Численность населения в крупных городах России растет, а в целом по стране падает
В России появился еще один город с миллионным населением – Красноярск. И это сложно назвать однозначно хорошей новостью. Неравномерная плотность расселения людей по территории страны является одной из главных причин демографической ямы и старения населения, что очень дорого обходится государству, предупреждают эксперты.
Россия пополнилась еще одним городом-миллионником. Им стал Красноярск, где в родильном доме № 2 родился миллионный житель города, сообщает официальный сайт городской администрации. Это уже 12-й город с миллионным населением в России.
Согласно переписи населения 2010 года, в Красноярске проживали 975 тысяч человек. Увеличить численность населения города на 23 тыс. человек в этом году удалось на 87,6% за счет миграции и только на 12,4% за счет естественного прироста. Эти данные показывают тенденцию миграции населения из небольших городов, деревень и поселков в крупные города.
В крупных городах России сосредотачивается значительная часть населения страны, тогда как многие территории крайне мало заселены. Так, население России, по последним данным, составляет 143 млн человек. Из них 83% проживает в городах и поселках городского типа. Причем в Москве живет почти 11,6 млн человек, в Московской области – 5,5 млн, в Санкт-Петербурге – 4,9 млн. В итоге в двух столицах и Московской области проживает более 15% населения всей страны.
«Чтобы удержать Россию в существующих границах, в стране должно проживать как минимум 80 млн человек. Мы постепенно двигаемся к этому минимуму. Если 19 лет назад в России проживало около 145 млн человек, то сейчас – почти 140 млн. Мы теряем население. И для решения этой проблемы важно, грамотно ли распределено население по всей территории страны, или все эти 140 млн человек живут компактно в одном месте», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.
Так, по его словам, в спальных районах Москвы плотность населения доходит до 150–200 тыс. человек на квадратный километр. На Дальнем Востоке, в Сибири есть районы, где плотность населения составляет 0,004 тыс. человек на квадратный километр. «В районе российско-китайского приграничья наблюдается плотность менее 1 человека на квадратный километр, в то время как со стороны китайской границы – 140 человек на квадратный километр», – приводит статистику для наглядности эксперт.
Демограф указывает, что такая «скученность» населения является одной из главных причин того, что в России отмечается снижение рождаемости, страна находится в демографической яме и начинает стремительно стареть. Число трудоспособного населения сокращается, а пенсионеров становится все больше. В 2012 год Россия вступила с рекордным количеством пенсионеров – более 40 млн человек. То есть практически каждый третий житель страны – пенсионер.
Официальный прогноз по росту коэффициента демографической нагрузки показывает печальную картину. Если в 2012 году на тысячу трудоспособных граждан приходится 636 нетрудоспособных, то в 2030 году на тысячу трудящихся будет приходиться 745, 816 или 849 неработающих граждан (в зависимости от оптимистичного, среднего и пессимистичного сценариев).
Это приводит к дефициту Пенсионного фонда и выливается в необходимость совершенствовать пенсионную реформу, считают экономисты. Власти думают, как разработать механизм стимулирования отказа выхода на пенсию в срок.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин неоднократно предупреждал, что надо повышать пенсионный возраст. В настоящее время пенсионный возраст в России для женщин составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет. Кудрин предлагал увеличить пенсионный возраст к 2025–2030 годам до 60–62 лет для женщин и до 62–63 лет для мужчин. Владимир Путин обратился к Минздравсоцразвития и Пенсионному фонду с более мягким предложением – разработать механизм увеличения размера пенсии в случае, если гражданин решит выйти на пенсию позже.
Если экономисты говорят о необходимости повышать пенсионный возраст, то демографы отмечают, что проблему демографической ямы можно и нужно решать за счет более грамотного распределения населения по территории страны и создания более комфортных условий жизни, потому что причина снижения рождаемости кроется именно в этом.
«Население должно ровно распределяться по стране. «Накачка» столицы и Петербурга людьми не обоснована ни экономически, ни политически, ни климатически», – говорит Игорь Белобородов.
«Ориентируясь на нормы городской жизни, люди бегут в крупные города. Многие находят место под солнцем, что полностью меняет их межличностные и социальные отношения. Мы становимся другими. Это очень сильно влияет на общую демографическую ситуацию. Большие города – это демографические ямы, где отмечается резкое снижение рождаемости. Этому есть простое объяснение. Мигранты долго адаптируются к большому городу, сталкиваются с рядом трудностей, которые препятствуют созданию брака и деторождению. Рождаемость снижается в силу более продолжительной учебы, бытовой неустроенности, карьерных устремлений и девальвации ценностей», – говорит Игорь Белобородов.
Исправить это, по его мнению, можно только одним путем – проведением грамотной деурбанизации «усадебного» типа. «Речь идет не о том, чтобы любым способом разогнать людей по деревням, а сделать так, чтобы они смогли жить, например, в загородных приусадебных поселениях, и чтобы им было чем там заняться. Здесь очень важно развитие инфраструктуры», – считает директор Института демографических исследований.
«В Москве с приходом теплой погоды численность населения как минимум на 40% уменьшается, так как многие стараются жить за городом – на дачах или в коттеджах. Вот это стремление к более просторной, экологической и психологически удобной форме жизни, мне кажется, надо поддержать. В свое время Дмитрий Медведев говорил о малоэтажной России. Во многих европейских городах это развито. Это совершенно другие условия жизни и добрососедские отношения, нежели в многоэтажках в спальных районах крупных городов», – продолжает эксперт.
«Когда мы говорим о деурбанизации, это не значит, что каждый должен стать фермером. Человек может жить в малоэтажном доме и при этом заниматься интеллектуальным трудом. Главное – условия жизни. Городские условия жизни показывают, как жить не надо», – добавляет Белобородов.
Впрочем, начинать надо с Дальнего Востока, где отмечается нехватка местных жителей, считает эксперт. «С Дальнего Востока люди бегут в Москву, потому что здесь сосредоточены все ресурсы, все лакомые рабочие места», – говорит директор Института демографических исследований. «Здесь надо строить инфраструктуру, создавать крупные проекты, которые бы привлекали население на работу. Крупные вузы необходимо перенести в малонаселенные районы страны. И делать все для закрепления студентов в этих местах, в частности, путем предоставления жилья после окончания вузов. Вопрос здесь упирается в политическую волю и грамотную стратегию», – говорит Белобородов.
Грамотное расселение населения безопаснее для самих людей и выгодней для государства. «Повышение рождаемости с демографической точки зрения выгодно государству. Более равномерное распределение населения также выгодно и с точки зрения профилактики криминала. Где плотность населения выше, например, в спальных районах, да и в целом в крупных городах всегда выше уровень криминализации», – отмечает эксперт.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)