе намного сложнее. Рано или поздно придется создавать индустрию ухода за одинокими беспомощными стариками. Но при чем здесь вопрос о коэффициенте замещения пенсии, выплачиваемой в 55, 60 или даже 65 лет?
А как быть с вопросом о пенсиях для молодых представителей среднего класса? Допустим, некая пенсионная система объявляется неизменной на десятилетия вперед. Поверит ли в нее образованная, хорошо зарабатывающая молодежь? Она не столь наивна, как полагают некоторые эксперты, и не хуже их ощущает неизбежность перемен, о которой говорилось выше. Запрос на декларации, не способные надежно внушить доверие, отсутствует. Есть запрос на условия, которые позволили бы эффективно работать, зарабатывать и принимать инвестиционные решения, а также на поощрение государством частных инвестиций, включая пенсионные. Когда этот запрос станет ощутимо удовлетворяться, изменится отношение к долгосрочным планам властей, в том числе в отношении пенсионной системы.
Так что, не нужна стратегия? Несомненно, нужна, но стратегия - не подобие программы КПСС, а совокупность проработанных способов адаптивных действий. Ее подготовка - не сколачивание прокрустова ложа для будущего, а проработка развилок и построение пучка сценариев. Стратегия призвана отвечать на два главных вызова: гарантировать минимально необходимую устойчивость и обеспечить гибкое реагирование на заранее не ясные вызовы и возможности. Применительно к пенсиям первое означает превышение над прожиточным минимумом, который, конечно, будет эволюционировать, а второе - отсутствие решений, чрезмерно увязанных с нашими сегодняшними догадками и гипотезами. Так нынешние европейские лидеры разгребают завалы обязательств, которые их предшественники принимали в отношении периодов, далеко выходивших за сроки собственных полномочий.
Тех, кому предстоит выходить на пенсию в течение ближайших 10-15 лет, разговоры о реформе только пугают. Для них необходимо сохранить сложившиеся «правила игры». Что же касается более молодых поколений, то вопрос об их пенсиях имеет три аспекта - предоставление гарантий, содействие и предвидение. С учетом имеющихся прогнозов и ожиданий государство может и должно гарантировать всем гражданам защиту от бедности. Более высокие сверхдолгосрочные обязательства в отношении молодых не вызовут доверия, а будущими политиками не воспримутся в качестве безотзывных. Содействие государства инвестициям граждан, включая пенсионные накопления, станет приобретать все большее значение по мере увеличения среднего класса и выхода на новую траекторию роста, какой бы она ни оказалась. Пока не вызывает сомнения одно - не стоит разрушать то малое, что сделано для создания накопительной системы. Вместе с тем чрезмерно вкладываться в ее развитие при нынешней доходности нецелесообразно.
Наконец, о предвидении. Единственное, в чем я серьезно расхожусь с Улюкаевым, - это призыв ориентировать пенсии на прожиточный минимум, если иметь в виду не первоначально фиксируемый порог обязательств, а предлагаемую норму или прогноз. Одно дело - ответственно оценить, что допустимо сразу же обещать на много лет вперед. Это начальный компонент обязательств, которые наверняка станут наращиваться на будущих выборах. Очевидно, он не должен превышать нижнюю границу ожидаемого. Совсем другое - лимитировать использование еще не открывшихся возможностей. По латинской поговорке, опасения сбываются чаще, чем надежды, но ведь история смеется над ними одинаково. Я за относительно высокие пенсии, да и политические реалии 2020-х гг. вряд ли позволят свести их к прожиточному минимуму, поскольку пожилые будут составлять огромную часть электората. Вместе с тем я искренне полагаю, что к тому времени состояние экономики и политической жизни позволит обсуждать меру превышения пенсий над прожиточным минимумом более компетентно и оптимистично, чем это доступно сейчас. И не только обсуждать, но и принимать решения, исход которых мы не вправе, да и не в силах предписать.
А теперь краткие обобщения. Экспертным построениям пора адаптироваться к ослаблению инерции в экономике и политике. Необходима сдержанность в научно обоснованных, т.е. зашоренных, директивах послезавтрашнему обществу. В отношении институтов, которые будут функционировать лет через 20-30, наша забота - не формирование жестких конструкций, а обустройство коридоров возможностей для развертывания предпринимательских и гражданских инициатив. Важный, но не единственный компонент обустройства - создание «страховочной сетки», защищающей от экономических, социальных и политических катастроф. Пенсия в размере прожиточного минимума - необходимый участок «сетки», но не тупик и не свет в конце коридора.
Автор - первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)