За прошедшее десятилетие в Беларуси покончили жизнь самоубийством свыше 30 тысяч человек. Это количество сопоставимо с тем, как если бы полностью вымерли несколько районных центров. Нельзя сказать, что государство закрывает глаза на проблему, но некоторые аспекты ее решения по неизвестным причинам остаются необнародованными и даже засекреченными.
Несмотря на статистические «достижения» в плане снижения количества суицидов, наша страна по этому показателю стабильно входит в число мировых лидеров. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к странам с высоким уровнем суицидов относятся те, где этот показатель выше 20 случаев в расчете на 100 тысяч жителей.
За две минувшие пятилетки наш печальный показатель хоть и уменьшился с 34,9 (2000 год) до 26,1 (2010 год) случая на 100 тысяч населения, однако он по-прежнему остается большим. Судя по всему, высокое место в списке лидеров-суицидников Беларусь сохранит и по итогам 2011 года. За январь-июль уровень суицидов снизился по сравнению с аналогичным периодом 2010-го с 13,3 до 11,3 случая, но год не закончился, а на белорусском дворе — бьющий по нервам кризис, который реально способен поставить перед конкретным человеком вопрос: жить или не жить?
Следует учитывать и нерадостную демографическую ситуацию: всего за десять лет общая численность населения Беларуси уменьшилась более чем на полмиллиона человек. При сохранении такой динамики лет через десять количество ушедших в мир иной придется сопоставлять с целой вымершей областью. Поэтому государство и задумалось: если нельзя силой заставить белорусов размножаться, то надо хотя бы попытаться сохранить то, что имеется в наличии и губит себя. И дело закипело по аналогии борьбы с алкоголиками и наркоманами: работа началась с разработки программ и планов.
Еще в 2007 году Минздрав подготовил проект Государственной программы национальных действий по профилактике самоубийств. Можно предположить, что столь серьезные намерения возникли не на пустом месте, а в результате анализа. В 2006 году, например, из 16 тысяч человек, умерших от внешних причин, 2923 погибли от случайных отравлений алкоголем, 2079 — в связи с дорожно-транспортными происшествиями, более тысячи — в результате утоплений, а добровольно ушли из жизни 2825 человек.
В СМИ довольно часто упоминался проект этой госпрограммы, но как-то незаметно из его названия испарилось два слова — «национальных действий». Но и с укороченным названием этот документ до сих пор свет не увидел. За что эту программу и на каком уровне зарубили, можно только гадать. В то же время о проблеме суицидов не забыли, и Минздраву было поручено подготовить уже не госпрограмму, а всего лишь Комплексный план по профилактике самоубийств на 2009-2012 годы. На него ссылались и до сих пор ссылаются многие специалисты, однако сей документ тоже пока не обнародован; по крайней мере, на сайте ответственного за его разработку и реализацию Минздрава он отсутствует.
В ходе процесса поиска текста этого документа интернет-газете Naviny.by удалось найти более интересные документы, косвенно свидетельствующие о том, что ситуация с самоубийствами в Беларуси на деле может быть более серьезной, чем «подается» госструктурами.
Как следует из письма Минздрава от 1 июня 2009 года № 02-2-10/1736, «Комплексный план по профилактике самоубийств на 2009-2012 годы» был подготовлен Минздравом «во исполнение поручения» президента. В этом ничего удивительного нет, однако поручение Александра Лукашенко от 9 февраля 2009 года помечено грифом ДСП (для служебного пользования). Очевидно, основания для этого имелись, ибо утечка информации такого рода чревата для виновного моментальным увольнением. Не исключено, что в связи с этим некая «секретность» висит и над самим 15-страничным комплексным планом. Хотя, по большому счету, скрывать-то особо и нечего.
В распоряжении Naviny.by имеется текст так называемого «обоснования необходимости» упомянутого комплексного плана, принятие которого «обусловлено актуальностью и особой социальной значимостью проблемы суицидов для Республики Беларусь». Это своего рода пояснительная записка, насыщенная статистикой и чисто бюрократическими выражениями: «повысить уровень ответственности и морально-нравственные устои общества», «организовать и обеспечить», «стабилизировать и снизить число суицидов среди населения».
Заслуживает внимания хотя бы вот этот абзац обоснования, дающий, на взгляд автора, объяснение, почему государство так озаботилось проблемой суицидов: «Экономические затраты государства в связи с проблемой суицидов включают в себя не только прямые потери, связанные с сокращением трудоспособного населения, но и расходы на систему профилактики суицидов и лечение лиц, совершивших попытки суицидов, а также уменьшение доходов в связи со смертностью в результате суицидов. Нравственные и социально-психологические аспекты проблемы суицидов также приносят тяжелый ущерб государству и обществу, как в самом государстве, так и за его пределами».
Говоря простым и понятным языком: самоубийцы наносят вред экономике и портят имидж Беларуси. Более того, добровольный уход из жизни трудоспособного человека (а таких по официальной статистике свыше 80%) требует и преждевременных затрат в виде так называемых «гробовых» — пособий на погребение. Официально установлено, что это пособие «составляет сумму в размере заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти». В 2010 году в Беларуси счеты с жизнью свели 2474 человека, а это значит, что, по самым скромным подсчетам, государство потратилось на «гробовые» в размере более 3,5 млрд. рублей.
От самоубийц — одни убытки. В то же время дополнительно тратить деньги на предупреждение суицидов государству не с руки. Других проблем сегодня хватает. По сведениям Naviny.by, одной из главных причин отсутствия в стране госпрограммы по профилактике самоубийств стала именно нехватка денег. Реализация же мероприятий комплексного плана, как сказано, в объяснении Минздрава, «не требует привлечения дополнительных средств»…
Виктор ФЕДОРОВИЧ. «Белорусский новости», 10 сентября 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)