… о перспективах введения в России визового обмена со странами СНГ
Актуально: предвыборный гон
На днях кандидат в президенты России Михаил Прохоров предложил закрыть границу со странами Средней Азии и ввести визовый режим, чтобы остановить поставки наркотиков.
Громкое заявление Прохорова было направлено на внутреннего потребителя, потенциальных избирателей, которые могут за него проголосовать. Это заявление носит откровенно популистский характер и предлагает очень простое решение взять и закрыть границу, а за этим, в случае если вдруг когда-то это осуществится, в чем я сильно сомневаюсь, следует достаточно большое количество проблем.
Заявление вызвало более острую реакцию прежде всего в странах Центральной Азии, а не в самой России, несмотря на то что в первую очередь направлено на российских избирателей. Безусловно, это популизм, чистой воды пиар.
Может быть, действительно проблема нелегальной миграции есть, она достаточно болезненна для России и о ней говорит не только Прохоров. Если мы проанализируем заявления других кандидатов, то убедимся в этом.
Тот же Путин говорил о необходимости ужесточения наказания за нелегальную миграцию. Когда на территории страны находится несколько миллионов человек, которые живут и работают в достаточно стесненных условиях, поскольку не всегда имеют документы на легальное существование, то, естественно, отсюда и криминал происходит, и прочие неприятные для государства вещи. Но борьба такими методами, какие предлагает Прохоров, просто противоречит тому внешнему политическому курсу России, который проводился последние 10–20 лет.
То есть введение визового режима фактически ставит под угрозу существование ЕЭП, ТС и других объединений, таких, например, как ОДКБ, ЕврАзЭС и так далее. Следовательно, интеграционные процессы могут сойти на нет, если такое заявление будет осуществлено.
Поэтому здесь за громкими словами я не вижу реальной подоплеки, в конце концов российско-казахстанская граница – самая крупная непрерывная сухопутная граница в мире. Считается, что обустроить ее достаточно проблематично, хоть и говорится, что Россия встала с колен и имеет нефтедоллары, – это миллиардные вложения. Не для того выстраиваются союзнические отношения с Казахстаном, чтобы ограждаться.
А также непонятно, имел ли в виду Прохоров нашу страну. Он говорил о странах Средней Азии. В этот регион Казахстан попадает географически, но поскольку в России из Казахстана трудовых мигрантов крайне незначительное количество, то здесь, наверное, имеется в виду Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Тогда если Казахстан не имеется в виду, как он предполагает закрыть границу, по южным границам Казахстана, что ли? Нет реальных механизмов работы, да и самый простой путь борьбы с нелегальными мигрантами – это сделать доступной легальную миграцию.
Почему столько людей находится на нелегальном положении? Потому что очень тяжело зарегистрироваться – везде очереди огромные, сама система очень бюрократична, поэтому нелегалам проще находиться в таком статусе.
Я не думаю, что громкие слова сильно поменяют тем или иным образом ту или иную линию, которую Россия проводит по сохранению дружеских интеграционных отношений со странами бывшего Советского Союза.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог. «Liter.kz», 21 февраля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)