В Госдуме обсудили плюсы и минусы демографической
политики
Улучшение демографической ситуации в России стало главной темой
двух мероприятий, прошедших в понедельник в Госдуме. Сначала на
заседании комитета по труду и социальной политике депутаты обсудили
новые инициативы правительства, касающиеся помощи отстающим по демографическим
показателям регионам. А затем глава комитета по защите семьи Нина
Останина рассказала студентам, почему не работают уже принятые законы
по стимулированию рождаемости.
Думский комитет по труду обсудил 21 октября вопрос о предоставлении
субсидий регионам, отстающим по демографическим показателям (менее
1,4 новорожденного на женщину). По словам первого замминистра труда
и соцзащиты Ольги Баталиной, представившей соответствующие проекты,
до 2030 года федеральный центр распределит на эти цели по 41 региону
75 млрд руб. Для этого правительство разработало 12 показателей:
будут учитываться, например, доля женщин репродуктивного возраста,
динамика рождений в городской и сельской местности, миграционная
убыль, число абортов, доходы домохозяйств и пр.
По сумме параметров для каждого региона сформируют итоговый показатель,
исходя из которого и будет принято решение об объемах субсидирования
по трем "группам мероприятий" - развитие инфраструктуры,
выплаты беременным и роженицам, улучшение жилищных условий.
Членов комитета предложенные параметры удовлетворили, но озабоченность
вызвали сжатые сроки оценки эффективности этих мер (один год) и
возможные попытки некоторых граждан получить господдержку сомнительными
методами (например, при помощи фиктивных разводов). Планирование
и сама беременность занимают больше года, заметила Светлана Бессараб
("Единая Россия"), поэтому нельзя будет "оценить
эффективность новых мер по числу рождений за 2025 год".
Махинации с субсидиями невозможны в силу архитектуры самих программ,
заверила госпожа Баталина, а увеличение сроков оценки в Белом доме
считают нецелесообразным: "Вы правы, эффект в полном объеме
мы не сможем оценить в 2025 году, но действие региональных программ,
которые работают с 2023 года, будет заметно уже по итогам 2024-го".
По словам замминистра, сейчас власти "находятся в непростых
условиях", ведь целевой показатель к 2030 году (1,6 рождения
на женщину) превышает даже оптимистичный прогноз Росстата. "Конечно,
помимо усилий власти много что влияет на принятие семьями решений,-
рассуждала чиновница. - Но для нас самое главное - чтобы регионы
потихоньку выходили из зоны демографического спада".
О финансовой поддержке регионов с низкой рождаемостью чуть позже
говорили и на встрече председателя комитета Думы по защите семьи,
вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной (КПРФ)
со студентами Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.
Появление в бюджете соответствующих расходных статей она отнесла
к заслугам своего комитета. Вспомнили на мероприятии и о фиктивных
разводах - на этот раз в контексте закона о едином пособии по рождению
ребенка. Проблема этого закона, на взгляд госпожи Останиной, в том,
что помощь предоставляется по неким материальным критериям. "Эту
меру преподносят как демографическую, но она привела не к всплеску
рождаемости, а к увеличению количества разводов, потому что для
получения помощи надо было попасть в категорию малоимущих",-
посетовала глава комитета. По ее мнению, борьба с фиктивными разводами
бессмысленна, потому что поймать граждан на нарушении затруднительно.
Вместо этого надо продумывать более гибкие критерии получения помощи.
Отметив ряд позитивных тенденций в демографической политике (например,
указ президента о помощи многодетным семьям и недавно принятый закон
о налоговых вычетах для родителей двух и более детей), Нина Останина
рассказала и о том, что еще можно было бы сделать. В идеале, по
ее мнению, нужен отдельный закон о мерах поддержки молодой семьи,
но пока его нет, глава комитета надеется хотя бы на принятие ее
поправки к законопроекту о молодежной политике, узаконивающей понятие
"студенческой семьи" и предоставление таким семьям особых
мер поддержки (например, "социальной няни"). Ну а уже
действующим программам часто просто не хватает финансирования, добавила
госпожа Останина, приведя в пример госпрограмму "Жилье молодой
семье": "На все про все 4 млрд 100 млн руб., в очереди
133 тыс. семей, ежегодно 11 тыс. семей получают жилье. Так что,
если вы сейчас заразитесь оптимизмом и подумаете, что завтра побежите,
встанете в очередь и вам дадут жилье - не дадут".
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Григорий ЛЕЙБА.
Коммерсантъ, 21 октября 2024 года