Минздрав планирует бороться со СПИДом с помощью социальной рекламы
Минздравсоцразвития РФ с апреля намерено запустить в СМИ рекламную кампанию против СПИДа стоимостью около 300 миллионов рублей, сообщили в четверг РИА Новости в ведомстве. Эксперты расходятся во мнении: одни поддерживают такой способ профилактики ВИЧ-инфекции, другие сомневаются в его эффективности среди групп риска.
По данным министерства, на мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, а также гепатитов B и C в 2012 году выделено 600 миллионов рублей, на информационную поддержку, в том числе социальную рекламу, потребуется примерно половина этой суммы.
Более 670 тысяч ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в РФ, из них - 5,6 тысячи детей в возрасте до 15 лет. По данным Роспотребнадзора, около 60 тысяч случаев заражения ВИЧ-инфекцией выявлено в РФ за 11 месяцев 2011 года. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, наблюдается рост более чем на 20%. Около 100 тысяч россиян с ВИЧ в 2011 году прошли лечение.
Рекламная нужда
Основным инструментом противодействия распространению ВИЧ-инфекции как среди уязвимых групп, так и среди широких слоев населения остаются профилактические программы, в том числе информирование, - сказали РИА Новости в Минздравсоцразвития.
Социальная реклама против СПИДа по телевидению, на радио и интернете ставит целью снижение темпов прироста числа заболевших за счет оказания первичной профилактики неинфицированным россиянам, пояснили в ведомстве.
"Учитывая специфику проблемы, Минздравсоцразвития России нацелено на активное сотрудничество с некоммерческими организациями, занимающимися проблемой ВИЧ-инфекции", - отмечает ведомство.
Минздрав также планирует поддерживать работу горячей линии по вопросам ВИЧ-инфекции, которая работает бесплатно и круглосуточно, а также развивать официальный государственный портал о СПИДе. Кроме того, будут проведены исследования, которые позволят оценить, насколько эффективны были все профилактические мероприятия в 2012 году, в частности, реклама.
Результатом мероприятий должно стать предупреждение приобщения населения, в первую очередь молодежи, к рискованному поведению, которое может приводить к заражению ВИЧ-инфекцией, а также ответственного отношения к своему здоровью и установка на безопасное поведение, - сказали в ведомстве.
Одна из основных задач информационной компании - мотивировать россиян к прохождению бесплатного теста на ВИЧ. Кроме того, реклама должна способствовать раннему выявлению ВИЧ-инфекции у групп риска и побудить людей, недавно получивших положительный ВИЧ-статус пройти вторичную профилактику, считают в Минздравсоцразвития.
Предупрежден - значит вооружен
Главный специалист Минздравсоцразвития РФ по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, доктор медицинских наук Алексей Мазус считает, что рекламная компания о СПИДе станет эффективной мерой профилактики данного заболевания, позволит россиянам узнать больше об оказании медицинской и психологической помощи.
"Это одна из самых действенных мер профилактики (рекламная кампания), ничего лучше еще не придумано. Это важнейшее мероприятие, очень нужная стратегия и очень вовремя", - сказал он РИА Новости.
По мнению специалиста, реклама о СПИДе в общедоступных СМИ должна быть универсальной и воздействовать на разную аудиторию по-разному. Тех, кого надо запугать, она должна запугивать, тех, кого надо успокоить, - успокаивать, считает Мазус.
Реклама должна нести информацию, что СПИД находится рядом, он существует. Это реальная опасность. То, что вы знаете, что он есть рядом, является одним из инструментов безопасности, - подчеркнул врач.
Эксперт также отметил, что ценность рекламной кампании, которую запланировал Минздрав, состоит в том, что каждый ролик или баннер будет сообщать о сайте, где можно получить самую полную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
"Сам ресурс не только абсолютно сбалансирован и предназначен для различной аудитории, этот портал стал по-настоящему профессиональным центром антиСПИД-информирования населения нашей страны в сети", - сказал Мазус.
Эксперт напомнил, что сайт содержит адреса и телефоны всех центров по борьбе со СПИДом на территории РФ, кабинетов профилактики, где можно сдать тест на ВИЧ и поговорить с врачом лично.
Между тем, глава Федерального научно-методического центра по борьбе и профилактике со СПИДом, профессор Вадим Покровский считает, что цель рекламный кампании, направленной на предупреждение ВИЧ/СПИДа состоит в том, чтобы информация дошла до наибольшего количества людей.
"Но, к сожалению, нет никакой уверенности в том, что у нас население, которое относится к наибольшему риску заражения ВИЧ инфекцией, будет смотреть именно те средства массовой информации, поэтому это только один элементов кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа", - считает он.
Работа с группами риска
Мазус считает, что реклама должна быть направлена, в первую очередь, на ту аудиторию, которая входит в группу риска. По словам эксперта, это прежде всего люди, которые часто меняют половых партнеров и употребляют наркотики, а также мужчины, которые состоят в гомосексуальных отношениях. "Это реальная группа риска (мужские пары). Она является мотором эпидемии и в Западной Европе, и в Америке. И мы видим увеличение доли этой традиционной "группы риска" и в нашей стране", - отметил врач.
При этом Мазус подчеркнул, что ВИЧ-инфекция все реже поражает школьников и студентов, в настоящее время она переместилась в возрастную группу старше 22-23 лет.
По мнению Покровского, одна реклама не позволит осуществлять эффективную профилактику СПИДа, нужно проводить дополнительные мероприятия среди людей, которые подвержены наиболее высокому риску заражения.
Он пояснил, что на сегодня в России ВИЧ-инфекция гораздо чаще встречается в возрастной группе от 25 до 35 лет. "Поэтому здесь надо задействовать обучение на рабочих местах. А это значит, что в это надо вовлекать работодателей, профсоюзы, это уже сама по себе серьезная работа", - заметил профессор.
По мнению Покровского, еще одной группой риска считаются дальнобойщики и водители такси. "Они тоже подвергаются определенным сексуальным искушениям, с ними тоже надо работать", - сказал он.
Наибольшей опасности заражения ВИЧ-инфекцией подвергаются потребители инъекционных наркотиков, заметил профессор. "Кампании на радио и по телевидению, конечно, для них не интересны, вряд ли они слушают радио и телевидение", - считает глава Федерального центра по борьбе и профилактике СПИД.
Обрезание как мера профилактики
Покровский также сообщил, что кроме этого существуют альтернативные меры предупреждения этой инфекции, например, обрезание для мужчин. "Вот сейчас доказано, что мужское обрезание значительно снижает риск заражения мужчины ВИЧ-инфекцией. Это научно доказано, поэтому в некоторых африканских странах сейчас осуществляется программа добровольного обрезания", - сказал он.
Второе направление по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией - это "лечение как профилактика", отметил врач.
"Что это означает? Если человек получает препараты для лечения ВИЧ-инфекции, то он становится малозаразным для половых партнеров", - сказал он. При этом Покровский пояснил, что эти препараты назначаются больному ВИЧ-инфекцией только на определенной стадии снижения иммунитета. "Поэтому охватывается лишь небольшая часть тех, кто инфицирован, а остальные по-прежнему остаются заразными", - сказал профессор.
Он также сообщил, что сейчас в США, в Нью-Йорке, приняли решение сразу же назначать антивирусные препараты, вне зависимости от того, какая степень снижения иммунитета зафиксирована у пациента. Но это тоже проблема финансирования, заметил Покровский. Эксперт посчитал, что если в России сейчас на лечении от этой инфекции находятся порядка 100 тысяч человек, то при назначении всем больным этих препаратов финансирование должно увеличиться в пять раз.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)