Rambler's Top100

№ 477 - 478
12 - 25 сентября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Труд» о российских поколениях
«Chaskor.ru» о законопроекте по абортам
«Российская газета» и «Эхо» о селективных абортах
«Фонтанка.ру» об ЭКО
«Gorod.lv» и «Час» о реальном населении и эмиграции из Латвии
«Независимая газета» о демографической ситуации в России
«Белорусские новости» о перенаселенности Минска
«Новая газета» о Московской агломерации
«Time/World Crunch» о грядущем старении в Китае
«Radiovesti.ru», «Новые известия» и «Ведомости» о трудоресурсных перспективах России и миграции
«Независимая газета» об отмене квотирования и введении балльной системы для постоянных мигрантов в Россию
«Независимая газета» о нулевых квотах на китайских работников в Красноярском крае
«Новые известия» о мигрантах российском гражданстве
«Regions.ru» о детях мигрантов
«Эхо планеты» об иммиграционных проблемах в Дании
«Le Monde» о погранконтроле внутри Шенгенской зоны
«Московские новости» об эмиграции
«Коммерсантъ» о Рогозине и национальном вопросе

«Эксперт» о нациях и национальном вопросе
«Новые известия» о новых расовых проблемах в США
«Республика KZ» о русских в Казахстане
«Centrasia» и «Молдавские ведомости» о русском языке в Казахстане и Молдавии
«Радио «Азаттык»» о миграции из Киргизии в Россию
«Slovo.kg» о трудовой миграции в Кыргызстане
«День» о трудовой миграции из Украины
«Новые известия» о миграции ученых
«REGNUM» о курдах-езидах и Южном Курдистане
«Новые известия» о межкастовых проблемах в Индии
«РосБалт» о качестве образования глазами Зурабова
«Независимая Молдова» о качестве жизни в постсоветских странах
«Белорусские новости» о самоубийствах в Белоруссии
«Московский комсомолец» о программе «Столичное здравоохранение на 2012-2016 годы»
«Медновости.Ru» о конкурсе по профилактике ВИЧ-инфекции
«Russia blog» о достоверности данных российской и американской переписей
«La Stampa» о голоде в Сомали
«Итоги» об эволюции человека
«Независимая газета» об аутизме

… о курдах-езидах и Южном Курдистане

Нодар Мосаки: Почему "курды-езиды" не думают репатриироваться в Южный Курдистан?

"Курды[-езиды"] (т.е. те езиды, которые по национальности считают себя курдами) постоветского пространства время от времени жалуются, что они (наряду с ассирийцами) являются единственными этническими группами, у которых нет государства или государственного образования, куда они могли бы уехать на постоянное место жительства. Они утверждают, что армяне могут уехать в Армению, азербайджанцы - в Азербайджан, русские - в Россию, греки - в Грецию и т.д. "Езиды по национальности", естественно, также никак не рассматривают Курдистан в качестве страны для репатриации.
Постсоветские "курды-езиды" не рассматривают возможность выезда в Иракский (Южный) Курдистан. Хотя Регион Курдистан является частью Ирака, очевидно, что он имеет очень высокий уровень самостоятельности, закреплённый конституционно. При желании руководство Южного Курдистана могло бы договориться с федеральными властями Ирака о репатриации туда постсоветстких "курдов-езидов", как "своей" диаспоры. Тем более, что руководство Курдистана регулярно заявляет о большом уважении к езидской религии, к которой до распада СССР принадлежало большинство курдов Грузии и Армении (сегодня в связи с массовым принятием езидами православия, и некоторых сект количество приверженцев езидской веры неизвестно). При этом регион, в котором езиды составляют большинство, либо входит (часть районов) в административные границы Региона Курдистана, либо этногеографически относится к Южному Курдистана (большая часть районов), но находится за пределами административных границ Курдистана. Хотя большая часть районов, населённых курдами-езидами, не входит в состав Региона Курдистана, курдистанские власти утверждают, что большинство курдов-езидов этих районов выступают в соответствии со статьей 140 конституции Ирака за присоединение к Региону и должны быть присоединены к Курдистану. Таким образом, привлечение "курдов-езидов" диаспоры, исторические территории и духовные центры которых относятся к Южному Курдистану, показало бы реальное (а не декларативное) отношение курдистанской администрации к курдам-езидам.
Однако, очевидно, что, с одной стороны, курдистанские власти не рассматривают, в частности, постсоветских "курдов-езидов" в качестве соотечественников. (Здесь мы не будем далее анализировать хорошо известный региональный эгоизм иракских курдов) [1] С другой, сами постсоветские "курды-езиды" не рассматривают Южный Курдистан в качестве исторической родины (не на словах, а на деле). Кроме того, для той части постсоветских "курдов-езидов" (это, как правило, жители Грузии и Армении), которые настроены на эмиграцию по социально-экономическим причинам, он не представляет никакого интереса по следующим причинам:
1. Они желают сбежать в Европу для реализации своих иждивенческих устремлений и получения различных социальных пособий. В Курдистане хватает своих иждивенцев, и курдистанская молодёжь также в значительной степени настроена на то, чтобы сбежать в Европу.
2. В Южном Курдистане тотально господствует диалект сорани и наблюдается попытка полной соранизации единственной курманджидиалектной провинции Южного Курдистана (Дохука). Безусловно, это не может быть привлекательным для курдов-"езидов", говорящими на классическом курманджи (хотя и значительная часть постсоветских курдов уже не владеет курдским языком). Поэтому нередко курманджидиалектные курды Ирака (и в особенности езиды) предпочитают арабский язык диалекту сорани.
3. Вряд ли права курдов-езидов в Южном Курдистане (хотя это может показаться странным), будут защищены (или сейчас защищены) лучше, чем, например, в постсоветских странах.
Так, очевидно, что в этих странах вряд ли курд может стать президентом. Но практически все другие должности и пути для лояльных граждан, хорошо интегрированных в общества этих стран, открыты. Однако "курд-езид", не может стать президентом и в Курдистане. "Курды-езиды" де-факто рассматриваются в качестве меньшинства, как и ассирийцы, туркоманы, арабы и др., т.е. не курды, которые являются титульной нацией Курдистана. Хотя руководство Курдистана и заявляет регулярно, что езиды являются "наиболее чистыми курдами" [2] и "если езиды - не курды, то курдов не существует" (Масуд Барзани), однако упоминает, как правило, езидов лишь в контексте других меньшинств (туркоман, арабов, ассирийцев и т.д.). Для меньшинств (в т.ч. езидов) выделяются квоты (в парламенте, правительстве и т.д.), которые и подтверждают отсутствие возможности для обычных путей вертикальной мобильности в курдистанском обществе для меньшинств (исключения, естественно, возможны). Более того, осмелимся утверждать, что, мусульманские меньшинства Курдистана находятся в лучшем положении, чем езиды.
Хорошо известно, что время от времени при организации малейших провокаций в Южном Курдистане наблюдаются погромы курдов-езидов. Так, например, в конце апреля 2007 г. езиды, работавшие в гостиницах и ресторанах в Дохуке, Эрбиле и Сулеймании, а также обучавшиеся в вузах в Эрбиле, были атакованы исламскими экстремистами курдского происхождения, и бежали из этих городов Курдистана. Уровень исламизации общества в Курдистане сильно вырос в последние годы и находится на высоком уровне, хотя и не самом высоком на Ближнем и Среднем Востоке. Однако и этого уровня исламизации достаточно для широко (хотя и не повсеместно) распространённых настроений против езидов. Не случайно, даже те курды-езиды, которые всю жизнь действовали в рамках курдизма, не занимаясь проблемами езидов, не могут не отметить, что курдистанское общество (курды-мусульмане) до сих пор не желает признавать реальность езидской веры, а езидов в качестве части курдского народа. Как отмечал курдский писатель, "курд-езид" (т.е. человек, которого никак нельзя подозревать в антипатии к курдам), Тос'нэ Рашид, "причиной того, что езиды не рассматривают себя курдами, являются именно курды" [3]. Он приводил также примеры, когда езиды утверждают, что курды[-мусульмане] не считают их за курдов [4].
Другой выходец из Армении курдский писатель Аскарэ Бойик также пишет, что далеко не среди всех курдов езиды и езидское рассматриваются курдами и курдским. По его мнению, у курдов[-мусульман] неверные взгляды в отношении езидов и они рассматривают езидов с позиций [мусульманского] религиоцентризма [5]. Аскарэ Бойик по этому вопросу приводит даже такой личный пример. В Армении он являлся (и считался) курдским писателем, но в Европе курдские интеллигенты стали почему-то называть его "езидским" писателем. Это, по его мнению, является свидетельством того, что даже курдские интеллигенты всё ещё не освободились от религиозного (мусульманского) влияния [6].
Итак, значительная часть курдов не считает езидизм религией, а езидов - курдами. Особенно широко распространена антипатия к езидам среди курдистанских масс.
Повышение уровня религиозности курдов-мусульман, приводящее к дискриминация езидов, усиливает процесс их обособления от остальной части курдов. Всё это, по мнению ряда авторов, приводит к безразличию езидской интеллигенции в Ираке в отношении общекурдских вопросов [7].
Тос'нэ Рашид в одном из своих откровенных интервью по проблемам езидов отмечает, что во время поездки в Сирийский Курдистан он обратил внимание, что поселений езидов в районах проживания курдов не существует. Поселения езидов имеются лишь на границе между курдами и арабами (то же самое, верно отмечает Т.Рашид, наблюдается в Северном и Южном Курдистане). В глуби Курдистана езидов почти не осталось. Уточнив у местных жителей причину этого, Т.Рашид был изумлён ответом: оказывается [курды-]езиды бежали к арабам в связи с нападениями курдов[-мусульман] [8]. Хорошо известно также, что резня [курдов-]езидов практически всегда осуществлялась курдами[-мусульманами]. А наиболее крупная резня [курдов-]езидов была осуществлена курдом, эмиром Ревандуза Мир Мухаммедом (Mire Kor) во исполнение фетвы Муллы Хати [9].
Нередко отношение к курдам-езидам как к какой-то скверне. Не случайно, на очень высоком уровне находится и трудовая дискриминация работников, когда за один и тот же труд, курды-езиды получают меньшую заработную плату, поскольку "осквернительны". Бизнес езидов тоже по этой причине практически не имеет никаких шансов на успех в курдистанском мусульманском обществе, поскольку и их компании, и продукция, производимые ими, "осквернительны" [10]. Очевидно, что подобное отношение к езидам характерно не со стороны всех курдов-мусульман, но всё же значительного числа. Между тем бизнес [курдов-] езидов ни в России, ни в Грузии, ни в Армении (ни в других немусульманских странах) не встречает никаких препятствий с религиозной точки зрения, а, например, продукция сельчан - курдов (или/и езидов) Армении пользуется даже большой популярностью в этой республике.
Поэтому нередко в частных беседах хорошо знакомые с ситуацией в Южном Курдистане интеллектуалы даже заявляют, что, если бы не семейство Барзани и лично Масуд Барзани, относящихся к езидам с большим уважением, положение езидов в Курдистане, было бы намного хуже нынешнего (тоже весьма сложного) из-за антиезидских настроений значительной части курдского (курдско-мусульманского) населения.
4. В том числе в немалой степени в связи с вышеизложенным (хотя имеются и другие факторы), курды-езиды Ирака сами пытаются всеми путями сбежать из Ирака. Так, Аскарэ Бойик считает, что [курды-]езиды бегут со своей земли "из-за гнёта своего народа" (своих соотечественников, собратьев курдов-мусульман) [11].
Большей частью миграция из Ирака затронула меньшинства - курдов-езидов и ассирийцев, пытающихся уехать из Ирака нелегальным путём в страны Европы. Почти в каждой группе нелегальных мигрантов преобладают езиды [12]. По различным оценкам, из Ирака уехало около 70 тыс. езидов или почти 15% всех езидов страны, насчитывающих около 0,5 млн человек. По некоторым данным, ежедневно из Ирака нелегально эмигрировало не менее 10 езидов [13]. Езиды, проживающие на территории Южного Курдистана, дополнительно к проблемам, испытываемым населением Курдистана, иногда становятся мишенью курдских (что не означает, что езиды не являются курдами) и исламистских экстремистов, антиезидски настроенных групп населения в Курдистане. Езиды, проживающие за пределами территории курдистанской администрации, вдобавок к этому нередко становятся объектом атак арабов. Как заявляют некоторые представители езидов, при Саддаме Хусейни они свободно отправляли свои религиозные обряды. В настоящее же время делают это с большой опаской в связи с нападениями исламистов [14].
Как и в целом из Курдистана, миграция езидов представлена в основном молодыми мужчинами, что ещё более усугубляет брачно-демографические возможности курдов-езидов, браки которых для сохранения религии возможны лишь с езидами [15].
5. Некорректно даже сравнивать уровень развития (с самых различных точек зрения) постсоветских стран и Южного Курдистана.
Хотя объём расходов бюджета Южного Курдистана более чем в 3 раза больше бюджетных расходов стран с низкими доходами - Армении и Грузии (при почти равной численности населения) (объём ВВП сравнить невозможно, в связи с тем, что ВРП Южного Курдистана не подсчитывается), эти страны, не говоря уже о России, практически по всем параметрам (от спорта до науки и культуры) далеко впереди Южного Курдистана.
Так, очевидно, что невозможно сравнивать спортивные достижения этих стран и Южного Курдистана, в силу отсутствия их у последнего.
То же самое относится к науке. Хотя уровень науки в указанных странах после распада СССР очень снизился, он всё же на несколько порядков превышает научный уровень в Южном Курдистане. Невозможно сравнивать и уровень культуры (многих видов которой в Курдистане вообще не существует), например, театрального искусства, оперы и балета и т.д.
6. Очень сильные культурные различия между курдами (езидами) постсоветстких стран и южнокурдистанским обществом. Примечательно, что даже наиболее видные курдские деятели бывших республик СССР, известные как большие патриоты Курдистана, не рассматривают даже возможность репатриации в Южный Курдистан, подчёркивая, что культурные различия являются непреодолимыми. Поэтому в качестве стран эмиграции рассматриваются "этнические чуждые" Россия, Украина или страны Западной Европы.
Таким образом, "курды-езиды" постсоветских стран даже не рассматривают вариант репатриации на свою "историческую родину". В этом смысле их позиция весьма прагматична. Постсоветских "курдов-езидов" не прельщает репатриация в отсталое (хотя и богатое) во всех отношениях государство, тем более в то, где их права вряд ли будут защищены лучше, чем в "этнически чуждых" постсоветских странах. Поэтому историческая родина существует для них лишь в воображении, и то для крайне небольшой части, преимущественно интеллигенции, впрочем, также даже не пытающейся репатриироваться в Южный Курдистан. Для большей части постсоветских "курдов-езидов" Южный Курдистан не существует даже в воображении. Некоторым выгоднее заявлять на отсутствие государства - исторической родины, чтобы рассчитывать на снисхождение властей европейских стран. Другие и вовсе даже не задумываются о "возвращении" в Курдистан. Тем более для властей Курдистана характерно безразличное отношение к диаспоре в целом.

* * *
[1] Здесь следует также отметить, что курдистанские власти и южнокурдистанское общество не считает и неюжнокурдистанских курдов-мусульман соотечественниками. Так, например, тысячи курдов Сирии на протяжении многих лет остаются на положении беженцев в Южном Курдистане.
[2] Barzani: Ezidi kurden resen in // www.aknews.com, 25.09.2010. [курд. яз.]
[3] Seyidxan Kurij. Tosine Resid: Sedema Xwe Kurd Neditina Ezdiyan Kurd in. [Саидхан Куриж. Тос'нэ Рашид: Причиной того, что езиды не рассматривают себя курдами, являются именно курды] // www.rudaw.net, 28.03.2010. (Опубликовано также в газете Rudaw, № 37, и в курманджидиалектном издании, выходящем в Кёльне, и в соранидиалектном, выходящем в Эрбиле.) Примечательно, что интервью Тос'нэ Рашида в газете Rudaw и на сайте www.rudaw.net было опубликовано в сокращённом виде, без некоторых острых утверждений интервьюируемого, касающихся враждебного отношения курдов[-мусульман] к [курдам-]езидам. Полностью интервью было опубликовано на сайте http://www.kurdistan-aktuel.org. [курд. яз.]
[4] Seyidxan Kurij, D. Ali Kucuk. Tosine Resid, divet rastiya ol u diroka kurden ezdi, diroka fermanen diji wan be nivisar u gotin. [Саидхан Куриж. Д.Али Кючюк. Тос'нэ Рашид: необходимо, чтобы правда религии и история курдов-езидов была написана и сказана.] // http://www.kurdistan-aktuel.org/roportaj/4859-tosine-reid-divet-rastiya-ol-u-diroka-kurden-ezdi-diroka-fermanen-diji-wan-be-nivisar-u-gotin.html, 01.04.2010.) [курд. яз.] Там же см. множество др. примеров в отношении курдов Ирака и Турции.
[5] Seyidxan Kurij. Li ser ola ezditiye hevpeyivin bi Eskere Boyik re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.
[6] Seyidxan Kurij. Li ser ola ezditiye hevpeyivin bi Eskere Boyik re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.
[7] firbari, dimitri. komaxia, mamuka. saqarTvelos qurTebi. [Пирбари Д., Комахия М. Курды Грузии.] / BTKK - Policy Research Group. - Tbilisi, 2008. С. 9. [на груз. яз.]
[8] Seyidxan Kurij, D. Ali Kucuk. Tosine Resid, divet rastiya ol u diroka kurden ezdi...
[9] См., например: Seyidxan Kurij. Li ser ola ezditiye hevpeyivin bi Eskere Boyik re // www.netkurd.com, 05.06.2010. Seyidxan Kurij, D. Ali Kucuk. Tosine Resid, divet rastiya ol u diroka kurden ezdi... Seyidxan Kurij: Hevpeyvin li ser Eziditiye bi sewirdare seroke Mala Ezidiyan li Oldenburge lekolinvane ola Eziditiye Sewqi Semo Issa va. // www.kurdistan-aktuel.org/roportaj/5075-ewq-emo-ssa-ezdler.html, 24.04.2010. Следует отметить также, что в настоящее время потомки Мир Мухаммеда имеют определённые позиции среди южнокурдистанской элиты, не желая и нередко препятствуя исследованиям и публикациям по этой проблеме. (Мнение одного из курдских интеллектуалов (езида), высказанное в беседе с автором.)
[10] О подобном примере в Турецком Курдистане несколько лет назад см. по: Seyidxan Kurij, D. Ali Kucuk. Tosine Resid, divet rastiya ol u diroka kurden ezdi... Об отказе мусульман, в т.ч., естественно, и первую очередь курдов, покупать продукцию фермеров езидов см. также: The situation of the Yezidi Minority. A short report. Edited by Dr. Mirza H. Dinnayi, Former Iraqi President's Advisor for Minority Affairs, Coordinator of Yezidi Community in Europa. Найдено на: http://www.kurdishinstitute.be/english/yezidikurds/1005.html. С. 12.
[11] Seyidxan Kurij. Li ser ola ezditiye hevpeyivin bi Eskere Boyik re. // www.netkurd.com, 05.06.2010.
[12] См., например: Khidhr Domle. Hopelessness and disappointment force Kurdish youth out of Kurdistan. // KG, 03.10.2006.
[13] Yazidis emigranting to Europe in large numbers. // The Kurdish Globe, 04.09.2008. No. 174. P. 3.
[14] Alissa J.Rubin. Persecuted sect in Iraq avoids its shrine. // The New York Times, 14.10.2007.
[15] Yazidis emigranting to Europe in large numbers. // The Kurdish Globe, 04.09.2008. No. 174. P. 3.

Нодар МОСАКИ - старший научный сотрудник сектора курдоведения Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук. «REGNUM», 3 сентября 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.