Для того чтобы разглядеть, как мы будем жить в ближайшем будущем, нужно прежде всего внимательно всмотреться в далекое прошлое. В мире все повторяется: что будет, то уже было. Это говорит не только Библия, но и созданная не так давно теория поколений. Пользуясь последней, мы уже сегодня можем довольно уверенно сказать, что будет волновать наших ближайших потомков.
По коленам!
Поколение, как ясно уже из самого слова, - не более чем "колено" в стройной последовательной цепочке человеческих жизней. Каждое из них отлично от предыдущего, и каждое плохо понимает предыдущее. Но понять и даже предсказать, каким получится, как будет жить и что ценить поколение следующее, вполне возможно.
Рождение открытия
В начале 1990-х годов два американских исследователя - демограф и экономист Нейл Хоув и драматург-историк Вильям Штраус, - изучая популярный социальный феномен, известный как конфликт поколений, одновременно и независимо друг от друга пришли к одинаковым выводам. Ученым показалось необычным то, что поведение людей, принадлежащих к одному поколению, в корне отлично от поведения представителей другого поколения в пору одинакового возраста. Иначе говоря, теперешние 20-летние "дети" в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте и в той же ситуации их "отцы", "деды" и "прадеды", - но почти так же, как вели себя "пра-прадеды". Объединившись, ученые написали в 1991 году книгу "Generations" ("Поколения"), в которой проследили изменения, происходившие в поведении американского общества со времен открытия Америки. В процессе углубленного исследования выяснилась замечательная особенность: между поколениями явно прослеживались четыре основных типа, четко сменявших друг друга. Хоув и Штраус назвали их "художники/приспособленцы", "пророки/идеалисты", "кочевники/активисты" и "герои/примиренцы". Поскольку смена типов происходила почти без сбоев, авторы книги назвали периоды, в которые проживали эти поколения, по аналогии со временами года: "зимний" период (для "художников), "весенний" (для "пророков"), "летний" (для "кочевников") и "осенний" (для "героев"). Чуть позже соавторы открытия написали вторую книгу - "The Fourth Turning" ("Четвертое превращение"). На основе двух этих трудов и родилась теория, известная сейчас как теория поколений.
Старый - что малый
В России единовременно сосуществуют представители шести поколений, и представители крайних поколений очень похожи друг на друга. Правда, они не совсем совпадают с теми поколениями, о которых говорили в своих книгах Хоув и Штраус. Все-таки российские реалии довольно далеки от штатовских. Поэтому для нашей страны теорию пришлось адаптировать. Занимались этим российские ученые: кандидат наук в области психолингвистики, преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве РФ Евгения Шамис и кандидат психологических наук Алексей Антипов. И получилось следующее.
Поколение GI
Среди ныне живущих россиян самыми старшими являются родившиеся в период "осени" 1901-1922 годов - "герои". Они получили условное название "поколение GI", или "поколение победителей". Их ценностные установки формировались в период до начала 30-х годов. А это значит, что на них наложили свой отпечаток целых три революции - 1905 года, февральская 1917-го и октябрьская 1917-го, а также гражданская война, две пандемии (холера и "испанка"), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Как следствие - те, кому сейчас больше 89, несмотря ни на что, почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью.
Современники Павки Корчагина, они и в свои 90 лет будут ходить, требовать, воевать. Для "победителей" жизнь - это непрерывная борьба, вне которой они себя ощущают некомфортно и неуверенно. А вот воевать они умеют хорошо. При этом GI - неисправимые оптимисты, свято верящие в идеалы светлого будущего, в то, что "через четыре года здесь будет город-сад". "Победители" - лучший выбор для тех, кто хочет организовать пикет, демонстрацию или шествие. Они готовы стоять насмерть не за деньги, а "за правду". Деньги для них вообще не важны - слишком четко отпечатались в их подсознании времена, когда они вообще ничего не решали и ими оклеивали стены туалетов. Зато идеологическая накачка, база для них важна. Ради принятой идеологии они готовы терпеть лишения и идти на жертвы.
Из них вышли настоящие герои: войны - Александр Покрышкин (1913 год), Алексей Маресьев (1916), Николай Гастелло (1907), Иван Кожедуб (1920) - и труда - Алексей Стаханов (1906), Паша Ангелина (1913). И просто герои - такие, как Валерий Чкалов (1904).
Молчуны
Следующее поколение, родившееся в период с 1923 по 1942 год ("зима", "художники"), получило название молчаливого поколения. "Молчаливые" - почти полная противоположность породившим их "победителям". Воспитанные в жесточайших условиях, они молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека. Начальник, с их точки зрения, просто не может быть не прав. Полное и беспрекословное подчинение - это незыблемая жизненная установка.
То, что именно в их "период роста" были изобретены антибиотики, благодаря которым медицина поднялась на новый уровень, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Слово доктора для "молчаливых" - закон, не подлежащий обсуждению.
Понятие "семья" для "молчуна" свято. В ней он чувствует себя полноценным и свободным человеком. В семье он может говорить на любые темы, обсуждать проблемы, о которых будет молчать в любых других местах. А вот на работе, в поликлинике, в санатории, в гостях, даже в лесу и на курорте он будет контролировать себя, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего, что запросто может осложнить его жизнь.
Активный отдых обязательно нацелен на пополнение запасов еды, которой ему так не хватало в детстве. Холодильник "молчаливого" всегда забит продуктами, консервами, замороженными пельменями, на полках стоят банки с вареньями, солениями и маринадами собственного приготовления. Молодое поколение часто ругает своих "дедов" за упорную посадку на даче картошки, лука и прочих продуктов. Они не могут понять, что для "молчаливых" уже сам вид растущих у них и для них овощей и фруктов вызывает подсознательную успокоенность, уверенность в завтрашнем дне и даже счастье.
"Молчаливые" по своей натуре созерцатели. Их взгляд больше устремлен во внутренний мир - мир собственных представлений. Неслучайно подавляющее большинство деятелей культуры и науки, которыми гордится наша страна, принадлежит именно к этому поколению. Это Мстислав Ростропович (1927), Родион Щедрин (1932), Майя Плисецкая (1925), Евгений Евтушенко (1933), Роберт Рождественский (1932), Виктор Астафьев (1924), Валентин Распутин (1937), братья Аркадий и Борис Стругацкие (1925 и 1933).
Бумеры
Поколение бэби-бумеров ("весна" 1943-1962 годов, "пророки") названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Но их "победное" настроение сильно отличается от настроения поколения GI и в корне - от настроения "молчаливых". Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они сопричастны лично. Гагарин летел в космос не один - вместе с ним на борту маленького космического корабля "Восток" летели все девчонки и мальчишки Советского Союза. Жаботинский не один поднимал штангу на Олимпиаде в Токио - вместе с ним ее поднимала целая страна.
Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер - это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Бумер - трудоголик, лучший подарок для работодателя. Для достижения поставленной перед ним цели он не остановится ни перед чем. Главное для него - победа, но при этом бумер предпочитает работать в команде, ибо именно команда, коллектив выполняют для него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и вне которой он ничего из себя не представлял. Лучший спорт - это футбол, хоккей, баскетбол. Лучший отдых - туризм или та же дача, где вместо картошки они уже сажают цветы, в крайнем случае - помидоры.
По их мнению, отличительными качествами хорошего человека являются активность и любознательность. Отсюда почти священный культ молодости: бумеры заботятся о здоровье, посещают фитнес-клубы, стараются бегать по утрам, ходят в баню, проходят медобследования, стараясь не заболеть. Все для того, чтобы подольше оставаться активным и любознательным человеком. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и фактически смерти.
Стремление к лидерству в их душе прекрасно уживается со страстью к коллективизму. Из бумеров получаются великолепные политики, партийные и общественные деятели. Это самые известные из российских политиков - от Геннадия Зюганова (1944) и Владимира Жириновского (1946) до Григория Явлинского (1952) и Владимира Путина (1952).
Поколение X
Их дети - "неизвестное поколение" ("дети с ключом на шее") - родились в 1963-1983 годах ("лето", "кочевники"). Фоном для них были холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся во время поколения Х по стране бум разводов сделал их более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе - более самостоятельными. У бумеров заботы о подрастающем поколении не были приоритетными. Напротив, с их точки зрения, ребенок должен был быть тем более счастлив, чем с большим числом трудностей он сталкивался. Именно оттуда и пошел "ключ на шее" - символ ранней самостоятельности. Представители поколения Х в детстве могли самостоятельно бродить по городу, сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Все это привело к тому, что, став взрослыми, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт.
К чужой помощи поколение Х прибегает крайне редко и неохотно, становясь "боевой единицей в сам в себе". Представитель поколения Х - индивидуалист, противник всяческой толпы, тусовок. Даже выбирая себе для занятий вид спорта, он останавливает выбор обычно на борьбе и боксе для мальчиков либо на гимнастике и фигурном катании для девочек.
Главная ценность для него - возможность выбора. Если бумер был рад работать токарем при условии, что он был лучшим токарем на заводе, представителя поколения Х такая работа уже не устраивает, потому что он сам должен выбирать, какие ему детали точить. Лучшая работа для него - та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. А лучший отдых - пансионат, санаторий, пляж.
При этом представители поколения Х довольно циничны и прагматичны. Родина для представителя поколения Х - это его семья, его близкие, его дети. Еще одна ценность для него - время. Поэтому они "уважают" полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу. Да и туда они идут только в крайнем случае, не доверяя врачам и предпочитая лечиться самостоятельно.
Все это приводит к тому, что из них получаются прекрасные бизнесмены. И Роман Абрамович (1966), и Михаил Ходорковский (1963), и Олег Дерипаска (1968), и Алексей Мордашов (1965), и Михаил Прохоров (1965), и Михаил Фридман (1964) - все они когда-то носили тот же "ключ на шее", который потом открыл им двери в мир самостоятельного бизнеса.
Поколение Y
Родившееся в период "осени" 1984-2000 годов "герои" сейчас только вступают в фазу активной жизни. Как и положено, представители этого поколения очень похожи на поколение GI. Основные события их становления - это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Они наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие - им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Кстати, одно из прозвищ, которым социологи нарекли представителей поколения Y, - "поколение большого пальца": от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно - они прекрасно "живут" в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Следование моде - это вообще их кредо, а цель жизни - получение удовольствия в максимальных размерах. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить свое тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.
Загадочные Z
Наше будущее принадлежит не нам, а детям. С этим утверждением невозможно не согласиться. И представители поколения Z, что появились на свет после 2001 года, безусловно, будут строить его таким, каким им будет удобно.
По прогнозам теоретиков поколений, они вырастут идеалистами. Так же, как старые "молчаливые" уходили из опасного и жестокого сталинского предвоенного мира в идеальный мир книг, новые "молчаливые" будут уходить в мир виртуальной реальности. Постоянно ожидая новых террористических актов, в условиях роста информации о криминале, о маньяках и несчастных случаях, их родители (поколение Y) начинают гиперопекать своих детей. Последние почти лишаются какой-либо самостоятельности, у них воспитывается почти священный страх перед чужаками, перед незнакомым и непонятным. Полноценными личностями они становятся лишь в виртуале, вход в который для них прост и естественен, а для представителей других поколений - сложен и непонятен. Это поколение поэтов, живописцев и композиторов. Они будут прекрасно ориентироваться в субъективных моделированных ситуациях, не понимая и не принимая методов командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в каждой команде. Они создадут для себя в компьютерной сети собственный мир - удобный и безопасный. А поход в реальный магазин для них будет довольно тяжкой и совсем не приятной обязанностью.
Как и "молчаливые", которым так нравились ныне почти исчезнувшие оптовые рынки, представители поколения Z будут запасать продукты впрок, поэтому особенной любовью у них будут пользоваться оптовые магазины, подобные нынешнему METRO. В технике они будут ценить надежность, долговечность и, как ни странно, блочность - когда сломавшийся блок можно спокойно заменить на запасной. Популярностью будут пользоваться службы ремонта и точки продаж запасных частей/блоков. А вот одноразовые товары спросом пользоваться перестанут.
Потеряют свою привлекательность и гипермаркеты - они на чисто подсознательном уровне будут казаться им слишком опасными. Большое скопление людей в малом пространстве, масса незнакомых - идеальное место для теракта, постоянное ожидание которого для них - норма.
Большую роль в их жизни приобретут книги. Их будут покупать в очень больших количествах, несмотря на то, что их можно будет читать и на компьютере. В моду войдут настольные игры, ибо это станет для поколения Z некоей зацепкой, связывающей их виртуальный и реальный миры. Своим детям они будут покупать сугубо технические игрушки, ибо высокая технология для них будет служить символом силы. Скорее всего это будут электронные конструкторы и наборы, подобные старым - "Юный химик", "Юный оптик", но на более высоком уровне - "Юный нанотехнолог", "Юный биотехнолог", "Юный генетик". Бессмысленные игрушки вроде Кена или Барби их уже не будут интересовать, ибо в них нет никакой практической пользы. А люди нового поколения, несмотря на весь свой романтизм и идеализм, будут весьма практичными. Да-да, идеалисты-прагматики. Считаете, таких не бывает? Что ж, поживем - увидим. Буквально через 20 лет.
ЛИКБЕЗ Дело в подходе
В основу теории была положена мысль о том, что поведение каждого индивида зависит от того, в каких условиях он воспитывался до 12-14 лет. Именно до этого возраста у человека формируется индивидуальная система ценностей, некий сборник правил, система не подлежащих сомнению аксиом, которую он и проносит через всю оставшуюся жизнь. В раннем возрасте человек еще не умеет анализировать происходящее вокруг, у него еще не сформировалось понятие о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть правильно, а что нет. Все, что он получает в этот период, все установки и жизненные уроки он усваивает как аксиому, нечто само собой разумеющееся и не требующее расшифровки. Все это закладывается на подсознательном уровне и превращается в настоящий фундамент, на котором уже и строится здание сознательной жизни. Не будет фундамента - и все рухнет. А то, каким этот фундамент выйдет, зависит от того, в каких условиях ребенок рос, какие события в этот период роста происходили и как его воспитывали в семье.
Будущее Государство Z
Опираясь на общую концепцию личностных характеристик, можно заглянуть в будущее и с большой уверенностью предположить, какой будет наша страна к 2040 году. В это время сформированная система ценностей поколения Z (2001-..., "зима", "художники") станет превалирующей. Их становление и осознание себя и своих запросов происходит в стране, постепенно выбирающейся из экономического кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, госаппарат обретает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов и войн, а также новых страшных эпидемий вроде птичьего или свиного гриппа. Сходство с условиями, в которых формировалось "молчаливое" поколение, очевидно. А значит, можно смело предположить, что представители этого поколения будут повторять своих прапрадедов, и из их рядов вырастут великие русские поэты, художники, писатели и музыканты, поднимающие на новые высоты престиж социально сильного великого государства.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)