… об отношении
российского общества к запрету пропаганды чайлдфри
Чайлд побери!
Большинство опрошенных ВЦИОМ сомневаются в эффективности
запрета пропаганды бездетности
Наказание за пропаганду бездетности не поддерживают 48% россиян,
а среди молодежи этот показатель достигает 72% - таковы результаты
опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
55% респондентов считают, что такая мера никак не повлияет на демографическую
ситуацию в стране. Эксперты констатируют: на "репродуктивное
поведение россиян" влияют не чайлдфри, а проблемы с материальным
положением и уверенностью в завтрашнем дне.
ВЦИОМ опубликовал исследование об отношении россиян к денежным наказаниям
за пропаганду чайлдфри. Всероссийский телефонный опрос прошел 29
сентября, в нем участвовали 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет.
25 сентября межфракционная группа депутатов и сенаторов внесла в
Госдуму законопроект о запрете распространения "информации,
пропагандирующей отказ от деторождения" в интернете, СМИ, кинофильмах
и рекламе. Необходимость таких мер депутаты обосновали утверждением,
что "идеология бездетности" является "угрозой традиционным
ценностям" и "формирует обстоятельства для депопуляции".
17 октября Госдума после долгого обсуждения приняла законопроект
в первом чтении. За нарушение запрета предполагается взимать штрафы:
для обычных граждан - до 100 тыс. руб., для должностных лиц - до
200 тыс. руб., для юридических лиц - до 1 млн руб. Помимо этого,
юрлицам грозит принудительная приостановка деятельности на срок
до 90 суток.
48% опрошенных ВЦИОМ выступили против штрафов. Среди рожденных в
1992-2006 годах доля противников административной ответственности
за пропаганду чайлдфри достигает 72%, а это поколение россиян репродуктивного
возраста, отмечает ВЦИОМ.
Поддержали наказание за пропаганду бездетности 44% россиян, особенно
популярна такая депутатская инициатива среди рожденных в 1968-1981
годах (52%). При этом 55% опрошенных полагают, что угроза штрафов
никак не повлияет на уровень рождаемости (но 41% высказавших такое
мнение все равно поддерживает идею наказания за пропаганду чайлдфри).
25% респондентов считают, что подобные меры принесут
больше пользы, и почти столько же (24%) видят в этом больше вреда.
41% опрошенных уверен, что запрет не даст никакого эффекта. "Значительная
часть россиян (65%) сомневается в эффективности и целесообразности
таких мер", - делает вывод ВЦИОМ.
Исследователи отмечают, что "мужчины и женщины оказались близки
в своих мнениях" и это "может указывать на трансформацию
привычных гендерных взглядов на родительство", поскольку "эти
вопросы становятся равнозначно важными для мужчин и женщин".
"Идеология чайлдфри скорее вызывает обсуждения и эпатаж, чем
реально влияет на репродуктивные установки россиян, - считает советник
гендиректора ВЦИОМа Елена Михайлова. - Потенциальные демографические
эффекты от введения штрафов за популяризацию бездетности большинством
россиян оцениваются скептически. Ключевые факторы, определяющие
репродуктивное поведение, - это особенности взаимоотношений с партнером,
состояние здоровья, материальное положение, жилищные условия, стабильность
ситуации на рынке труда, уверенность в завтрашнем дне".
"У младшего поколения - а именно оно является целевой аудиторией
запрета пропаганды чайлдфри - среди ценностных установок превалируют
личный успех и стабильность. Они представляются сложнее достижимыми
при наличии новорожденного, - говорит доцент кафедры статистики
РЭУ имени Плеханова Ольга Лебединская.- Чтобы изменить такую установку,
административных мер недостаточно. Для этого нужны комплекс мероприятий
по продвижению ценности семьи как основы гармоничного развития личности,
а еще материальные условия для рождения и воспитания детей".
Основатель центра социального проектирования "Платформа"
социолог Алексей Фирсов предполагает, что штрафы за пропаганду чайлдфри
у многих ассоциируются с налогом на бездетность, который существовал
в СССР с 1941 по 1991 год.
Мнение о советской практике - негативное или позитивное - в итоге
переносится на свежую инициативу депутатов. "При этом в обществе
не понимают, что такое пропаганда чайлдфри, а законодатели никак
не разъяснили этот момент, - говорит эксперт. - Поэтому людям сложно
внятно высказаться об эффективности таких мер". Господин Фирсов
добавляет, что непонимание граждан усиливают иностранное слово "чайлдфри",
а также фактическое отсутствие в реальности конкретного единого
движения, против которого направлен запрет.
Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсантъ, 21 октября 2024
года