Европа привязывает пенсионный возраст к продолжительности жизни
Пенсионный ценз в Азербайджане должен составлять не более 61 года. Так, по данным Государственного комитета по статистике (ГКС), в 2010 году средняя продолжительность жизни в стране составила 73,6 года, в то время как в 2000 году показатель составлял 71,8 года. Между тем по общепринятой практике после выхода на пенсию пенсионер должен жить еще как минимум 12 лет. Поэтому, если верить данным ГКС, пенсионный ценз в стране должен составлять 61 год.
Тем временем в Европе пенсионный возраст привязывают к продолжительности жизни. Расходы европейских государств на пенсионное обеспечение растут в весьма внушительных масштабах, и для проблемных стран они становятся неподъемными. В связи с этим Еврокомиссия на этой неделе намерена обнародовать рекомендации по автоматическому повышению пенсионного возраста в зависимости от увеличения продолжительности жизни. Это плохая новость для европейцев, но аналитики уверяют, что подобные жесткие меры назрели давно. На днях, как ожидается, Еврокомиссия опубликует так называемую "белую книгу" - документ с официальными предложениями по реформированию пенсионной системы в странах ЕС передает rbcdaily.
Эксперты считают, что необходимость подготовки подобных рекомендаций со стороны Европейской комиссии назрела давно.
Как считает зампред общественного объединения "Содействия экономическим инициативам" (СЭИ) Ровшан Агаев, в странах Европы порядка 70% населения умирает после достижения 70 лет. В то время как минимум 50% населения - после достижения 75 лет, об этом говорят данные Евростата. Причем примерно 35% населения умирает по достижении 80-85 лет. При этом, по официальным данным, на 2010 год порядка 50% населения в Азербайджане умирает, не достигнув 70 лет. Параллельно, согласно общепринятым мировым стандартам, продолжительность жизни после выхода на пенсию должна составлять хотя бы 12 лет. Таким образом, есть опасность, что половина мужского населения страны сможет получать пенсию только 7 лет.
Так, по данным Лиги защиты трудовых прав граждан, с момента обретения независимости в Азербайджане пенсионный ценз для мужчин увеличился на 6 лет, с 57 лет до 63 лет. Частные исследователи утверждают, что, несмотря на рост пенсионного ценза, средняя продолжительность жизни сократилась по сравнению с советским периодом. Однако, как считает независимый эксперт Октай Ахвердиев, в ближайшее время пенсионный ценз в стране вряд ли будет пересмотрен. "О повышении ценза речь может идти только после 2013 года".
Тем не менее в ряде стран Запада пенсионный ценз более высокий, чем в Азербайджане. Именно на это и ссылались официальные структуры, говоря о необходимости повышения пенсионного ценза в стране. Однако, им важно учесть, что средняя продолжительность жизни в этих странах также более длительная, чем в Азербайджане, отмечают в Лиге. Как уже отмечалось выше, у нас после выхода на пенсию пенсионеры проживают не более 7 лет. Однако, по общепринятой методологии после выхода на пенсию гражданин должен проживать примерно 144 месяца, то есть 12 лет.
Тем временем основные изменения в пенсионно-страховой системе Азербайджана на этот год предусматривают определение с 1 января 2012 года пенсионного возраста для женщин на уровне 58,5 года, для мужчин - 63 лет. Об этом говорится в интервью председателя Госфонда социальной защиты Салима Муслимова, размещенном в прошлом году на сайте партии "Ени Азербайджан" (www.yap.org.az). "В течение года в систему по возрасту будут включены 23,3 тыс. человек, по инвалидности - 13,6 тыс. человек, за потерю главы семьи - 6,2 тыс. человек, в общей сложности - 43,1 тыс. человек, исключены по разным причинам - 45,1 тыс. человек". С учетом всего этого пенсионные расходы фонда в 2012 году составят 2322,5 млн. манатов, что на 13,4%, или 275,1 млн. манатов, больше 2011 года (АПА).
В целом, как считают эксперты, Азербайджану не стоило торопиться с повышением пенсионного ценза. Как считают в общественном объединении "Содействия экономическим инициативам", вопрос с пенсионным возрастом тесно связан с демографической ситуацией в стране. Каждое решение в этой сфере необходимо принимать с учетом реалий. Как известно, Европейская комиссия ранее подготовила новую рекомендацию странам-членам по пенсионному обеспечению. Комиссия предлагает повысить минимальный возраст выхода на пенсию до 70 лет. В противном случае пенсионные системы стран Европейского союза ждет коллапс: на одного работника в ЕС уже приходится 4 пенсионера. В то же время пока ни одно из государств ЕС не установило пенсионного возраста выше 68 лет. При этом средняя продолжительность жизни в Азербайджане вряд ли доходит до европейского уровня, поэтому если гражданин умирает при достижении пенсионного возраста, пенсионные взносы становятся бессмысленными: ряд граждан попросту не доживет до выхода на заслуженный "отдых". Сейчас, по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), верхняя граница молодого возраста - 45 лет, средний возраст - до 60 лет, пожилой - до 75 лет, старческий - 75-90 лет, и долгожители - более 90 лет.
Нелишне отметить, что в связи с Всемирным днем пожилых людей Госфонд соцзащиты недавно выступил со специальным сообщением. По сообщению, к 1 октября в стране насчитывалось 389954 пожилых (старше 70 лет) пенсионера - 156684 мужчин и 233270 женщин. Из них 294778 пенсионеров находились в возрасте 70-80 лет, 85237 - 80-90 лет, а 9939 пенсионеров были старше 90 лет. Всего в стране порядка 1,3 млн. пенсионеров.
В целом, одна из ключевых рекомендаций Европейской комиссии - автоматическое повышение пенсионного возраста в зависимости от продолжительности жизни в той или иной стране. Кроме того, авторы документа рекомендуют жестко ограничить возможности досрочного выхода на пенсию. Почти во всех странах ЕС постепенное повышение пенсионного возраста уже предусмотрено законодательством. В большинстве государств в 2020 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины - в 63-65. В некоторых странах планируется и дальнейшее повышение возраста для получения государственных выплат: в Германии - до 67 лет, в Великобритании - даже до 68. Предложение Еврокомиссии означает, что последует новая волна повышений, а гражданам придется трудиться все дольше и дольше. Зато выгода государства неоспорима: привязка к продолжительности жизни позволит вдвое уменьшить расходы на пенсионное обеспечение, связанное со старением населения. Предложения Еврокомиссии, однако, носят рекомендательный, а не обязательный характер. Окончательное решение принимают законодательные органы той или иной страны. Если рекомендации еврочиновников будут одобрены во всех странах, то определение пенсионного возраста будет более справедливым, чем в настоящий момент. Так, Германия уже не первый год возмущена тем, что, несмотря на достаточно сбалансированный бюджет, она установила в перспективе один из самых высоких уровней пенсионного возраста, тогда как в проблемных странах с дырой в казне граждане будут работать не так долго. Немецкие политики неоднократно призывали Грецию и другие проблемные страны повысить пенсионный возраст, чтобы сократить бюджетные расходы. Афины в 2010 году утвердили повышение на два года, до 63 лет, и заморозили размеры выплат, но, к неудовольствию немцев, в будущем пенсионный возраст в Греции вырастет лишь до 65 лет. Предложения по пенсионной реформе Еврокомиссия готовила уже давно. В июле 2010 года она выпустила так называемую "зеленую книгу" - список наиболее важных проблем пенсионного обеспечения. Авторы документа подчеркнули тогда, что если в 2010 году на каждого жителя ЕС старше 65 года приходилось четверо работающих, то к 2060 году количество трудоспособных на одного пенсионера сократится до двух человек. В течение трех месяцев все желающие (эксперты, общественные и научные организации, обычные граждане) могли оставить свои предложения и замечания по пенсионному реформированию на специальном сайте. Затем полученные сообщения были изучены, и еврокомиссары занялись разработкой уже официальных рекомендаций ("белой книги"). Аналитики, в целом, положительно оценивают инициативу еврочиновников. "Предложение по привязке пенсионного возраста к продолжительности жизни, в целом, вполне разумно, поскольку оно учитывает реалии. Население не только живет дольше, пожилые люди остаются более здоровыми, чем раньше, и вполне способны работать. При этом, однако, важно, чтобы законодатели учли возможности трудиться дольше или меньше для тех или иных профессиональных групп", - сказал РБК daily научный референт Центра европейской политики Клаус-Дитер Зон (rbcdaily.ru).
Дж. ХАЛИЛОВ, Н. АЛИЕВ. «Эхо», 15 февраля 2012 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)