Большинство россиян согласны, что трудовые мигранты необходимы для развития экономики и в целом относятся к иностранцам терпимо. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) по итогам масштабного исследования о восприятии населением мер государственный миграционной политики, закрепленной в предварительном варианте Статегии-2020 (было опрошено около 25 тыс. человек в 49 регионах страны).
В четверг опрос будет представлен общественности на совместной пресс-конференции ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и директора Федеральной миграционной службы России Константина Ромодановского. "Известиям" удалось ознакомиться с содержанием исследования накануне.
- Основной итог нашего исследования заключается в том, что население, как выяснилось, довольно добродушно относится к мигрантам, куда более толерантно, чем в других странах, - рассказал Ярослав Кузьминов.
Согласно опросу ВШЭ, в России только 39% жителей считают, что мигранты не нужны, а в Великобритании, Италии или США такого мнения придерживаются вдвое больше людей. Эксперты связывают такую позицию с более рациональным подходом к иностранной рабочей силе: почти 50% опрошенных россиян не хотели бы, чтобы их сограждане занимались уборкой улиц и другим низкоквалифицированным трудом, даже если оплата за него будет выше, чем у гастарбайтеров.
- Это похвально: ксенофобия уравновешивается желанием видеть свой двор и улицы чистыми, - отмечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Ниша для трудовых мигрантов в России есть. В первую очередь это сфера ЖКХ и строительства.
По словам эксперта, в основном предубеждение россиян в отношении иностранцев связано с нелегальной миграцией. Чтобы переломить это, считает Зубаревич, необходимы прозрачное миграционное законодательство и серьезная борьба с коррупцией.
- Нынешние запутанные правила найма иностранной рабочей силы выгодны нечистым на руку сотрудникам коммуналки и строительства, которые обирают гастарбайтеров, выплачивая им за работу меньше, чем положено по ведомости, а также чиновникам, которые утверждают миграционные квоты, - сетует Наталья Зубаревич.
А лидер Конгресса русских общин (КРО) Алексей Журавлев обращает внимание и на то, что в результате нелегальной миграции страдает и бюджет. К примеру, в 2010 году (по 2011-му нет еще данных за четвертый квартал) в страны СНГ только по официальным каналам было переведено около $10 млрд. При этом большая часть этих денег - нелегальные доходы, с которых не уплачивались налоги, и в результате российская казна недополучила минимум $4 млрд.
- Но в этом нельзя обвинять гастарбайтеров, - говорит Журавлев, - а только чиновников, которые допускают нелегальную миграцию и зарплаты "в конвертах".
По мнению представителя КРО, иностранные рабочие России нужны, но только высокопрофессиональные, знающие русский язык и согласные принять местные обычаи.
- Интересно также было понять, кто эти люди, которые требуют ужесточить миграционную политику, - замечает заместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. - Проводя исследование, мы столкнулись с интересным феноменом: значительная часть тех, кто выступает против мигрантов, сами являются приезжими.
Причем такая позиция распространена не только в России, но и за рубежом. Так, в Британии за ограничение миграции выступают 49% рожденных за границей.
В рамках Стратегии-2020 предлагается расширить возможности для переселения в Россию иностранцев, рассматривая в качестве основы долгосрочную и постоянную миграцию.
Правда, во ВШЭ признают, что пока нет четкого плана, как сделать поток мигрантов полностью легальным. А также учитывающим интересы как гастарбайтеров, так и местного населения.
Разработчики поясняют это тем, что нынешней текст Концепции-2020 сейчас является предварительным и предлагает только общие ориентиры будущей реформы.
Александра БАЯЗИТОВА. «Известия», 16 февраля 2012 года
Каждая вторая семья среднего класса использует труд мигрантов
Какую стратегию должно выбрать государство в отношении к мигрантам? Приветствовать короткую трудовую миграцию или переезд мигрантов с семьями? Для ответа на эти вопросы «Высшая школа экономики» провела исследование общественного мнения о мигрантах в рамках корректировки «Стратегии-2020», опросив 24 500 человек. «Демографическая ситуация оставляет желать лучшего, население может сократиться до 100 млн человек, – говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, презентовавший результаты исследования. – Чтобы этого не произошло, государство должно принимать меры. Одна из них – программа помощи молодым семьям. Вторая – работа с миграцией». Slon сделал выжимку самого интересного:
Федеральная миграционная служба (ФМС) и ВШЭ выделяют четыре категории мигрантов: граждане, считающие себя русскими, которым необходимо помочь вернуться на родину, беженцы, высоко- и среднеквалифицированные мигранты, которые заполняют рабочие места, незаполненные гражданами страны.
Для последней категории предлагается ввести минимальные условия миграции, которые при этом помогут им адаптироваться в обществе. Первое – экзамены по русскому языку, праву и культуре, второе условие – квалификация. Для этого в странах, откуда приезжают мигранты, создаются среднеспециальные училища, которые готовят для работы в России. «Нерешенным вопросом оставалось отношение населения к приезжим», – отмечает Константин Ромодановский, директор ФМС.
Население России плохо представляет, кто такие мигранты и откуда они берутся. Исследование показало, что россияне не различает мигрантов – граждан других государств и мигрантов из регионов страны. Такой вывод эксперты сделали, основываясь на ответах на два вопроса. Первый – много ли в вашем городе мигрантов из других стран? Второй – много ли в вашем городе мигрантов из других регионов России. Результаты почти полностью совпали (по 21% считают, что очень много, 38% и 41% соответственно – просто много).
Отношение к иностранным мигрантам зависит от страны происхождения.
Как бы вы отнеслись к тому, чтобы рядом с вами поселилась семья мигрантов из...
Среди причин использования труда мигрантов опрошенные отмечают дешевизну (66%) и то, что местное население на такие работы не идет (23%).
По каким причинам в вашем городе (поселке, селе) используется труд мигрантов (% от опрошенных)?
Москва
Россия
Нанять мигрантов дешевле, чем местных
84
66
Они не могут защищать свои права
41
24
Условия труда, на которые соглашаются мигранты,
не подходят для местных жителей
37
23
Больше никто не соглашается на такую работу
32
22
С ними удобно работать «своим», то есть
предпринимателям-мигрантам
16
13
Мигранты лучше выполняют работу
12
14
Затрудняюсь ответить
2
7
У нас нет мигрантов
0
4
За последние 10 лет 10% семей в городах России нанимали мигрантов для выполнения работ. Самые высокие показатели в Санкт-Петербурге – 16% и в Москве – 37%. «То есть каждая вторая семья среднего класса использовала труд мигрантов», – говорит директор ФМС Константин Ромодановский.
Предложение по обязательному обучению русскому языку мигрантов из других стран поддерживает 50% населения. Но почти никто не считает, что эта программа должна финансироваться из средств налогоплательщиков. Большинство поддерживающих идею обучения (43%) уверены: обучение мигрантов русскому – в интересах бизнеса, который и должен платить. 42% считают, что мигранты должны сами учиться.
Около половины опрошенных согласны, что нужно запретить принимать мигрантов из других стран и регионов на постоянное проживание. Чуть меньше (45% и 38%) против временных приезжих из стран и регионов, соответственно, но в целом мнение о мигрантах негативное.
39% населения считает, что стране не нужны мигранты. Остальные готовы принять «тех, кто не собираются жить постоянно» (26%) и только каждый десятый готов привечать «любых» (11%). При этом 42% поддерживающих миграцию согласны принимать всех, вне зависимости от квалификации, если в их труде есть потребность.
«Мы не задавали отдельный вопрос по оценке действий государства в миграционной политике. Однако проведенное исследование позволяет заключить, что оценка критическая. Впрочем, как и во многих странах, что подтверждает необходимость реформы в этой сфере», – резюмирует Михаил Денисенко, заместитель директора Института демографии ВШЭ
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)