… об отмене квотирования и введении балльной системы для постоянных мигрантов в Россию
Таджики и узбеки встанут в очередь за ЕГЭ
Миграционная служба готовит отмену квот на привлечение рабочей силы
Проблема наличия трудовых ресурсов в России обостряется с каждым годом, и решения она пока не находит. Так, вчера столичные власти заявили, что численность трудоспособного населения Москвы в ближайшие пять лет будет ежегодно сокращаться на 50–80 тыс. человек. Действующая сегодня система квотирования мигрантов признана неэффективной не только экспертами, но и официальными органами – Федеральной миграционной службой (ФМС). Руководство ФМС предлагает перейти на балльную систему оценки мигрантов и предоставлять вид на жительство только тем, кто набрал проходной балл. По мнению экспертов, балльная система станет более прозрачной, чем квотная, однако она все еще далека от идеала и требует множества корректировок.
России нужны трудовые мигранты, но далеко не все. Новую систему отбора необходимой рабочей силы предложила ФМС, выдвинув идею балльной системы отбора в рамках обсуждения «Стратегии-2020» 8 сентября.
Сегодня, по данным пограничников, границу страны пересекают ежегодно 12–13 млн. человек, из них около 180–240 тыс. оформляют разрешение на временное проживание. По действующему законодательству иностранный гражданин, желающий приехать в Россию и сменить гражданство, должен сначала получить разрешение на временное проживание, прожить по нему в РФ от года до трех лет, а только после этого получает право обратиться за видом на жительство. Только через пять лет после получения вида на жительство иностранный гражданин вправе претендовать на российский паспорт. Так что его интеграция в российское общество может продолжаться до восьми лет.
По схеме, предложенной ФМС, временно прибывающий в Россию иностранный гражданин вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в территориальный орган миграционной службы. Если мигрант проходит балльную систему отбора, то может сразу получить вид на жительство. Чтобы оценить свои возможности, иностранец может ознакомиться с перечнем критериев начисления баллов, который будет размещен в Интернете.
Баллы будут начисляться по девяти категориям: возраст, образование, уровень владения русским языком, стаж работы по специальности, профессиональный опыт, предложение и прежняя работа в РФ, наличие родственников и жилья в стране. Как считает руководство ФМС, балльная система позволит гибко регулировать миграцию – поднимая или опуская проходной балл можно оперативнее реагировать на вызовы экономики.
«Универсальной системы отбора мигрантов нет», – подытожил результаты дискуссии замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Михаил Денисенко. Впервые балльную систему применила Канада в 1967 году. В 1979-м ее примеру последовала Австралия, в 1991-м – Новая Зеландия, в 2000-е эту систему отбора для экономических мигрантов ввели Великобритания, Чехия, Сингапур, Гонконг, Дания. Каждая из этих стран имеет свою специфику баллов и делает упор на различные аспекты. Так, в Канаде ценятся профессиональный опыт и экономически активный возраст, в Дании все перевешивает хорошее образование. К преимуществам балльной системы относятся прозрачность, гибкость, ясность целей и т.д.
Вид на жительство предлагается давать претендентам, получившим не менее 75 баллов из 100 возможных. Девять позиций дают различный вклад в оценку его полезности. Трудоспособный возраст: от 21 до 45 лет – высшая оценка – 20 баллов, пожилым (от 60 лет) – минимальная – 8. Образование ценится от 18 (наличие ученой степени) до 0 (при начальной школе). Знание русского языка оценивается по пяти уровням (от 10 до 1 балла). Важно наличие предложений работать в РФ (да – 10 баллов, нет – 0) и предыдущая работа в России (0 баллов, если не работал, 7 – работал более 5 лет). Учитывается наличие родственников в РФ (5 баллов, если есть, 0 – если нет) и собственного жилья в России (есть – 10 баллов, нет – 0). Стаж работы по специальности получает от 0 (при отсутствии) до 10 (если свыше 5 лет). Профессиональный опыт имеет оценку от 5 (меньше 3 лет) до 10 (свыше 5 лет).
Комментируя планируемые нововведения, опрошенные «НГ» эксперты отметили, что изменение миграционной системы назрело, но пока новые предложения выглядят противоречиво.
Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева считает, что существующая система квотирования требует срочной замены. «Это очень коррупционная статья, где непонятно все: как эта квота выдается, кто контролирует ее размер и т.д., – поясняет она. – Тогда как балльная система вполне прозрачна. Другое дело, что ее необходимо основательно проработать. И копировать Канаду в этом вопросе вряд ли стоит. За образец взят пример стран, которые в пределах жизни одного поколения не оставили за своими границами миллионы соотечественников или близких по культуре людей. Эти страны нуждаются только в высококвалифицированных специалистах, в отличие от нашего отечества, которому требуются в первую очередь люди рабочих профессий и вообще пополнение населения». В России вряд ли нужен высокий проходной балл, считает Докучаева. «Тем, кто родился на территории России, необходимо давать гражданство почти автоматически», – уверена она.
В свою очередь, директор филиала компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» в Санкт-Петербурге Олег Семенов считает, что предложенная концепция, может, и неплоха в теории, но мало соотносится с российскими реалиями. «В Россию едет в основном низкоквалифицированная рабочая сила, – отмечает он. – Прибывающие в страну мигранты в большинстве своем выполняют ту работу, на которую не идут местные жители. Балльная система (по типу канадской или австралийской) – это новый прогрессивный путь привлечения мигрантов. Правда, в Канаду выстраиваются очереди из образованных и квалифицированных мигрантов, и стране есть из кого выбирать. А очереди из высокообразованных и высококвалифицированных мигрантов в Россию пока не наблюдается».
Такой критерий, как наличие жилья в России, по его мнению, выглядит странным. «Во-первых, как приезжающие в Россию мигранты смогут купить жилье, если они занимают в основном низкооплачиваемые рабочие места? – недоумевает Семенов. – Даже прибывающие из далеко не бедных республик бывшего СССР мигранты (к примеру, из Казахстана) не могут купить себе в России жилье. И самое главное условие, с которого нужно начинать разговор о переходе на другие критерии отбора мигрантов, – это борьба с коррупцией в этой сфере. Если для борьбы с этим явлением ничего не будет сделано, то смысла в балльной системе просто нет».
Сергей КУЛИКОВ. «Независимая газета», 13 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)