Rambler's Top100

№ 499 - 500
20 февраля - 4 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о российской пенсионной системе и других социальных проблемах
«Эхо» о пенсионном возрасте
«Эксперт», «Независимая газета» и «Radiovesti.ru» о российском демографическом оптимизме
«Газета.Ru» и "Forbes" о демографических перспективах России
«Взгляд» о демографических планах Рогозина
«Комсомольская правда» и «Независимая газета» о социальных обещаниях Путина
«Ведомости» о цене социальных обещаний Путина
«Российская газета» и «Известия» о том, где будут давать новые детские пособия
«Московские новости» о детских пособиях
«Коммерсантъ» о проблеме детских садов в Москве
«Liter.kz» о демографической ситуации в Казахстане
«Российская газета» о проблемах и перспективах миграционной политики России
«Коммерсантъ» о концепции миграционной политики России
«Liter.kz» о перспективах введения в России визового обмена со странами СНГ
«Известия» и «Slon.Ru» об отношении россиян к мигрантам
«Российская газета» о миграционной ситуации в Москве
«Liter.kz» о миграционной политике в Казахстане
«Slon.Ru» о еврейской миграции из бывшего СССР
«Известия» о дне Хобо

«Московские новости» об обучении детей мигрантов в московских школах
«Независимая газета» о миграции учителей
«Известия» о кадрах для московских строек
«Профиль» о нетрадиционной кадровой стратегии IBM
«Казахстанская правда» о программе занятости населения Казахстана
«Коммерсантъ-Деньги» о социальном портрете российских демонстрантов
«Московские новости» об ограничении причин для поздних абортов
«Regnum» об искажении результатов переписи в Дагестане
«Московские новости» о российских переписях
«Час» и «Телеграф» об итогах переписи в Латвии
«Бизнес & Балтия» о регистре вместо переписи
«Час» о предварительных итогах референдума о статусе русского языка в Латвии
«Paruskg.info» о «чистокровных киргизах»
«РИА «Новости»» о проблеме СПИДа в России
«The New York Times» о бааде в Афганистане
«Liter.kz» о малых городах Казахстана
«Российская газета – Неделя» о цене переноса столицы Киргизии в Ош
«Российская газета» о принуждении Росстата к нарушению закона

… о дне Хобо

День Хобо

Среди знаменательных дат, отмечаемых под эгидой ООН, имеются памятные дни - самые что ни на есть милые. Второго февраля, например, был международный День водно-болотных угодий (а мы и не отметили, впустую прошел), а первого марта будет всемирный День кошек. А вот на выходные (на второе воскресенье февраля) приходится праздник уже полузабытый - День хобо.
Хобо - странствующий рабочий, сезонник - самая яркая фигура времен Великой депрессии в Америке. В определенном смысле - лицо Великой депрессии. Хобо ни в коем случае не безработный бродяга. Он именно что рабочий, бредущий по дорогам в поисках заработка, - совсем другая история и интонация. Как он выглядел? Скажем, году в тридцать втором или тридцать третьем? На плече у него торба, часто сшитая из армейского одеяла (зато теперь у сладчайшего модного дома Hermes есть линия женских сумок "Хобо"). Одет либо с подчеркнутой опрятностью (в залоснившуюся офисную пару, сохраняемую в приличном состоянии из последних сил) - это если наш хобо из белых воротничков и пытается в каждом новом городе найти место, "соответствующее его социальному статусу"; либо уж в рабочие брезентовые брюки. Штаны эти еще не джинсы, или уже не джинсы, или вообще не джинсы - в Советском Союзе пижоны почему-то называли их "техасами". Путешествует хобо (чаще всего) вовсе не пешком, а зайцем в товарном вагоне. Америка начала двадцатого века - еще железнодорожная страна. У хобо есть свой язык - устный и письменный. Хобо-знаки, или хобо-иероглифы, - самое романтичное, что есть в этой субкультуре. Потом из этих знаков выросли граффити. А покуда на дворе тридцать второй год, подъезжает наш хобо к вокзалу какого-нибудь затерянного в кукурузных полях Смитвилля, а там, на угольном баке, белым мелом целое ему письмо. Квадратик и четыре закорючки, что на хобо-языке значит: "Даже не останавливайся. Не город, а полный отстой". Ну, или в другой интерпретации: "Здесь работы нет". Монти Холм, бывший хобо, в своих мемуарах писал о том, какие изощренные толкователи знаков встречались ему. Так, весьма лаконичный символ на заборе, означающий предупреждение (наши герои оставляли друг другу подсказки - "Здесь кормят", "Отсюда гонят" и пр.), послужил причиной многочасового спора двух опытных скитальцев. Один утверждал, что символ означает: "У этого толстопузого ублюдка есть ружье", а другой утверждал, что читать надо так: "Тут живут толстосумы, и у них есть оружие".
Почему культура хобо до сих пор так волнует? Численность этой великой армии странствующих безвинных неудачников в разные годы достигала пятнадцати миллионов человек. Многие из них были семейные люди, питающие надежды найти работу и перевезти семью на новое место. Пятнадцать миллионов бродят по стране в поисках не лучшей доли, а просто доли, места - это не может не будоражить воображение. Перед нами поколение, не делавшее выбора, объединенное общей бедой и общей бездомностью, перевернувшее внутреннюю жизнь Америки. А внутреннюю жизнь Америки трудно перевернуть, хотя бы потому, что в США (в отличие от России) индивидуальная трудовая миграция - дело привычное и имеет почтенные традиции. Необходимость переехать в другой город ради новой работы мало кого пугает. Хоть вглубь Америки, хоть вдоль, хоть поперек. Средний американец меняет место жительства 2,7 раза. За жизнь, естественно. Средний россиянин - 0,23 раза. Дроби в таком "бытийном" контексте выглядят глуповато, но смысл понятен: житель США переезжает в среднем три раза: родительский дом - университетский кампус - свой семейный дом. А мы все больше сидим на своих шестнадцати аршинах и с места не двигаемся. И трудовая миграция у нас исключительно в одну сторону: из периферии в центр. Это я к тому, что трудно удержаться от праздного раздумья - а случись так, что финансовый апокалипсис все-таки грянет, каковы будут хобо нового времени? Скажем, у нас? Тем более что Международный валютный фонд уже пугает-пугает: Кристин Лагард, глава фонда, заявила недавно, что мировая экономика "демонстрирует тенденции, характерные для кризиса 30-х годов прошлого столетия - Великой депрессии. И нет ни одной локальной экономики, которая имела бы иммунитет к кризису".
Итак, русский хобо - кто он может быть? И есть ли исторические аналогии? В словаре отыщется много синонимов к слову "бродяга". Странник, скиталец, христорадник, калика перехожая, босяк, черезсословица. В семидесятые годы прошлого века появились новые важные определения - бич и старатель (это уже ближе к нашему герою, но все же хобо не бич. Он человек не столько опустившийся, сколько пустившийся в тяжкий путь во имя возвращения "приличной жизни". "Недостижимая правда дороги" его не тянет. Он не свободен от обязательств). Наконец, в последние годы в России главенствует единственное определение человека, лишившегося "места", - бомж. Но хобо - не бомж. Он лишился не определенного места жительства, а рабочего места. И тут важное различие между русским и западным понятием о "конце света". Для россиянина страшнее всего потерять жилье, квартиру - потому что на другую он никогда не заработает. Для американца - потерять работу, потому что тогда ему нечем будет платить за жилье. А русский хобо, между тем, есть уже и сейчас. Это мужчина, оставивший свою семью (но при жилье, конечно) в маленьком городе и уехавший в город более крупный на отхожий промысел. Один из самых распространенных видов современного отхожего промысла - работа охранником. По последней переписи населения "отходников" в России двенадцать миллионов человек. У каждых московских дверей сидит русский хобо. Так что памятный этот День, пожалуй что, имеет смысл отметить и нам.

Евгения ПИЩИКОВА. «Известия», 16 февраля 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.