Ученые утверждают: человек разумный был лишен необходимого иммунитета, пока не получил его от неандертальца
Американские генетики из Стэнфордского университета под руководством профессора Питера Пэрхэма провели сравнительное исследование ДНК современного человека, неандертальца и открытого недавно на Алтае представителя так называемой денисовской культуры. И теперь берутся утверждать: наш иммунитет способен противостоять различным болезням во многом благодаря тому, что наши далекие предки в ходе планетарной миграции скрещивались с неандертальцами. Якобы именно таким образом возник тот биологический вид, представителями которого все мы сегодня являемся. Если это так, то классическую гипотезу о том, что Африка является единственной колыбелью человека разумного, придется пересмотреть.
Свидетель родства
Генетики заинтересовались определенным участком в геноме шестой хромосомы. Он является наиболее изменчивым, а также несет целый кластер генов HLA (человеческие лейкоцитарные антигены. — «Итоги»), которые определяют кодирование белков, помогающих иммунной системе распознавать чужеродные бактерии и вирусы и готовить иммунный ответ организма. Ученые пришли к выводу, что некоторые народы, населяющие планету сегодня, получили часть антигенов от денисовского человека. Группа Питера Пэрхэма нашла пока что один общий геном B73*, который имеется в ДНК денисовца и у народов, населяющих сегодня Переднюю Азию, то есть жителей Закавказья, Ближнего Востока, Аравийского полуострова. Из этого, собственно, и был сделан вывод, что ранние представители людей разумных и архаичные виды в далекие времена могли не только пересекаться, но и скрещивались, давая потомство. Исследователи берут на себя смелость утверждать, что гены денисовца и неандертальца ответственны чуть ли не за половину вариаций HLA современного человека.
Такое вполне возможно, однако наличию общего гена есть более простое объяснение. «Нет ничего удивительного в том, что у неандертальцев или денисовцев обнаружили специфичности, которые есть у современного человека», — говорит заместитель директора по науке и инновациям ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России, заведующий отделом иммуногенетики доктор медицинских наук Леонид Алексеев. И вот почему. Если исходить из дарвинистических позиций, то получается, что у homo sapiens, неандертальцев и денисовцев был общий предок. Архаичные люди могли спокойно получить геном от него и пронести через поколения.
Согласно бытующей ныне гипотезе разделение человечества на виды происходило по «африканской модели». Историк и автор книги «Индоевропейцы Евразии и славяне» Алексей Гудзь-Марков исходит из того, что миллионы лет назад в Африке появился один наш общий предок. По его мнению, первым колыбель человечества около миллиона лет назад покинул именно так называемый денисовский человек. Представители этого вида предположительно заселились на территории современной Азии. Затем, около 300 тысяч лет назад, Черный континент якобы покинули неандертальцы. Они расселились в лучших с климатической точки зрения частях нынешней Евразии, там, где сегодня находятся Испания, Италия, Балканы и Средняя Азия. А вот на счету представителей homo sapiens три попытки мигрировать из Африки. Первая, пишет Гудзь-Марков, была совершена около 100 тысяч лет назад. Однако на пути переселенцев встал южный край ледника, который находился в пределах современных Египта и Израиля и растаял окончательно всего-то 10 тысяч лет назад. Второй выход из Африки был совершен через Африканский рог на Аравийский полуостров и далее в Индию и Китай. Это было 80 тысяч лет назад. Постепенно homo sapiens заселил Австралию, острова Тихого океана, а также Северную и Южную Америку. 40—50 тысяч лет назад представители вида пришли в Восточную Европу, к самой верхней кромке ледника. Она проходила по современной линии Москва — Варшава — Лондон. Когда ледник растаял, собственно и начался активный эволюционный процесс, в результате которого из представителей вида homo sapiens стали выкристаллизовываться отдельные расы. Так в общих чертах выглядит «африканская модель».
На готовенькое
Если исходить из этой гипотезы, вполне можно предположить, что та самая специфичность генома B73*, найденная у современных жителей Передней Азии, могла сохраниться с тех времен, когда человек еще не разделился на виды и не покинул свою африканскую колыбель. Однако у Питера Пэрхэма другое мнение. По его словам, гены HLA сильно изменчивы и не могли сохраниться в течение такого долгого срока в шестой хромосоме. Более того, исследования ДНК современных людей показали, что у самих коренных африканцев специфичность B73* практически отсутствует. Этот факт только подтверждает теорию генетика. Редкие случаи обнаружения этого генома у жителей Черного континента говорят лишь о том, что в какой-то период происходила незначительная обратная миграция homo sapiens.
По версии американцев, события могли выглядеть следующим образом. Покинув прародину, денисовский человек долго скитался по миру, заселив в итоге Евразию. Там он преспокойно жил без малого 700 тысяч лет. В течение этого срока у него выработался иммунитет, способный противостоять большинству заболеваний, встречающихся в зоне его обитания. Потом в Европу пришли неандертальцы, которые также 200 тысяч лет накапливали необходимые для выживания гены, кодирующие их иммунную систему. И вполне возможно, что неандертальцы и денисовцы давали общее потомство. Когда же коренные африканцы наконец-то окончательно покинули Черный континент и расселились в уже занятых районах, то фактически они пришли на все готовенькое. Им оставалось только скреститься с аборигенами и получить жизнеспособное потомство, уже неплохо приспособленное к жизни на новых территориях. Ведь, как известно, иммунитет у ребенка формируется за счет геномов отца и матери. Причем от каждого он получает генов поровну. То есть так homo sapiens обрели от своих архаичных сородичей отменное здоровье.
Необходимо добавить, что специалисты сегодня уже не делают большой разницы между денисовцами и неандертальцами. Если в 2010 году анализ митохондриальной ДНК денисовца, найденного в алтайской пещере, показал, что этот вид сильно отличается как от неандертальца, так и от homo sapiens, то теперь специалисты Института эволюционной антропологии Макса Планка говорят, что новые данные показывают совсем небольшое различие видов. Теперь денисовца считают сестринской группой неандертальца, на что и указывает Питер Пэрхэм в своем исследовании.
Камень в огород Дарвина
Казалось бы, все выходит гладко. Однако у специалистов возникли сомнения относительно того, могло ли вообще быть общее потомство у homo sapiens и других видов древнего человека. Как считает Леонид Алексеев, все та же иммунная система помимо борьбы с чужеродными элементами, попадающими в организм, следит еще и за чистотой потомства. То есть противостоит межвидовому скрещиванию. И здесь кроется главный вопрос: насколько были генетически близки homo sapiens, неандертальцы и денисовцы и могли ли у них в результате скрещивания получаться жизнеспособные дети. С одной стороны, если у них был общий африканский предок, то такую близость нельзя исключать. С другой, стоит вспомнить опыты по скрещиванию человека с обезьяной, проводившиеся в советское время в сухумском питомнике. Тогда потомства не получилось. Хотя, если верить все той же дарвиновской теории, обезьяна также является родственной человеку и даже его далеким предком. Выходит, что или Дарвин ошибся, или Питер Пэрхэм.
Но если скрещивания не было, откуда у нас ген B73*? Он мог развиться у человека автономно из-за сильной изменчивости геномов, отвечающих за иммунитет. Только сегодня их известно около трех тысяч, причем это число постоянно увеличивается благодаря мутации. «Одна из основных причин, — объясняет Леонид Алексеев, — почему человек стал, как принято говорить, венцом природы, заключается в наибольшей сопротивляемости за счет многообразия. Наш организм находит ответ на все. У неандертальца же этого свойства не было. Поэтому он и вымер».
Как бы то ни было, работа Питера Пэрхэма может привести к пересмотру, казалось бы, устоявшейся теории об общем предке современного человека. Некоторые специалисты уже берутся утверждать, что, если появление генома B73* у человека разумного не связано со скрещиванием с архаичными видами людей, это может указывать на то, что homo sapiens не были выходцами из Африки. Это станет весомым аргументом для той части научного сообщества, которая настаивает, что человеческая популяция возникла автономно на нескольких континентах, не будучи детерминирована общими африканскими корнями.
Мнения Евгений Рогаев, доктор биологических наук, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики им. Вавилова РАН:
— Нельзя говорить, что благодаря этому геному человеческая цивилизация выживает. Это все спекуляции. Африканцы обходятся без этой вариации гена, и ничего. Полученные данные, с моей точки зрения, подтверждают, что скрещивание каких-то архаичных групп людей могло иметь место. Зато всплывает вопрос о происхождении человека — было ли оно мультирегиональным или все-таки мы произошли из Африки? Проблема в том, что по существу анализируются всего один-два денисовских человека. Представьте себе, что в современной популяции тысячи вариантов генов, а мы пока смотрим на один вариант какого-то человека. Это значит, что все выводы предварительные. Александр Белов, палеоантрополог:
— Мы не имеем ни в одной расовой группе современных людей неандертальских признаков — весьма своеобразных. Это указывает на отсутствие половых контактов между сапиенсами и неандертальцами. Неандертальцы отличались очень сильно. Их череп имел иную форму, чем у современных людей: лоб убегал назад, имелся сплошной надглазничный валик, присутствовал так называемый шиньонский затылок, затылочное отверстие располагалось ближе к краю черепа, глазницы имели другую форму, нижняя челюсть очень массивна, отсутствовал подбородок... Этот ряд можно продолжать долго. Морфология неандертальцев весьма сильно отличается от нашей. Это указывает на то, что неандертальцы не только не скрещивались с сапиенсами, но и имели иной источник происхождения. Вместе с тем первые люди в большей степени были похожи на современных европейцев. Вероятно, можно утверждать, что европеоиды сохранили в большей степени базовый морфотип первых людей — своих предков.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)