Rambler's Top100

№ 507 - 508
16 - 30 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Opec.ru» о городах и экономике
«Новая газета» об урбанистической революции
«Московские новости» о возможном объединении Москвы и области
«Независимая газета» об обустройстве новой Москвы
«Профиль» о жилищном строительстве в Москве и Подмосковье
«Slon.ru» о московской агломерации
«Огонек» о предложении перенести Москву в Сибирь
«Итоги» и «Красноярский рабочий» о новом городе-миллионнике
«The Financial Times» о миграции и урбанизации
«Liter.kz» об урбанизации в Казахстане
«Эксперт-Казахстан» о развитии Астаны
«Взгляд» о деурбанизации «усадебного» типа
«Коммерсантъ», «Взгляд», «Московские новости», «Slon.ru», «Новые известия» и «Ведомости» о реформе пенсионной системы
«Corriere della Sera» о последствиях роста продолжительности жизни для социальных систем
«Московские новости» об отмене трудовых книжек
«Московские новости» о заемном труде
«US News and World Report» о женской занятости и безработице
«Новая газета» о миграционной политике России
«Голос Америки» о миграционных проблемах России и США
«Российская газета» об оргнаборе мигрантов
«Российская газета» о квотах для иностранцев в российском спорте и торговле

«Взгляд» о квотах для иностранных работников из новых стран ЕС в Швейцарии
«Le Point» и «Русская Германия» о шенгене и границах ЕС
«Gundogar.org» о туркменском законе «О миграции»
«Obozrevatel.com» об иммиграции в Украине
«Harakat» о денежных переводах из России в Узбекистан
«The New Times» о проблемах российского Кавказа
«Slon.ru» об экономическом росте и смертности
«Комментарии» о дорожной смертности на Украине
«Медицинская газета» о проблеме ВИЧ в России
«Московские новости» о проверках в школах на наркотики
«Новые известия» о российском антитабачном законе
«The New Times» о генетике и медицине
«Медицинская газета» об РПЦ, абортах и медицинских клеточных технологиях
«Телеграф» о рождаемости и ЭКО в Латвии
«BBCRussian.com» о стерилизации женщин в Узбекистане
«Российская газета» о рождаемости в ЯНАО и Москве
«Зеркало» о браках и разводах в Азербайджане
«Российская газета» о переписи 2010 года на Кавказе
«Государственное информационное агентство Туркменистана» о предстоящей переписи в Туркменистане
«Gorod.lv» об именах на латышский манер

об урбанистической революции

Деревня в городе

Урбанистическая революция в России не завершена

На протяжении последнего столетия Россия пережила урбанистическую революцию. Основная масса населения переместилась из деревни в городские поселения.
Исследователи и теоретики считают урбанизацию основным критерием социальной и демографической модернизации. В городах у людей, как считают теоретики, должен меняться весь образ жизни, тип занятости, способ образования семьи и многое другое.
И все же есть ощущение, что в культурном и поведенческом отношении что-то с нашей модернизацией не так. Само понятие «российский город» является сомнительным. Это не города, а скорее поселения, напоминающие города. Трава здесь вытоптана, а асфальт нормально не положен. Битое стекло и мусор — верные признаки того, что эти пространства ближе к деревне, чем к городу, хотя в деревне не может быть столько битого стекла и мусора.
Принципиальным признаком города являются, кроме того, публичные пространства, исторически отсылающие нас в античную Грецию, с ее агорой, театром и рощами, посвященными музам. Наличие этих общих для горожан пространств и создает горожанина — модника-денди, фланера, подчеркнуто вежливого, но при этом отстраненного.
Современный город формирует и другие типы городских публичных пространств — там, где граждане собираются и обсуждают, например, политические вопросы. Городская площадь — далеко не главное место такого рода. Это прежде всего кофейня или другое пространство, где можно вести неспешный разговор или напряженную дискуссию.
С подобными пространствами в России из рук вон плохо. Даже Москву, например, по этим критериям трудно назвать городом: здесь крайне мало публичных пространств, где жители демонстрируют себя как горожане или коммуницируют как горожане. Это одна из причин, почему даже далекие от политических пристрастий люди с таким энтузиазмом выходили на недавние митинги, — увидеть себе подобных, пообщаться и щегольнуть остроумным плакатом.
Но город — это еще и цивилизующие пространства. Места, где соблюдаются определенные общественные правила: не плевать на пол, не швырять мусор под ноги, уступать места и пропускать других вперед себя. Они более элементарные, чем театр или кафе, но и более фундаментальные. Если они не выполняют свою цивилизационную функцию, то не смогут сложиться и сложные городские практики.
Но как-то так устроена наша жизнь, что эти цивилизующие пространства свою функцию не выполняют. Это какие-то сложные гибриды двух миров: похоже на город, но не город, граждане похожи на горожан, но все еще не горожане.
Возьмем, например, простой пример — «Макдоналдс». Конечно, у городских снобов не принято жаловать эту сеть быстрого питания. Но это поверхностный взгляд. «Макдоналдс» — это не просто конвейер калорийных бургеров, это еще и фабрика современных стандартизированных цивилизационных моделей (не случайно так популярна тема «макдоналдизации мира»). Слаженная скорость — один из цивилизационных механизмов «Макдоналдса». Но если вы вдруг оказываетесь в российском «Макдоналдсе», то видите, что он оккупирован какой-то совсем другой культурой. Ее можно определить как приватизирующий захват публичного пространства. Заходя в «Макдоналдс», люди не встают в очередь, а сначала занимают свободные места. Тогда как тот, кто получил свой заказ, мечется среди пустых, но уже кем-то занятых столиков. В итоге вечная давка и толкотня — как в самом ресторане, так и вокруг него. Несмотря на все атрибуты городского заведения, ресторан оккупирован странной культурой, осуществляющей жест межевого присвоения «ничейного». Это уже не крестьяне, которые считаются со сложными правилами общины, но еще и не горожане, подчиняющиеся общим правилам.
Такую же участь, но в еще более гротескной форме, переживают и городские парковочные пространства общего пользования. Что уж проще и демократичнее: удачно подъехал — занял удобное место. Приехал неудачно — поищи свободное место где-нибудь в отдалении. Но нет, невидимая деревенская изгородь раскинулась прямо на асфальте. Заняв общественное парковочное место, недогорожане придумывают самые разные символические и механические способы застолбить его только за собой. В ход идет всё: какие-то нелепые железные конструкции с замками, ленточки, цепи, заградительные стойки. Снесли в Москве это убожество — ракушки. Но ведь нет — опять стойки и тросы лезут как грибы после дождя. Через асфальт пробивается крапива — как на пустыре, где когда-то раньше была деревня.
Эти два сюжета я привел здесь не из какого-то городского снобизма. Речь идет об элементарной азбуке современной цивилизации — не выучив букварь, не научишься читать сложные книги. Но пока даже транснациональные корпорации, муниципальная политика и сообщество автовладельцев так и не смогли вывести деревню из города.

Виталий КУРЕННОЙ. «Новая газета», 9 апреля 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.