Массовое побоище на острове Утойя рикошетом ударило по крайне правым силам во всей Европе, особенно в соседней Дании. Страна известна своей ксенофобией, она обзавелась самыми жёсткими в Европе законами против иммигрантов. Те, в свою очередь, терпеть не намерены.
Почему именно в Дании эхо норвежского массового убийства правым экстремистом отозвалось так сильно? Потому что в своём интернет-манифесте "Декларация независимости Европы 2083 года" норвежский террорист Андерс Брейвик превозносит Данию за жёсткий подход к иммигрантам-мусульманам, называя её "единственной скандинавской страной, у которой есть хребет".
Напомним, что в этом 1500-страничном документе Брейвик утверждает, что Норвегия и весь западный мир находятся в процессе колонизации мусульманами. Он пишет об "исламской демографической войне", в ходе которой мусульмане, используя в качестве оружия высокую рождаемость, постепенно начинают преобладать в западном мире и менять его природу. Главный же вывод Брейвика, послуживший основной предпосылкой к теракту, - Норвегия оккупирована неприятелем, а правительство состоит из предателей национальных интересов.
При всей параноидальности эта концепция проросла из зёрен реальной жизни. Массовая иммиграция бедноты всего мира, в том числе исламского, в богатые страны с щедрой социальной помощью, как и растущее нежелание жителей этих стран делиться своим достатком с пришельцами - объективный факт. Нежелание части иммигрантов интегрироваться в чужое общество, считаться с его традициями и порядками и просто-напросто работать - другой факт. И наконец, недавнее признание руководителями ведущих европейских стран - Дэвидом Кэмероном, Николя Саркози, Ангелой Меркель - провала политики так называемого мультикультурализма, то есть равноправия многих этнических групп и их культур в отдельных странах, - третий факт.
О взрывоопасных конфликтах, которыми чревато пренебрежительное отношение к проблеме иммиграции, на протяжении долгих лет говорили многие западные политики и эксперты. Они, однако, не были услышаны, и теперь нарыв начинает прорываться.
По следам норвежской трагедии в Европе, в том числе и в Дании, разгорелась полемика о манере ведения дискуссии об иммиграции и иммигрантах. Многие считают, что тон этой дискуссии - недопустимо грубый, воинственный и в конечном счёте провокационный. Так, ветеран датской политики, бывший глава МИДа Уффе Эллеманн-Йенсен сказал, что взгляды, аналогичные воззрениям Брейвика, могут быть обнаружены повсюду в Европе, и в Дании в том числе. "В ходе дебатов об иммиграции сегодня произносятся вещи, о которых нельзя было и помыслить 10-20 лет назад, - сказал он. - Нет никаких сомнений, что это способствует таким трагедиям, как в Норвегии".
Оппоненты справа, однако, не намерены сдавать позиций. "Необходимо чётко понимать, что за эту ужасную бойню несёт ответственность один-единственный человек", - заявила лидер крайне правой Датской народной партии (ДНП) Пиа Кьерсгор, добавив, что норвежские политики, которые настаивают на смягчении тона дискуссии об иммиграции, пытаются "ограничить свободу слова". "Ни при каких обстоятельствах я как политик не буду бояться того, что я говорю. У меня есть чувства, у меня есть взгляды, и я выражаю их. А последнее слово - за электоратом", - отрезала она.
Другой представитель этой партии Сёрен Эсперсен считает, что политические противники просто-напросто пользуются близостью определённых позиций ДНП с взглядами Брейвика, чтобы заставить партию замолчать. "Как и он, мы хотим остановить массовую иммиграцию, однако между политической дискуссией и насилием проходит Берлинская стена", - сказал он. По словам политика, если ничего не будет сделано, то к 2050 году мусульмане станут в Дании большинством. Эсперсен отверг обвинения в экстремизме, вернув упрёк оппонентам: "Напротив, мы полагаем, что экстремистские идеи распространяют социал-либералы, которые хотят растворить национальный суверенитет в Европейском союзе".
На 1 июля 2010 года, согласно Национальному институту статистики, Дания насчитывала 333977 жителей иностранного происхождения (6 процентов населения), в том числе 180706 из незападных стран.
Нежеланные гости
Иммиграция, пик которой пришёлся на 1970-1980-е годы, не стала в Дании "историей успеха". "Датское общество благосостояния обладало слабыми возможностями по интеграции иммигрантов, - признаёт автор монографии "Краткая история Дании в XX веке", ныне главный редактор газеты "Политикен" Бо Лидегор. - Существовавшие меры и механизмы не сработали, когда надо было создать среду, которая приняла бы иммигрантов и одновременно побудила бы их интегрироваться".
Иммигранты чувствовали себя нежеланными гостями, объясняет он. С другой стороны, многие датчане чувствовали себя некомфортно рядом с пришельцами, которые не разделяют и не уважают ценности традиционного датского общества. Распространилось подозрение, что многие из них приехали, не спасаясь от преследований и не в поисках настоящей работы, а чтобы воспользоваться преимуществами общества благосостояния, ничем не способствуя его сохранению.
В 1996 году была учреждена ДНП с ясной и чёткой антииммиграционной и антиевропейской программой. Её лидер Пиа Кьерсгор обвинила руководителей правящей тогда Социал-демократической партии в "предательстве народных интересов" и в "разрыве связи между благосостоянием и нацией". В результате всё больше датчан стали видеть в иммигрантах угрозу собственному благосостоянию и поддерживать ДНП, которая отстаивала их социальную защиту, противопоставляя её социальной защите иммигрантов.
После выборов 20 ноября 2001 года, когда к власти пришло либерально-консервативное правительство, ДНП превратилась в парламентскую опору нового коалиционного кабинета. Благодаря этому альянсу правительство, опирающееся на парламентское меньшинство, держится у власти уже десятилетие, а парламент "штампует" выдвигаемые либералами и консерваторами законопроекты. Бывший премьер-министр Андерс Фог Расмуссен, отвечая на упрёки в союзе с националистической, антиевропейской партией, отвечал: "Если бы не было этого союза, не было бы правительства".
Однако в обмен на поддержку правящей коалиции ДНП регулярно выдвигает различные требования. В результате после 2001 года ужесточающие поправки в законодательство об иммиграции вносились 14 раз - в среднем каждые восемь месяцев. По сути, либерально-консервативная иммиграционная политика теперь направлена на ограничение притока в страну иммигрантов и беженцев.
Минувшей осенью по инициативе ДНП была разработана система начисления пунктов для иммигрантов, намеревающихся обосноваться в Дании в рамках процедуры восстановления семей. Как подчеркнул представитель Либеральной партии Карстен Лауритцен, новая система поможет получить постоянный вид на жительство иностранцам, которые хотят интегрироваться в датское общество, и затруднит жизнь тем, кто поворачивается спиной к датскому обществу.
Граждане первого и второго сорта
Согласно этой системе пункты насчитываются за образование, опыт трудовой деятельности, владение иностранными языками, проживание вне иммигрантских "гетто", участие в деятельности международных гуманитарных организаций, способность обеспечить себе средства существования. Иностранцам старше 24 лет для воссоединения с супругом или супругой нужно набрать 60 пунктов, моложе - 120. Кроме того, заявитель должен внести банковскую гарантию в 100 тысяч крон - вдвое больше, чем прежде, не получать социальных пособий в течение трёх лет (против одного года прежде) и не иметь задолженностей перед датским государством.
Новые правила не касаются выходцев из стран Евросоюза, и поэтому система была подвергнута резкой критике европарламентариями.
"Новые датские правила для смешанных браков - наихудшие в Европе, - заявил глава группы социал-демократов в Европарламенте Мартин Шульц. - ДНП очевидно ультранационалистическая и ксенофобская партия, которая делит людей на граждан первого и второго сорта".
Недавно под давлением ДНП был восстановлен постоянный таможенный контроль на датских границах. На контрольно-пропускных пунктах размещены дополнительно 50 таможенников, так что их общее число в Дании достигло 160, а к концу года достигнет 260. Восстановление таможенного контроля в Дании будет проходить в три этапа и завершится в 2014 году.
Правительство утверждает, что эта мера необходима для эффективной борьбы с трансграничной преступностью, настаивая, что речь идёт лишь о выборочных проверках.
План введения таможенного контроля подвергся резкой критике со стороны Германии и Еврокомиссии, которые считают, что он подрывает Шенгенские соглашения о свободном перемещении лиц и товаров в пределах Евросоюза. Высказываются опасения, что демарш Дании может заложить основу тренда, против которого предостерегал заместитель главы МИДа Германии Вернер Хойер. "У националистов всех стран одни и те же мысли, - сказал он в интервью "Политикен". - И все они берут пример с Дании".
В Брюсселе недовольны
С инспекционной миссией страну посетила группа европейских экспертов. По итогам визита Еврокомиссия распространила документ, в котором мотивация этих мер датскими властями признана неудовлетворительной. Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальстрем подчеркнула, что "без колебаний применит все инструменты", находящиеся в её распоряжении, чтобы "Дания соблюдала свободу передвижения в Европе, в том числе процедуру о нарушении правил Евросоюза, что может привести к обращению к европейскому правосудию".
"Устройте нам процесс, - раздражённо ответил министр по вопросам налогообложения и таможен Петер Кристенсен. - Тогда будет нужно конкретно и точно указать, в чём именно мы нарушили правила".
Чтобы жёстко относиться к иммигрантам, не обязательно быть членом ДНП. В начале года новым министром по делам беженцев, иммиграции и интеграции был назначен Сёрен Пинд (Либеральная партия), который немедленно заявил, что интеграция иммигрантов, по его мнению, - ошибочная концепция, а процесс должен быть открыто назван ассимиляцией. В Дании, сказал Пинд, есть место только для тех иностранцев, которые принимают и уважают датские ценности, нормы и традиции. Если это не так, в стране им делать нечего. "На мой взгляд, вы выбираете Данию, потому что вы хотите стать датчанином", - сказал он в интервью "Юлландс-постен".
Институт Гэллапа провёл опрос, в ходе которого 72 процента респондентов заявили, что живущие в Дании иностранцы должны "следовать преимущественно датским обычаям", а другие 20 процентов убеждены, что иностранцы должны полностью подчиняться датским нормам жизни. "Это значит, что я думаю так же, как думают и 92 процента датчан: живущие здесь иностранцы должны жить по датским нормам и традициям", - немедленно отреагировал Пинд.
"Исторически немногочисленные датчане всегда были очень однородным народом, имели весьма романтическое представление о своей культуре и развили на этой основе очень определённое понятие о том, каким должно быть их общество", - прокомментировал эксперт в области культурологических конфликтов из Университета Южной Дании Каспер Стевринг.
Не секрет, что проблемы в отношениях с иностранцами усугубляет и традиционно необщительный, замкнутый характер датчан. Для них характерно насторожённо-подозрительное отношение к иностранцам.
Не так давно был открыт специальный веб-сайт, чтобы помочь живущим в стране иностранцам завести датских друзей и побудить их не уезжать из Дании. Четыре из десяти иностранных специалистов, которые работают в Дании, согласно опросам, удивлены тем, насколько асоциальными являются датчане, а шестеро из десяти признаются, что им трудно завести здесь друзей.
Между тем из-за неблагоприятной демографической ситуации в Дании быстрыми темпами назревает проблема нехватки трудовых ресурсов. Согласно газете "Юлландс-постен", 6 из 10 крупнейших датских компаний в ближайшие два-три года будут нуждаться в иностранной квалифицированной рабочей силе, а к 2020 году стране в целом потребуется, согласно различным источникам, не менее 100 тысяч квалифицированных работников.
В конце апреля здесь был подготовлен доклад, в котором утверждалось, что жёсткая иммиграционная политика позволила сэкономить после 2001 года 5,1 миллиарда крон в год. Экономия средств - результат того, что в Дании стали принимать меньше иммигрантов из незападных стран и больше из западных. В докладе также подсчитано, что иммигранты из незападных стран и их потомки обходятся Дании, с учётом потери налогов и социальных выплат, в 15,7 миллиарда крон ежегодно, тогда как западные иммигранты и их потомки приносят в казну 2,2 миллиарда крон ежегодно.
"Политикен" назвала попытку "сортировать" иммигрантов в зависимости от их пользы для датской экономики "сомнительной с моральной точки зрения", а "Копенгаген пост" предположила, что доклад подтолкнёт к новому закручиванию антииммиграционных гаек. "Теперь у меня не будет никаких колебаний в дальнейшем ужесточении правил для иммигрантов, которые станут бременем для Дании, - подтвердил Пинд. - С другой же стороны, я буду счастлив впустить в страну больше тех, кто может и хочет способствовать процветанию нашей экономики".
Законы против иммигрантов
Опросы общественного мнения показывают, что около половины населения считает проблему иммиграции важнейшей в стране. Эта проблема станет одной из главных тем предстоящей избирательной кампании. Так, около 64 процентов респондентов сказали, что иммиграционная политика сыграет "значительную или умеренную роль" в их выборе при голосовании на будущих парламентских выборах.
Между тем в результате антииммиграционной политики даже на Западе за Данией закрепилась репутация закрытой к внешнему миру страны, где царят национализм и меркантилизм, а также нарушаются европейские нормы, определяющие отношения между этническими группами.
"Когда-то была маленькая страна на севере Европы, которую знали и любили за её благородство и привязанность к либеральным ценностям, - писала германская "Франкфуртер рундшау". - Теперь же Дания известна своей ксенофобией, она обзавелась самыми жёсткими в Европе законами против иммигрантов - настоящее оскорбление либеральной мысли".
Газета подчёркивает, что для такой политики у Дании нет объективных причин. "Незападные иммигранты составляют в Дании ничтожное меньшинство, - пишет она. - Так называемые "гетто", в которых они живут, - это симпатичные кварталы с палисадниками. Дания не страдает ни от безработицы, ни от преступности.
Уже почти 10 лет правительство позволяет "иммиграционному вопросу" тлеть в стране, - заключает "Франкфуртер рундшау". - Новые выборы намечены в 2011 году. Казна пуста, а скандалы многочисленны, так что шансы правящей коалиции на победу весьма невелики. Вот почему она опять разыгрывает карту иммиграции, которая позволила ей уже трижды выигрывать выборы, вопреки интеграции и ценностям, которые когда-то составляли славу Дании".
Николай МОРОЗОВ. «Эхо планеты», 2 сентября 2011 года
Примечание Демоскопа. На выборах 15 сентября 2011 года в Дании победила левоцентристская коалиция, что приведет к смене правительства.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)