Первому российскому ребенку, родившемуся с помощью ЭКО, - Елене Донцовой - в этом году исполнится 25 лет. Она приехала на открывшуюся 7 августа в Петербурге ХХI международную конференцию Российской ассоциации репродукции человека «Репродуктивные технологии сегодня и завтра». А накануне под эгидой РАРЧ и при поддержке компании MSD в Мариинской больнице состоялся "круглый стол" для журналистов по проблемам бесплодия в России.
Со времени первого удачного ЭКО – рождения Луизы Браун – в мире родились 4,5 млн детей «из пробирки». Несмотря на то, что они составляют всего 4 процента детского населения, уже общепризнано, что эта вспомогательная репродуктивная технология (ВРТ) – один из способов решения демографической проблемы. Поэтому в развитых странах она стала основным методом борьбы с бесплодием. В России за 25 лет с помощью ЭКО родились более 11 тысяч детей.
Риск бесплодия? Подумаю об этом завтра
Каждая седьмая супружеская пара (17% населения репродуктивного возраста) в нашей стране не может иметь детей и пытается лечиться. В среднем они посвящают этому занятию 9 лет. Хотя, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, если лечение в течение года безрезультатно, надо прибегнуть к ЭКО. Это экономия сил, денег и главное – времени. Чем дольше пара лечится, тем в более старшем возрасте она обращается к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ). Но, как известно, средний возраст женщин, решающихся на ЭКО, у нас, как, впрочем, и во всем мире, - 34 - 35 лет. Одни откладывают рождение ребенка, потому что не обеспечены материально, другие делают карьеру, а тем временем репродуктивные функции ослабевают или вовсе утрачиваются. Другое дело – врожденный или приобретенный диагноз «бесплодие». Но к счастью, благодаря ЭКО и он теперь не звучит как приговор.
Что такое оплодотворение «в пробирке»?
Как отметил заведующий отделением ВРТ Мариинской больницы Андрей Валентинович Иванов в ходе экскурсии по отделению, специально организованной для журналистов в рамках круглого стола, метод ЭКО стал уже самой простой вспомогательной репродуктивной технологией. Изначально он создавался для женщин, у которых были серьезные проблемы с маточными трубами или они были удалены, а сейчас это самый эффективный способ преодоления бесплодия при разных патологиях. К процедуре ЭКО женщину готовят: она принимает препараты для гиперстимуляции яичников, после этого под общим наркозом делается пункция – забираются созревшие яйцеклетки и эмбриолог оплодотворяет их сперматозоидами. В течение 3 – 5 суток развиваются эмбрионы, два из которых затем переносятся в полость матки матери, а оставшиеся замораживаются и хранятся в криобанке на случай, если первая попытка была неудачной. Через 2-3 месяца, если беременность не наступила, цикл ЭКО повторяется. Сколько таких попыток может понадобиться, неизвестно. Кому-то хватает одной-двух, кто-то беременеет на 10-м цикле.
Государство готово платить за беременность
В большинстве стран мира ЭКО признали самым эффективным способом борьбы с бесплодием, и оно оплачивается государством. В Израиле государство предоставляет возможность сделать за его счет 6 попыток, в скандинавских странах – 3-4 попытки, в Словении – четыре. При этом в европейских странах государство оплачивает преодоление бесплодия по потребности - в Дании на 1 млн населения проводится 2,5 тысячи циклов ЭКО, в Финляндии – 1600, это среднеевропейский показатель. У нас ЭКО оплачивается по возможности: в России – 241 цикл на миллион населения репродуктивного возраста. Причем, по мнению специалистов, даже эти, невеликие возможности, используются нерационально.
Отдайте деньги пациентам
Впервые в истории России государство начало финансировать ЭКО в 2007 году, тогда это было всего тысяча циклов на страну. В этом году по программе ВМП деньги выделены на 10 тыс. циклов. Но по закону о бюджетном финансировании деньги на лечение может получать только государственное медицинское учреждение. А ЭКО в нашей стране начиналось с негосударственных центров. Они обучали за рубежом специалистов, создавали новую профессию – эмбриолог, этой специализации до сих пор нет ни в одном вузе. И опыт, и первые достижения в освоении новых репродуктивных программ – только у негосударственных клиник. Тем не менее, в стране лихорадочно насоздавали центров ЭКО, оснастили очень дорогим оборудованием, и этот процесс продолжается.
- Государственные центры пока не готовы к этой работе – даже если есть необходимое оборудование и стены, у них нет главного – специалистов, от которых в первую очередь зависит успех, – уверена Маргарита Аншина, вице-президент РАРЧ, лауреат премии правительства России. - В результате эффективность ЭКО в таких центрах очень низкая. Надо обучать сертифицированных эмбриологов, а не допускать к этой фактически ювелирной работе биофизиков, биохимиков, биологов, как это рекомендует сейчас Минздавсоцразвития.
Президент Российской ассоциации репродукции человека Владислав Корсак говорит о необходимости изменения схемы оказания помощи бездетным парам:
- Создали уже 14 государственных центров ВРТ, 9 из них находятся в Москве и Петербурге, дальше Екатеринбурга ни одного государственного центра нет, несмотря на то, что россияне живут и за Уралом. Одна супружеская пара из Благовещенска посчитала: чтобы сделать ЭКО по квоте в Москве, ей нужно 320 тыс рублей (дорога, проживание, потерянный заработок, поскольку мужу больничный не оплачивается). А в центре репродукции Благовещенска один цикл стоит 80 тыс рублей. Зачем гонять людей из Владивостока (Якутии, Новокузнецка, Хабаровска, Красноярска), в которых есть центры ВРТ, в Москву или Петербург? Зачем из Казани, в которой два центра, ехать в Москву? Бесплатная квота превращается в дискриминацию населения страны по территориальному признаку.
При этом количество квот для пациентов ограничено. А в федеральных центрах к концу года они, как предполагает завотделением ВРТ Мариинской больницы Андрей Иванов, не будут востребованы.
Репродуктологи предлагают изменить систему оказания помощи по преодолению бесплодия и построить ее по тому же принципу, по которому вполне успешно уже не первый год работают родовые сертификаты. То есть пациенты по медицинским показаниям получают направление и сами выбирают город, медицинский центр и врача, а деньги, которые государство расходует на их лечение, следуют за пациентами.
Чтобы ЭКО действительно оказало влияние на демографическую ситуацию в стране, а именно с этой целью оно и финансируется, специалисты предлагают в качестве критерия эффективности использования бюджетных средств выбрать именно рождаемость. Тогда окажется, что деньги на создание дорогих и малоэффективных центров потрачены зря.
Бесплодие всегда было и останется большой бедой для человека. Поэтому продолжаются поиски совершенствования ЭКО – создаются новые приборы и оборудование, новые лекарственные препараты, новые схемы лечения, позволяющие снизить риски осложнения в результате гиперстимуляции яичников. Главное, грамотно воспользоваться научными и практическими достижениями и помнить, что результат лечения с помощью ЭКО заключается не в освоении бюджетных денег, а в рождении здорового ребенка. - Об этом который раз напоминает Елена Калинина, д.м.н., лауреат Премии правительства РФ, тот самый репродуктолог, с помощью которого в стране в результате ЭКО родился первый ребенок.
Очередь движется и не движется
Правительство Петербурга в этом году выделило 100 млн рублей из городского бюджета на проведение ЭКО. Фармацевтическая компания MSD безвозмездно передала городу препараты на 400 циклов. В общей сумме на эти деньги петербургские пары могут сделать тысячу циклов ЭКО. Еще 665 квот досталось петербуржцам по федеральной программе ВМП.
- Чтобы обеспечить эффективность процедуры ЭКО и ИКСИ, которые выполняются по городским квотам, у нас установлено возрастное ограничение до 38 лет включительно, - говорит начальник отдела по организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Анатолий Симаходский. – В федеральных нормативных документах ничего подобного не прописано. Вообще, федеральной нормативной базы фактически нет. Как регулировать обеспечение пациентов ЭКО? Сколько полагается попыток ЭКО на одного пациента? Как их проводить: по желанию или по рекомендации врача? Кто должен отбирать пациентов?
Отсутствие единой базы данных для федеральных и городских центров ЭКО приводит к тому, что женщина может сделать две полагающиеся ей попытки в городском центре, потом отправиться в федеральный, в котором число попыток не ограничено. И делать это до бесконечности, независимо от того, есть ли у нее шанс на успех или ей требуются другие программы ВРТ. В это время у других пациентов, ожидающих очереди на ЭКО, время уходит.
В двух городских центрах квоты уже почти использованы: в Центре репродукции Мариинской больницы их было 600, в Центре планирования семьи – 400. В Федеральном центре им. Алмазова и в Клинической больнице № 122 квоты еще есть. На следующий год в городском бюджете на ЭКО запланирована та же сумма – 100 млн рублей.
Ирина БАГЛИКОВА. «Фонтанка.ру», 8 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)