Туркменистан уточнил правила въезда иностранцев и выезда своих граждан
В Туркменистане вступил в силу новый закон «О миграции», подписанный президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 31 марта 2012 года.
Закон отличается от одноименного документа, действовавшего с 7 декабря 2005 года, несколькими статьями.
В частности, теперь основания для отказа в выдаче визы вынесены за пределы главы III «Вид на жительство в Туркменистане» и распространяются на все категории желающих въехать в республику.
Итак, согласно статье 11 нового закона, основаниями для отказа иностранному гражданину или лицу без гражданства в визе могут быть случаи:
1) совершения им преступления против мира и человечества;
2) осуждения его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
3) возбуждения в отношении него уголовного дела — до окончания предварительного следствия, судебного следствия или производства по делу;
4) когда его проживание на территории Туркменистана противоречит интересам национальной безопасности Туркменистана, может нарушить общественный правопорядок или нанести нравственный ущерб населению страны;
5) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Туркменистана и других лиц;
6) если он заражен вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), венерическим заболеванием, страдает наркоманией или иным заболеванием, включенным Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана в перечень заболеваний, наносящих вред здоровью населения Туркменистана;
7) если он с целью получения визы сообщил заведомо ложные сведения;
8) если ранее в отношении него было применено ограничение во въезде в Туркменистан, — до окончания срока ограничения;
9) если он подвергался административному выдворению из Туркменистана,- до истечения срока административного выдворения;
10) его незаконного нахождения в Туркменистане или оказания содействия другому иностранному гражданину, лицу без гражданства в незаконном проникновении на территорию Туркменистана;
11) если он является членом террористических, антигосударственных, экстремистских или иных преступных организаций или лицом, причастным к ним.
Обратим внимание на пункт 4: возникает вопрос, кто именно и как определяет степень угрозы интересам национальной безопасности Туркменистана, якобы исходящей от потенциального туриста? Ответ интересен, в частности, потому, что, как сообщили в интервью Радио Свобода в туристической компании «Жарков-тур», 98 процентов россиян, обратившихся в туркменское посольство за визой получают отказ.
«МИД Туркмении решает, давать визы или нет. Мы копии паспортов туристов, которые хотят поехать, высылаем нашим партнерам, а они передают эти документы непосредственно в МИД, и там решается, дать добро на въезд, чтобы турист поехал, или нет», — рассказал сотрудник компании. И добавил, что в случае отказа стоимость специального приглашения туркменской стороной для получения визы, а это 100 долларов США, незадачливому туристу не возвращается.
Между тем, аналогичный пункт содержится и в статье 30 главы V, посвященной выезду из Туркменистана граждан страны. Так, для гражданина Туркменистана могут вводиться временные ограничения на выезд из страны в случаях, если:
1) он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, — до истечения срока, установленного законодательством Туркменистана;
2) против него возбуждено уголовное дело, — до окончания производства по делу;
3) он осужден за совершение преступления, — до истечения срока наказания или до освобождения от наказания;
4) он уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него решением суда, — до исполнения обязательств;
5) он по приговору суда осужден за совершение особо тяжкого преступления или признан лицом, совершившим умышленное преступление при особо опасном рецидиве, или находится под административным надзором полиции, — до погашения судимости или прекращения надзора;
6) в отношении его предъявлен гражданский иск в суд, — до окончания производства по делу;
7) он подлежит призыву на военную службу, — до прохождения военной службы или до освобождения от нее, за исключением случаев выезда на постоянное место жительства за пределы Туркменистана;
8) если имеются опасения, что гражданин Туркменистана в период пребывания за границей может стать жертвой торговли людьми или попадет в рабство;
9) если ранее во время нахождения за границей он нарушил законодательство страны пребывания;
10) если его выезд противоречит интересам национальной безопасности Туркменистана.
Кроме того, власти Туркменистана уточнили, какие категории иностранцев достойны жить в этой республике. В статью 14 «Выдача вида на жительство» главы III «Вид на жительство в Туркменистане» внесена часть 2, согласно которой для получения вида на жительство необходимо одно из следующих оснований:
1) туркменская национальность;
2) брак, заключенный с гражданином Туркменистана;
3) проживание в Туркменистане близких родственников (супруги, дедушки и бабушки со стороны отца и матери, родителей, брата, сестры, детей, в том числе усыновленных детей, внуков), являющихся гражданами Туркменистана;
4) оформление в установленном порядке опеки и попечительства по отношению к гражданам Туркменистана;
5) инвестирование в экономику Туркменистана не менее 500 тысяч долларов США;
6) наличие высокой квалификации по различным профессиям, а также значительных достижений в областях науки, культуры, искусства и спорта, которые могут быть использованы в интересах Туркменистана;
7) если граждане стран СНГ или лица без гражданства, прибывшие из стран СНГ, прописались в Туркменистане до введения визового режима со странами СНГ.
Полный текст Закона Туркменистана «О миграции» опубликован на сайте «Туркменистан: Золотой век» — прим. «Гундогара».
«Gundogar.org», Ашхабад, 13 апреля 2012 года
Закон новый, проблемы старые
1 апреля в Туркменистане вступил в силу новый закон «О миграции». Примечательно, что закон был подписан президентом Бердымухаммедовым накануне 9-й годовщины со дня образования Государственной миграционной службы Туркменистана. «Действуя слаженно с работниками других военных и правоохранительных органов страны, вы проводите большую работу по укреплению законности, охране конституционного строя нашего государства, обеспечению единства, сплоченности и мира как основы для торжества гуманизма и демократии в нашем обществе», — отметил в своем поздравительном послании работникам ГМС глава государства. «Выполнение обязанностей нашей страны, вытекающих из международных соглашений, выявление и предупреждение незаконных действий, связанных с миграцией, — это главные требования сегодняшнего дня», — подчеркнул он.
В контексте данного закона нас, прежде всего, интересуют проблемы выезда за рубеж туркменских граждан, тем более, что уже через год прекращается действие старых паспортов, которые, как известно, служили единым документом как для внутреннего пользования, так и для выезда из страны.
В 2005 году Ниязов распорядился обновить туркменский паспорт, который также должен был оставаться одновременно и внутренним, и заграничным, но должен был содержать биометрические данные владельца. Новый президент Туркменистана с решением старого согласен не был и в декабре 2007 года подписал постановление, согласно которому для поездок за рубеж утверждался, наряду с дипломатическим и служебным, общегражданский загранпаспорт, имеющий высокую степень защиты и электронный чип для внесения биометрических данных владельца документа. Сообщалось, что миграционные службы начали выдавать новые загранпаспорта с июля 2008 года.
Ситуацию сильно осложнили поступающие из Туркменистана сведения о том, что новые документы выдаются далеко не всем желающим. В частности, в число «отказников» попали, как обычно, родственники политзаключенных, правозащитников, живущих за рубежом, местные гражданские активисты, а также лица с двойным российско-туркменским гражданством. МИД Туркменистана вынужден был даже выступить с заявлением в связи с появлением в российских средствах массовой информации сообщений, «которые явно искажают внутригосударственную процедуру выдачи заграничных паспортов Туркменистана нового образца».
«Подобного рода публикации являются не чем иным, как провокацией, направленной на создание атмосферы недоверия между двумя дружественными народами, нанесение ущерба туркмено-российским отношениям, которые находятся сегодня на высоком уровне и характеризуются активизацией по всем направлениям равноправного и взаимовыгодного сотрудничества», — отмечалось в заявлении МИД, который, вопреки реальности, утверждал, что «процедура выдачи новых заграничных паспортов осуществляется в строгом соответствии с национальным законодательством и нормами международного права».
Реальность же такова. Как сообщила из Ашхабада обладательница двойного гражданства Наталья Шабунц, она более трех лет пытается получить от сотрудников Государственной миграционной службы Туркменистана письменное разъяснение причин отказа в выдаче ей нового загранпаспорта, в то время как устно эти сотрудники ставили условием его получения отказ от российского гражданства.
Похоже, что заодно с туркменскими властями в этом вопросе действует и посольство РФ. Устав от многочисленных жалоб соотечественников, сотрудники диппредставительства, ничтоже сумняшеся, вывесили у входа в посольство большой стенд и на нем — подробно расписанную процедуру… отказа от российского гражданства. А один из сотрудников вообще посоветовал (от греха подальше!) полубже закопать в землю злосчастную «краснокожую паспортину».
С приближением окончания в июле 2013 года срока действия паспортов старого образца страсти еще более накаляются. В аэропорту Ашхабада уже появились объявления, извещающие о том, что с июля 2013 года купить билеты на международные рейсы можно будет только по новому загранпаспорту. Многие из опасения на долгие годы стать невыездными предпочитают вовсе уехать из страны, и в этой связи наблюдатели предрекают увеличение потока туркменских мигрантов в страны ближнего зарубежья, в первую очередь, в Россию, Белоруссию и на Украину. Впрочем, эта перспектива не вызвает оптимизма и у туркменских властей. Не секрет, что первая волна эмиграции, связанная с ниязовскими беспределом, лишила Туркменистан многих ценных специалистов в области промышленности и сельского хозяйства, ученых, врачей, педагогов, работников культуры. Заслоном, призванным оградить и без того скудные местные кадры от нового коллапса, и стал новый закон «О миграции», в котором, в частности, говорится: «Для гражданина Туркменистана могут вводиться временные ограничения на выезд из Туркменистана в случаях, если его выезд противоречит интересам национальной безопасности Туркменистана» (статья 30 закона «О миграции» «Основания для временного ограничения на выезд из Туркменистана граждан Туркменистана», часть 1, пункт 10).
В качестве примера того, как будет действовать этот новый закон, можно привести отказ в выезде из Туркменистана лидеру казахской диаспоры Бисенгулу Бегдесенову, осужденному в мае 2011 года и помилованному в феврале нынешнего года. Генпрокуратура Туркменистана сняла временное ограничение на выезд Бегдесенова из страны, однако, ссылаясь на запрет со стороны Министерства национальной безопасности, сотрудники Государственной миграционной службы не разрешили Бегдесенову 25 марта вылететь в Алма-Ату. Каким образом желание человека выехать на свою историческую родину противоречит интересам национальной безопасности Туркменистана и кто уполномочен принимать решение о возможности или невозможности выезда, неизвестно. Также непонятно, какой урон безопасности страны могут нанести люди, единственным желанием которых в настоящий момент является забота о своем здоровье или здоровье своего ближнего и которым власти отказывают в выезде за рубеж на лечение. Неужели Гельды Кяризов подорвет устои государства, если поправит свое здоровье в российской клинике?! И так ли сильно это государство и стабильна его безопасность, если оно, как огня, боится своих собственных граждан?
Демонстрируя свое «могущество», власти продолжают пополнять пресловутые «черные списки», в которые, в соответствии с новым законом «О миграции», запросто можно включить любого гражданина, независимо от возраста и национальной принадлежности, мужчину или женщину, студента или педагога, бизнесмена или домохозяйку. Ведь, в конце концов, если хорошенько подумать, все мы в какой-то степени «диссиденты», все имеем свои претензии к властям, все знаем что-нибудь «секретное», вроде реальной численности населения или реального размера средней зарплаты. Кроме того, видимо, в порыве чрезмерной заботы о безопасности своих граждан, чиновники ГМС, руководствуясь новым законом, по своему усмотрению могут принять решение и не выпустить того или иного гражданина за рубеж из опасения, что он «в период пребывания за границей может стать жертвой торговли людьми или попадёт в рабство» (статья 30 закона «О миграции», часть 1, пункт 8). И снова вопрос: а кому доверено решать, попадет или не попадет этот гражданин в рабство?
Таким образом, можно с полным основанием заявить: новый закон «О миграции» рядовым гражданам Туркменистана ничего нового не сулит и лишь подтверждает справедливость народной мудрости: «Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)